Полярные пейзажи художника А. А. Борисова
Поместив на сайте «Проза.ру» миниатюру об исследователе Арктики, художнике Александре Алексеевиче Борисове и его участии в полярных исследованиях конца 1890-х, начала 1900-х гг.[1], решил продолжить свой рассказ о нем уже как о художнике. А точнее – поговорить о его северных пейзажах.
Так помещенный выше пейзаж, выполненный «почти замерзшей» кистью, входит в число 25-ти работ (пейзажей) А. Борисова, представленных в интернете на сайте «Арт – каталог», а также в число 17-ти пейзажей, выполненных в 1896 году. При этом лишь восемь пейзажей из 25-ти были выполнены им в более позднее время.
Замечу также, что только семь пейзажей из 25-ти художник выполнил на Мурманском берегу, а все остальные он написал во время трех своих плаваний. При этом пейзаж, приложенный к миниатюре, входит, по моему субъективному мнению, в число наиболее замечательных картин художника.
Знакомясь с тем, в каких музеях находятся 25 пейзажей Борисова, установил, что 16 из них находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, три – в Архангельском музее изобразительных искусств, два - в Национальном художественном музее Республика Саха (Якутия)
По одной картине А. Борисова имеют Томский областной художественный музей, Нижегородский государственный художественный музей, Российский государственный музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург) и Вологодская областная картинная галерея.
Зная, какое огромное количество этюдов было создано Борисовым за время его плаваний в Маточкин шар и на Вайгач в 1901-1902 гг. в [1], могу лишь предположить, что значительная часть написанных художником картин оказалась в дальнейшем в частных коллекциях, в том числе и за рубежом.
Глядя на приведенный выше пейзаж, чувствуешь холодное «дыхание» севера, к которому так тянулся художник. Далее, четкое разбиение полотна картины на три условных фрагмента - берег с валунами и крупной отшлифованной волнами галькой, полоса моря с небольшой шлюпкой и спущенными парусами, удаленные белые горы - создает ощущение пространства и одиночества. Небогатая гамма цветов усиливает это ощущение.
Замечу еще, что форма и размеры шлюпки близки тем, что через два года после написания обсуждаемой нами картины будет иметь «собственная» яхта Борисова «Мечта», на которой он отправится к берегам Новой Земли. И, которая, застряв во льдах, утонет в водах Карского моря, оставив путешественников (восемь человек) на плавающей льдине.
Говорить о пейзажах, не видя их, почти невозможно. Поэтому дам рекомендации познакомиться с теми публикациями, имеющимися в интернете, на которых можно увидеть как сами картины, так и ознакомиться с познавательной информацией о них.
Целесообразно, прежде всего, посетить сайт «Арт – каталог», набрав в интернете ключевые слова « Арт-каталог Борисов 25 произведений». При этом на мониторе появятся все те пейзажи, о которых шла речь выше. С ними можно просто познакомиться, скачав изображения в полном размере и листая «картинки», словно страницы.
Далее предлагаю набрать ключевые слова «Ксения Мацегора ГТГ Борисов» и открыть два первых документа. Первый из них является замечательной публикацией заведующей «Музеем художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова» Ксении Мацегоры, указанной в Примечаниях [2].
Второй интернетовский документ от 14 ноября 2018 года называется ««Мы похитили тайны полярного мира». Опубликован к дню рождения Александра Борисова», принадлежит ей же.
Целый ряд свежих публикаций в интернете по данной теме появятся на мониторе при задании ключевых слов «арктика борисов мечта».
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Коллеги А. И. Варнека в исследованиях морей СЛО-5
2. Ксения Мацегора . Художник, похитивший тайны полярного мира. «Журнал Третьяковская галерея».2018, №3.
Свидетельство о публикации №224091200180