Газовые вулканы и гибель судов в Черном море

Места гибели судов «Память Меркурия» и «Амира1»

 Газовые и грязевык  вулканы в Черное море.
"...По нашему мнению, катастрофы, связанные с крупными выбросами газов со дна, потенциально возможны и в Черном море..."

 Газовые и грязывы вулканы в Черное море могут быть причиной гибели судов. Здесь приведены выдержки из статей об опасности  судоходству извержением  газовых вулканов.
Гибель  теплоходов  “Амира1” и  «Память Меркурия»

Из  статьи
"ГАЗООТДАЧА ДНА ЧЕРНГО МОРЯ:
ГЕОЛОГО-ПОИСКОВОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И НАВИГАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ"
Е. Ф. Шнюков 1, докт. геол.-мин. наук, академик НАН Украины, директор
В. В. Янко 2, докт. геол.-мин. наук, проф., зав. кафедрой общей и морской геологии1
Отделения морской геологии и осадочного рудообразования ННПМ НАН Украины
Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова,

"...Газовые факелы и газовый вулканизм может иметь большое навигационное значение [14]. Сопоставление местонахождения подводных грязевых вулканов и рекомендованных трасс движения судов показывает, что многие из последних пролегают через районы развития грязевого вулканизма.

В наши дни в Черном море ежегодно погибает до 10 судов. Как правило, причины аварий выясняются специальными комиссиями. Большинство случаев их гибели тщательно расследуется и причина аварии выясняется. Только в течение двух предыдущих лет произошли загадочные катастрофы с судами» Амира-1» и «Память Меркурия» в Черном море.
Необходимо работать и работать, чтобы выяснить возможный потенциальный ущерб судоходству от газового вулканизма. Появление крупного газового пузыря может являться причиной опрокидывания судна. Разгрузку фрагментов грязевого вулкана – карманов с газом в осадочной толще – могут стимулировать даже слабые землетрясения.
По нашему мнению, катастрофы, связанные с крупными выбросами газов со дна, потенциально возможны и в Черном море. Газы могут выбрасываться здесь расположенными на дне грязевыми вулканами, которые также могут провоцировать в глубоководной зоне моря процессы разложения газогидратов и выбросы метана.
Действующие грязевые вулканы в море представляют опасность и для прокладки подводных коммуникаций – газопроводов, линий связи и т. п.
Так, газопровод «Голубой поток» в своей северной и южной турецкой части протягивается через зону развития грязевого вулканизма. Непосредственного приближения к вулканам удалось избежать. Проектируемый газопровод  «Южный поток» тоже, очевидно, пройдет в западной части через полосу развития грязевого вулканизма. Желательно обойти эти морфоструктуры на безопасном расстоянии.
Опасность грязевых вулканов может быть связана с возникновением крупных просадок дна из-за выбросов сопочной брекчии и, возможно, химического воздействия на трубы, например, при выбросах сероводорода. Все это в еще большей мере относится и к линиям связи...".

Гибель  теплоходов  “Амира1” и  «Память Меркурия»-

Из статьи
ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ГРЯЗЕВОГО ВУЛКАНИЗМА ДЛЯ СУДОХОДСТВА.
Е.Ф.Шнюков, Н.А.Маслаков, 2009
Отделение морской геологии и осадочного рудообразования НАН Украины,
(ОМГОР НАНУ)

Грязевый вулканизм как явление зафиксировали в прибрежных зонах Понта Эвксинского еще древние греки. Район развития грязевых вулканов на Тамани (по словам Гомера, это «печальная оголенная местность») считался входом в царство Плутона, и путь в него начинался с грязевых вулканов. В «Одиссее» (XII, 5972) упоминается «бушующее губительное пламя» – предположительно в Боспоре Киммерийском, по маршруту движения «Арго» в Азовском море.

Экспедиция ОМГОР НАНУ в рейсе на НИС «Профессор Водяницкий» в июле 2003 г.  наблюдала мощный газовый фонтан высотой около 800 м, в точке выходов двух ранее наблюдавшихся фонтанов. Можно предположить, что грязевый вулкан Двуречен ского относится к вулканам локбатанского типа [17] и пульсационно время от времени выбрасывает газовые фонтаны.

В наши дни в Черном море ежегодно погибает до 10 судов. Как правило, причины аварий выясняются специальными комиссиями. Большинство случаев их гибели тщательно расследуется и причина аварии выясняется. Тем не менее, в последние годы имели место по меньшей мере две катастрофы, объяснение которых затруднено, и причины аварии непонятны. Исчезновение крупного грузового судна “Амира1” заслуживает внимательного рассмотрения, так как оно произошло в районе развития активного грязевого вулканизма. Если исключить маловероятную криминальную версию, связанную со страхованием судна, в ней много непонятного.

Теплоход “Амира1” водоизмещением 10182 т с грузом угля 9180,5 т,имея на борту экипаж в 24 человека, вышел из порта Мариуполь 5.01.2003 г.в 1210 с оформлением всех необходимых документов, направляясь в турецкий порт Герзе. Возраст судна – почтенный. Оно построено в 1975 г., флагТуниса, судовладелец – турецкая компания. 6.01.2003 г. в 1325 судно прошло Керченский пролив, и в 1410 на траверзе мыса Такиль теплоход был снят с радиолокационного наблюдения Керченского центра регулирования движения судов.

9.01.2003 г. в 0421 пролетавший над Черным морем американский пассажирский самолет «Боинг747» принял сигнал аварийного радиобуя в точке с координатами 43°41' N, З3°02' Е и передал его на станцию спутнико вого слежения КОСПАССАРСАТ (Москва). Оттуда сигнал был передан в Одессу в государственный спасательнокоординационный центр Министерства транспорта Украины. В тот же день в 0615 всем судам в море, находившимся в районе бедствия, было отправлено навигационное предупреждениео бедствии и начата спасательная операция. В ней приняли участие российский самолет и украинский вертолет, а 1415.01.2003 г. поиск осуществляли турецкие самолеты.

В ходе поисков были обнаружены аварийный буй теплохода «Амира1», спасательный круг, пятно нефти длиной 2 км и шириной 100 м (координаты 43°39',88 N, З3°45',11 Е); доска белого цвета с надписью “Amira1”, четыре спасательных жилета, канистра с растворителем и пакет с пиротехникой (координаты 43°40',8 N, З3°32',3 Е), два спасательных плота, весло.

Эксперты пришли к выводу, что судно или опрокинулось, или медленно погружалось. Судя по всему, аварийные средства были в порядке. Почему никто не спасся – вопрос. Тела людей найдены не были.
Было отмечено, что перед выходом из порта Мариуполь капитани-нспектор А.Данильченко сделал замечание капитану теплохода «Амира1» по поводу перегрузки судна, создающей угрозу безопасности мореп лавания и добился выгрузки лишних 255 тонн угля, для чего отход судна был задержан.

То обстоятельство, что в момент кораблекрушения или перед ним не было подано никаких радиосигналов, позволяет предполагать, что катастрофа была внезапной.
Скорее всего, судно опрокинулось.
Данных о точном местоположении судна в момент аварии нет, но ориентировочно, судя по находкам буя, катастрофа произошла в районе развития интенсивного грязевого вулканизма, в 50 милях к югу от мыса Сарыч. Здесь расположено несколько довольно активных грязевых вулканов.
Порт назначения – Герзе – расположен на турецком берегу к югу от Синопа, и трасса следования судна такого водоизмещения должна была проходить гораздо восточнее. Перенос буя в западном направлении маловероятен, по результатам поисков его вообще несло на восток (первый сигнал из точки 43°41' N, З3°02' Е, поднят в точке 43°27' N, З3°43' Е).  Если предполагать следование судна вдоль крымского берега и последующий курс прямо на юг, то вероятно движение его над впадиной Сорокина, где известно около 30 грязевых вулканов и некоторые из них –как, например, уже упомянутый вулкан Двуреченского, дают катастрофические выбросы.(Грязевой вулкан Двуреченского -подводный объект невидимый объект, грязевой вулкан. Вершина находится на глубине 2066 м. Высота над дном - 40 м. Размеры основания - 2х1.4)

Недалеко от того же района, где были найдены буи теплохода «Амира1», несколько лет назад погиб теплоход «Память Меркурия». Катастрофа произошла 26 января 2001 г. в точке с координатами 43°47',0 N, З1°43',0 Е.
Судно курсировало на постоянной линии Стамбул—Евпатория; перед ава рией судно вышло из Стамбула перегруженным: вместо предельно допустимого груза в 250 тонн было погружено 327 т, в т.ч. на палубе 237 т (при допустимом максимуме 25 т). Волнение достигало 2 баллов, юго-восточной ветер 6 баллов. Из за перегрузки судно имело малую остойчивость. Капитан Л. Пономаренко обращал внимание судовладельца на это обстоятельство. На судне находилось 52 человека – членов экипажа и пассажиров. Район плавания судна был ограничен 20–26 милями от берега; в то же время судно пересекало Черное море по прямой линии от Стамбула до Евпатории.
Беда наступила в 1852, судно перевернулось за несколько минут. По мнению  комиссии,  рассматривавшей дело, катастрофа произошла в условиях плохой погоды изза смещения грузов. Но «плохая погода» оказалась всегонавсего волнением в 2 балла. Меньшее волнение на Черном мовает довольно редко.
 Капитан Л.Пономаренко – очень опытный судоводитель, ходивший в Антарктиду на судах такого же класса, вряд ли мог допустить неправильное размещение груза. Некоторые из спасшихся членов команды слышали перед появлением крена громкий хлопок. Может быть –взрыв газового пузыря?
Появление крупного газового пузыря может являться причиной опрокидывания судна. Разгрузку фрагментов грязевого вулкана – карманов с газом в осадочной толще – могут стимулировать даже слабые землетрясения. В этой связи был изучен каталог возможных землетрясений, зафиксированных Крымским отделением Института геофизики в моменты гибели «Амира1» и «Память Меркурия».
 По данным каталога землетрясений, издаваемого Институтом геофизики НАН Украины, небольшое землетрясение имело место накануне катастрофы судна «Амира1» 5 января 2003 г. Газовый выброс мог быть запоздалой реакцией на это землетрясение.

Широко известна печальная слава «Бермудского треугольника» в Атлантике . Считается, что только в прошлом веке этот зловещий «треугольник» погубил около тысячи человек, 50 судов и 20 самолётов. Причины этих бед объяснялись поразному – ураганми, течениями, водоворота ми, магнитными аномалиями, выделениями газов, внезапными помрачениями сознания экипажей судов, пришельцами из космоса, влиянием затонувшей Атлантиды и т.п.


Рецензии