Будут ветры плескаться... о поэзии Ольги Дониной
(о поэзии Ольги Дониной)
Бывает, прокручиваешь ленту новостей в своем аккаунте, и вдруг мелькнёт акриловая картинка с улыбающимся котом, заставив замедлиться и улыбнуться в ответ. Хитрюга-кот (или, возможно, летающие рыбы, или задумчивый кит) зазывает прочитать стихотворение. Например, такое (фрагмент):
“Когда ночь струится змейкой
Серебристой к нам,
Ходит ласковый котейка
По волшебным снам…”
Или такое (фрагмент):
“Может, правда, может, нет,
Где-то на границе лет,
Становясь волшебным светом,
Пили рыбы лунный свет…”
А может быть, и такое (опять фрагмент):
“...На перепутьи бытия,
На перекрестке всех сомнений,
Есть ты, а у тебя есть я,
У нас — стихи для откровений…”
—--
Стилистика, до боли знакомая всем, кто фанатеет от творчества О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Гумилева. Да, вы правильно догадались, это акмеизм, это его светлая палитра как будто вернулась к нам через сто лет забвения - новым воплощением в поэзии современного автора.
Тем, кто забыл, напомню, что акмеизм (литературное направление 1910-х годов) декларировал, в частности, возвращение ясности в поэзии, подлинность чувств, поэтизацию первозданных эмоций, предметность и чёткость образов.
Всё в точности, как у Ольги Дониной. Сама она полушутя говорит, что пришла в наш мир из “серебряного века”, настолько ей всё там кажется близким и родным.
Но сначала пару строк для знакомства.
Ольга Донина, поэт и художник. Закончила Саратовский Государственный Технический Университет им. Ю.А. Гагарина, факультет электронной техники и приборостроения, автоматические системы управления. Но по специальности практически не работала, перестроечные события страны того времени внесли в жизнь свои коррективы. В 2006 г. Ольга издала небольшую брошюру иронических стихов "А почему бы и нет?", в то время, по её словам, ей шёл поток стихотворной иронии.
В 2022 г. друзья помогли издать сборник лирической поэзии “Переливы”. И читатели, и автор книгой остались очень довольны.
Переходим к стихам.
—-----
Под толщей многотонной сини,
Под океанскою водой,
Хранят кораллы золотые
Покой.
Здесь жизнь кипит немым звучаньем,
Сверкая рыбьей чешуёй,
Заложен в сокровенной тайне
Покой.
Громадой времени проплыли
Тысячелетья чередой,И вечным панцирем над ними -
Покой.
Земля планетою живою
Мне донесёт закон один:
Нам никогда не знать покоя
Её глубин.
—------------------------------
Ощущение после прочтения - как от медитации. Изысканный ритмический рисунок неспешной поступью как будто ведёт нас в ритуальном танце и после трех медленных строчек-фигур вдруг замирает, остановленный всего одной, но полновесной стопой ямба: “Покой…”
И в следующем катрене повторяется тот же танец с той же остановкой в конце, и во всех остальных тоже.
Рифмо-ритмический рисунок организует образный ряд, красочность и яркость которого сразу бросаются в глаза.
Между тем, если приглядеться, красочность эта написана буквально двумя-тремя скупыми штрихами. Впечатление роскоши производят умело подобранные тропы (средства художественной выразительности). Их задача здесь не рисовать пейзаж, а пробуждать в воображении читателя нужные ассоциации.
Вот мы читаем: “Под толщей многотонной сини Под океанскою водой…”, - и перед нашим внутренним взором разворачиваются знакомые кадры подводного мира, как будто снятые камерой Жак-Ива Кусто.
Добавляются “кораллы золотые” - картинка становится еще более волшебной. Золото на синем - классическая колористика. Наше подсознание сразу же подгоняет соответствующий видеоряд - вспыхивают в памяти сияющие золотом купола храмов на фоне синего, безоблачного неба…
Впрочем, ваши ассоциации могут быть другими, они у каждого свои, личные, но общее направление у них одно - создать эстетическое наслаждение от неповторимой красоты мира.
“Покой” первого четверостишия означает чувство гармонии и совершенства самой природы.
Второй катрен уточняет определение гармонии: она может быть и в кипении жизни, если составные части этого кипения соразм
ерны - всё по законам генетики, биоценоза и сохранения видов, только беззвучно, точнее “немым звучаньем”. Здесь подразумевается эффект немого кино, в котором крики, стоны, страсти бушуют точно такие же, как в звуковом, просто мы их не слышим.
Но и под всем этим кипением страстей, на глубине, тайно хранится покой. Здесь уже “покой” - понятие диалектическое - он возможен только при условии равномерного движения и развития всех участников процесса.
Следующий катрен с ходу поднимает нас до философских высот. “Громадой времени проплыли Тысячелетья чередой”.
На авансцену выходит тема времени-саркофага.
Поразительно точный образ!
Время вроде бы сохраняет, но не жизнь, а мумию.
То, что было когда-то жизнью, пленяло, кипело и сверкало - все это застыло, успокоилось навеки - “Вечным панцирем над ними Покой”.
Одновременно в эти строки вложен второй смысл.
Вечный панцирь, укрывающий тысячелетия прошлой жизни - это символ невозможности познания для человеческого разума, это постоянно убегающая линия горизонта.
В последнем катрене этот поэтический агностицизм закрепляется заявлением планеты по имени Земля о том, что “покой”, как главная тайна мироздания, никогда не будет познан человеком. Это заявление усиливается двойным ударом двустопного ямба, да еще и со сменой рефрена “её глубин”. И вообще заключительные слова звучат, как заклинание: “Нам никогда не знать покоя Её глубин”.
А, может, оно и к лучшему?
Но опять же, помимо прямого значения, есть в этих словах и подспудный смысл: характер человека разумного такой настойчивый, что он не успокоится, пока не добьется своего. Иными словами “нам никогда не знать покоя” с одинаковой долей вероятности можно понимать как “вечный бой! Покой нам только снится”.
Вновь два разных смысла вложены в один и тот же текст.
Обратите внимание: в автоматических системах управления активно используется принцип многофункциональности клавиш.
Наверное, таким чудесным образом преломляется техническое образование в голове талантливого поэта, привнося в её творчество неповторимые приёмы.
Итак, Ольга Донина изящно, в ритме танца вовлекла нас в философские размышления о судьбах мира и человека.
Если вернуться в реальный мир, приходится признать его в основном мутным и проблемным. Всюду конфликты, несправедливость, засилье лжи и жестокости, разрушение основ и т.д. Нестабилен наш мир и тревожен. Поэт Ольга Донина осмысливает ситуацию со своей точки зрения. Как мы только что убедились, в её философских стихах мир, при всём своём многообразии, единое целое, он неделим, как живое существо, и неполадки в одной из систем влияют на состояние всего организма.
—--
(фрагмент)
…Организм начинает трясти,
Он слагаем из множества судеб,
Там песчинкой на зёрнышке люди
Проросли где-то в Млечном Пути.
Разрушая планету свою,
Раздражают всевидящий Космос,
По эфирным каналам запросы
К воде и огню.
Пробуждается спящий вулкан,
Монолитные плиты в разломе,
Перемены в космическом доме
Невидимых пран.
Океаны бушуют, моря,
Столкновением брызжут циклоны,
Для Вселенной такие микроны,
Человечеству мера своя...
... Синий Космос во мне
Пребывает с момента зачатья,
Растворившись в молекулах счастья
С стихом наравне.
—--
Последовательно, с документальной тщательностью Ольга исследует катаклизмы, происходящие в природе в последнее время. Зрелищные и яркие кадры космических аномалий и природных катастроф поражают воображение, особенно в сравнении их масштабов с ничтожно мелким человечеством: “Там песчинкой на зёрнышке люди…” Тем больше их ответственность перед Мирозданием.
Последнее четверостишье, наполненное счастьем родства с космосом, противоречит основному содержанию. Оно хоть и написано через перебивку из многоточия, кажется неуместным, но это только кажется.
В подобные времена возникает потребность в творчестве, нормальном человеческом счастье, в вечных ценностях. Наступает время романтики и позитивных стихов.
—--------
Мы с тобой корабли, что уходят в рассветы,
Нас влечёт нереальная сон-красота,
Будут петь в паруса беспокойные ветры,
Будут ветры плескаться о наши сердца.
Мы с тобой корабли, единённые судьбы,
Обозначены звёздным маршрутом пути,
И любовь - это главное наше орудье,
И доверие - в душу друг другу войти.
Наше солнце-маяк никогда не погаснет,
Разлетается пламенем огненных лет,
И бушует внутри опалённое счастье,
И опять начинается новый рассвет.
Мы с тобой корабли, где канаты и мачты
перетянуты жизнью в морские узлы,
Нас сбивают шторма, бессердечны и мрачны,
И свинцовые тучи по-дьявольски злы.
Но мы мчимся вперёд, как свободные птицы,
И наполнены радостью наши сердца,
Мы с тобой корабли, нам дано возродиться
Под черпающей вечность ладонью Творца.
—---
Первое впечатление, возникшее буквально с первой строки, - ассоциация с “Капитанами (1)” Н. Гумилёва, культовым произведением романтиков всех поколений.
Только у Гумилёва романтический идеал воплощается в образе прекрасного, но абсолютно абстрактного человека, а Оля усиливает степень абстракции до аллегории: мы - корабли.
Ольга как бы перебрасывает портал через время для диалога с великим поэтом на темы, волнующие обоих: об отваге, чести, верности идеалам.
Весь романтический лексикон остаётся прежним, но Оля использует его в новых сочетаниях, концентрируя новые смыслы.
Например. “Будут ветры плескаться о наши сердца”,- с точки зрения обыденного сознания, неправильно написано: если “будут плескаться”, то надо говорить не “ветры”, а “волны”. Но…
попробуйте поменять слова, и - станет скучно, очарование унесётся из строки, как тот ветер. Потому что поэтический текст отличается от обыденного. Все смыслы в нём уже упакованы автором, компактно и ёмко. Есть здесь и волны, плещущиеся под воздействием ветра, и сам ветер как метеорологическое явление, и тот же ветер, но в другой своей ипостаси, как метафора свободы, а уже в этой ипостаси плещущийся “о наши сердца”. Мечта о свободе ласкается и резвится (плещется) с “нашими сердцами”. Прекрасное переплетение метафорических смыслов!
Разберём одно из четверостиший с точки зрения композиции,
“Наше солнце-маяк никогда не погаснет,
Разлетается пламенем огненных лет,
И бушует внутри опалённое счастье,
И опять начинается новый рассвет…”
Первая строка - завязка действия, заявление о том, что солнце никогда не погаснет. Солнце-маяк здесь - это олицетворение смысла жизни лирических героев, некие незыблемые идеалы.
Далее идёт стремительное развитие темы. Во второй строке разворачивается драматическое действие: солнце-маяк “разлетается пламенем огненных лет”. Мощная, динамичная метафора. Прекрасная и ужасная картина.
Третья строка - кульминация. “И бушует внутри опалённое счатье”.
Слова “опалённое счастье” о многом говорят тому, кто многое пережил в жизни, чьё счастье порой сгорало и вновь возрождалось из пепла. Выстраданное счастье…
В контексте стихотворения “опалённое счастье” означает, что ему пришлось-таки серьёзно пострадать в огненном апокалипсисе предыдущей строки.
Но самое поразительное то, что оно, счастье, хоть и опалённое, но ни разу не сломленное, не сдавшееся! Оно буквально “бушует внутри”! И наши сердца наполняются радостью и гордостью, ведь это мы выстояли и победили, мы, кого автор прямо так и называет “мы с тобой корабли, единённые судьбы”!
В четвертой строке наступает развязка, “И опять начинается новый рассвет”. Но эта развязка одновременно является экспозицией нового сюжета в следующем катрене.
Как мы убедились, композиция стройная, чёткая, динамичная.
Заключительные строки стихотворения по-своему знаменательные. Здесь добавляется важный штрих.
“Но мы мчимся вперёд, как свободные птицы,
И наполнены радостью наши сердца,
Мы с тобой корабли, нам дано возродиться
Под черпающей вечность ладонью Творца”.
Добавляется тема реинкарнации, выраженная чудесным и трогательным образом - любящей, черпающей вечность ладонью Творца. В том стихотворении реинкарнация интересует автора не в религиозном, а в эстетическом смысле. Здесь возрождение не телесной плоти, а духовных идеалов. Э
то их преемственность в новых поколениях. Так же, как наши поэты принимают сегодня эстафету вечных ценностей от поэтов прошлого.
Для поэта Ольги Дониной Вселенная, космос, звёзды - это привычный масштаб в обитании лирических героев, а течение времени ведёт отсчёт от вечности, Понятия прошлого, настоящего, будущего весьма относительны и нередко влияют друг на друга. Но это не абстрактные рассуждения, а весьма актуальный и глубокий анализ, современный ответ на вопрос о смысле жизни. Обоснованный и психологически, и в исторической перспективе. Написанный с ярким и точным образным рядом.
—---
Наше будущее скрыто
Бриллиантом вглубь алмаза,
Небо, словно древний свиток,
Прячет звёздные приказы.
Мы летим на свет сознанья
Мотыльком неосторожным,
По дороге узнавая
Отголоски жизней прошлых.
Ты гори, звезда Поэта,
Чтобы путчь был добр и точен,
Озаряй лучами света
Темноту Вселенской ночи,
Пусть душа не будет ленной
Сквозь преград непостоянство,
И гармония Вселенной
Наполняет всё пространство.
—---
Это стихотворение насыщено художественными находками и заслуживает отдельного разбора. А здесь мы обратим внимание лишь на одно четверостишие, которое как нельзя лучше выражает творческое кредо самой Ольги:
“Ты гори, звезда Поэта,
Чтобы путь был добр и точен,
Озаряй лучами света
Темноту Вселенской ночи.”
Жанровая палитра её разнообразна. Кроме фантазийных баллад, кроме романтических элегий, од и гимнов, кроме философских притч и стансов, в её творчестве важное место занимает экзистенциальная поэзия.
В ней Ольга верна своим принципам. Она честно и объективно, и требовательно по отношению к самой себе размышляет о жизни и своём месте в ней.
—---
(фрагмент)Вот как-то так, среди стихов,
Неодинаковых по смыслу,
Живу я, сущностью оков
Притянутая на мысли.
Живу в тоске по облакам
По неразумности решений,
Лишь поворачиваясь к вам
Той стороной предназначений,
Что будет понята сполна,
Что будет принята, как должно,
Не свята я и не грешна,
Хотя обратное возможно.
Мне тяжело в своем краю,
Мне муторно и одиноко,
Но я вам о любви пою,
Хранимая небесным оком.
Мечтайте, отгоняя грусть,
Летайте, вечность измеряя...
Я, может быть, еще вернусь,
В каком обличии, не знаю…
—--
Как видим, в непарадных, реалистических стихах Ольги много грусти и сомнений. Без прикрас описано тяжёлое душевное состояние. И оценка нас, как читателей, не очень-то высокая (но, что примечательно, справедливая).
Но главное - стихи исповедальные, искренние. И, как ни парадоксально, Оля по факту доверчиво и с любовью обращается к нам, своим не очень-то понятливым читателям. Она даже даёт нам свой как бы материнский наказ - о самом дорогом, что у неё есть - о своих идеалах.
“Мечтайте, отгоняя грусть,
Летайте, вечность измеряя…”
Стройная, выверенная архитектоника стихов, филигранное выстраивание композиции в целом и в деталях, оригинальность и самобытность образов - все эти качества выделяют поэзию Ольги Дониной из общего потока.
Сегодня Ольга находится в творческом расцвете. У неё большой, пока ещё не до конца реализованный потенциал. Она полна новых планов, готова к новым открытиям. И живёт в ней внутренняя уверенность, что по одному её движению руки отодвинется сумрачное время.
—-------
…Но строчки ненаписанных стихов
Синицами по яблоне шныряли
И улетали в запредельность дали,
Прикинувшись периной облаков.
Невозвратимы прошлые потери,
От них на сердце оседает грусть,
Я к волосам волнистым прикоснусь,
Рукой подвинув сумрачное время.
—------
Мы прикоснулись сегодня к творчеству одного из самых интересных поэтов нашего времени Ольги Дониной.
Наталия Стеблюк,
сентябрь 2024 г.
Художник Ольга Донина
Свидетельство о публикации №224091201800