Без насилия, с добротой...

     Учёные - люди выдержанные, гладкие и ровные. Они знают научную культурологию. А сегодня хочется представить взгляды одного человека, которые те же учёные  могут назвать жёсткими, резкими, даже изуверскими.

     Не совсем правильным является мнение, что в двадцать первом веке в общественной мысли ничего, кроме искусственного интеллекта и взглядов учёных, например, на культуры, не осталось. Автор данного эссе сам убедился в том, что дело обстоит не совсем так. Он встретился со стихиеведом.

      Учёные в своих взглядах на родную и чужие культуры придерживаются научной культурологии, а встреченный автором человек назвал себя представителем народного и стихийного культуроведения.

      Автор эссе взял и сразу сложил три слова: "народное", "стихийное", "культуроведение" в одно слово. Получилось стихиеведение. Тринадцать букв. А сколько букв в культурологии? Тоже тринадцать. Ничего себе совпадение!

     В голову автора эссе пришло и определение:

     Стихиеведение - это совокупность народных и стихийных взглядов на что-нибудь, например, на человеческие культуры и цивилизации.

     Установив совпадение количества букв в культуроведении и стихиеведении, автор эссе стал внимательнее прислушиваться к тезисам  стихиеведа:

     "Победа - это то, что наступает после беды. Североамериканцы научились преувеличивать свои беды от других народов, культур, цивилизаций, начиная со времени их борьбы с индейцами. Не так уж много бед коренные жители Северной Америки, - индейцы несли северамериканцам, но те решили долго не возиться с нравственностью и этикой в отношении индейцев".

     "Один народ, и сейчас расположенный в АТээР, Азиатско-Тихоокеанском регионе, во время Второй мировой войны не преувеличивал свои беды от соседей, а просто захватывал чужие территории и как умел уничтожал население захваченных территорий".

     "Учёные привыкли вдалбливать нам в сознание слова о том, что существуют империи, представления о собственной  исключительности каких-то народов, но может так оказаться, что те, кого обычно назывют имперцами и колониалистами просто имеют сознание победителей. Они думают о себе, что они - победители, а все остальные культуры, народы, цивилизации - ими побеждённые".

     "Ни от кого в мире, кроме как от россиян, никогда не требовали  участия в сохранении нероссийских языков, культур, цивилизаций, а от россиян это требовали и требуют до сих пор".

     Автора данного эссе, как и  выдержанных, гладких и ровных  учёных поразила изуверскость этих четырёх основных тезисов стихиеведа, и он спросил  его:

      - Вы резко осудили народ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, военные которого во время Второй мировой войны сильно  зверствовали в отношении других народов, а о культуре этого народа говорят, что она богатая и тонкая, как же россиянам не участвовать в её сохранении?

      - Вы, учёные, - ответил стихиевед, - часто путаете антикультуры и ложные культуры, то есть псевдокультуры,  с культурами подлинными, настоящими. Любая псевдокультура, если её народ победил, может навязывать себя побеждённым. Тому народу в Атээр, который был побеждён, один из народов-победителей, со своей ложной культурой, позволил продвигать, а точнее навязывать свою островную, азиатско-тихоокеанскую "некультуру", как культуру  настоящую, подлинную, хотя она таковой не является.

     - А что, по-вашему, такое - настоящая, подлинная культура? - решил уточнить автор данного эссе.

     - Хороший вопрос! Не ожидал его от учёных, которые придумали большую кучу сложных определений культуры, но так и не разобрались в том, что такое культура.

     - А вы, стихиеведы, значит, - разобрались с культурой?! - съехидничал автор данного эссе.

     - Мы не знаем, разобрались мы в культуре или нет, но для нас настоящая, подлинная культура - это сумма трёх составляющих, а не одной, как у североамериканцев и у того народа, который зверствовал в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а потом сам оказался побеждённым.

     - Какие же три составляющих в настоящей, подлинной культуре?

     - Свой обычай, терпимое отношение к обычаям других и человечность, - начал отвечать стихиевед. - У каждого народа есть большой обычай со своими обрядами-ритуалами, а есть обычаи малые, осуществляемые в отдельных видах человеческой деятельности. Со своими малыми обрядами-ритуалами. Обычаи народа часто называете вы, умники, или образом, или укладом жизни. Североамериканцы, например, являются энэсдэ, навязывающими себя другим. Датско-скандинавский или варяжско-викинговый захватнический обычай является не только энэсдэо, навязывающим себя другим обычаем, но и выжить он мог, только навязав себя другим. Датчане и навязывали свой обычай жителям одного Острова на севере Европы, ну и где теперь этот обычай? Нигде! Потому что датские викинги не сумели навязать свой обычай даже англосаксам на Острове, уже принявшим христианство. Датчане на Острове, по-видимому, были не очень терпимы к христианским обычаям. Ну и поделом им. Есть много людей, которые не очень любят скандинавские мифы и саги, и посылают их, извините, на фиг!

     - А человечность, что такое человечность по-вашему, по-стихийному?  - чуть ли не с болью в голосе промычал автор данного эссе.

     - Я думал вы спросите меня, что делать с культурой того азиатско-тихоокеанского народа, если тот снова нападёт на соседей и соседи снова, дав ему по лицу, превратят его в побеждённого. Но, извольте, умник, я отвечу, что такое человечность. Это наличие высоких целей в жизни, а не только, извините, пожрать и заняться якобы любовью со всем, что движется и даже не движется. Безусловно в человечность входит религиозность разных народов. Религии. А также  стремление сохранять и развивать свои личности или индивидуальности, если по-вашему, по-научному называть, - достаточно обстоятельно, для представителя народных взглядов на предмет, ответил стихиевед.

     - А что делать с культурой тех, которые могут напасть на соседей, после того, как они снова нападут и их снова победят, ведь они, даже побеждённые,  не утратят сразу желания эндээсо, навязывать другим свои обычай, как общий, так и в отдельных областях человеческой деятельности?

    - Если нападут, и их снова победят, то в отношении их культуры нужно поступать без излишней "юнескости", - твёрдо ответил-сказал стихиевед.

     - Это как, без излишней юнескости? - не мог не спросить автор данного эссе.

     - А это по таким трём, составляющим одно предложение, принципам: без лишнего насилия, с вниманием, добротой к их детям и как можно дешевле, экономичнее. Если победителям окажется очень дорогим сохранение чего-то в их, побеждённых, культуре, то не надо на такое сохранение совсем ничего тратить.

     - Жестоко! - вырвалось у автора данного эссе.

     - Так, может быть, ещё и не придётся так поступать. Они ведь могут и не напасть. А, если нападут, то нечего брать на себя после победы над ними обязательства сверх необходимых. Необходимо не трогать тех, кто без оружия, как огнестрельного, так и холодного, и с трепетным вниманием, с добротой относиться к их детям. Ну, я пойду, умник, мы, стихиеведы, как вы нас называете,  отличаемся от вас учёных тем, что кроме как думать и болтать, у нас других дел полно'.

    Вот такие жестокие и даже изуверские взгляды на чужие культуры услышал автор данного эссе от стихиеведа, живущего по принципу: если они к нам так, то почему бы и нам к ним  не так же относиться, естественно, после победы над ними?..

     P.S. Автор просит прощения, что   текст, написанный в виде рассказа, он отнёс к разделу публицистики. Ему подумалось, что для рассказа текст скучноват, суховат, а для публицистики влаги в нём вполне достаточно. Автор также вынужден пояснить, что рассмотрев отличия настоящей, подлинной культуры от анти- или  псевдокультуры, он не рассмотрел отличия культуры от цивилизации, потому что этих отличий лично он сам -  не видит. Тем, кто хочет эти отличия выявить, автор робко советует покопаться в дикости, варварстве обычаев какого-то народа. Вполне возможно, что цивилизацией, после такого копания, можно назвать тот народ, в естественных, первичных формах существования которого уже были и дикость, и варварство, а культурой можно назвать стремление избавить своё  современное, - бесцельное, высокотехнологичное, потребительское, механицизмом, техникой насыщенное, то есть "мёртвое" существование,  и от дикости, и от варварства. Впрочем, так часто говорят, - это взгляд О.Шпенглера на отличия цивилизации от культуры, а у нас в стране большинство наших выдающихся учёных  не только не живут, но даже и не думают в соответствии со шпенглеровскими взглядами... 

   


Рецензии
Стихиеведение! Я то подумал что это о стихах. Ан Вы копнули гораздо глубже.
Японцам от Вас досталось Может и поделом. Мысли интереснык, но сложные. Хотя...
Спасибо большое, уважаемый Борис!!!

Игорь Тычинин   12.09.2024 19:17     Заявить о нарушении
Стихи - это или вирши, или песни. Им подходит их изучение или в виршеведении, или в песневедении. А я пытался рассмотреть, как можно проще, а получилось, действительно, - сложно, именно взгляды на культуры стихиеведов, то есть тех, которые мало что принимают из официальной культурологии. Сейчас много говорят о том, что для того, чтобы на Западе что-то поняли, чтобы избавились от дефицита страха, необходимо шарахнуть по западным военным базам. А на территории того народа, который я не называл, а Вы, Игорь, прямо назвали, есть военные базы Запада, в частности - эСШаА. Я ни на что не намекаю, а своё решительное спасибо, Вам за отзыв, заявляю!

Светлан Туголобов   13.09.2024 06:41   Заявить о нарушении