Два титана кыргызской литературы и не только...

Международная научно-практическая конференция
«Литературное наследие века: традиции, преемственность,
актуальность», посвященная 95-летию со дня рождения
Чингиза Айтматова и памяти его современника
Туголбая Сыдыкбекова.
Москва. Онлайн-конференция. 28 июля 2023 г.

Айтматов и Сыдыкбеков рождены во
благо кыргызского народа, и не только…

Сегодня рассматривается творчество выдающегося писателя с мировым именем Чингиза Айтматова. Он великий сын великого кыргызского народа впервые в истории кыргызов и тюркских народов, сумел поднять на мировой культурный небосклон литературу своего народа.
Мир благодаря его таланту и достойно занятому им месту в мировой литературной среде впервые узнал, что на земле живет талантливый горный народ: со своим замечательным, дружелюбным и миролюбивым менталитетом.      
Творчество Айтматова стало общим наследием всего тюркского мира и человечества в целом. Автор в своих уникальных произведениях умел талантливо раскрыть необходимые и нужные ценные человеческие качества, которые помогают прожить людям в гармонии и дружбе, несмотря ни на какие преграды.
Еще при жизни, его многомиллионные читатели считали, что он достоин Нобелевской премии по литературе. Кыргызстан богат на таланты. Там живут не только талантливые литераторы, но и выдающиеся режиссеры, актеры и другие.
Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что в Кыргызстане сегодня есть еще один достойный человек на Нобелевскую премию по литературе. Поддержит ли его  Нобелевский комитет, покажет время, я искренне желаю ему удачи.
Турецкий лидер Эрдоган Тайып отметил, что Айтматов «национальный герой кыргызского народа». Литературные исследователи его творчества также отмечали, что погрузившись во внутренний мир человека и отражая подлинную народную жизнь, он был один из тех, кто сумел эстетически утолить жажду человечества к художественной литературе.
Его творческая концепция состояла в том, чтобы мир обратил свое внимание на судьбы человечества, на проблемы человека. У прогрессивного писателя Айтматова знаменем был гуманизм, где высшей ценностью является жизнь человека, чтобы она была максимально комфортной и безопасной. Все писатели, жизнь и духовный мир человека, выражают через социально-философские и эстетико-психологические аспекты.
 Высокохудожественные произведения Айтматова  увлекательны и интересны, эффектны и превосходно образны. Характеризуются превосходным отражением идей, чувств его героев, красочно поданных сюжетов и эпизодов жизни. Актуальны в его творчестве проблемы единения человека и природы. Без этого нет будущего у человека, вот основной посыл писателя. Жить в гармонии с природой, а не разрушать ее, если человек хочет жить полноценной жизнью.
Айтматов отмечал, что писатель должен быть знатоком современной мировой культуры. Он понимал, что только такие писатели смогут, смело поднимать проблемы человечества. Патриотизм к своему народу писателя мы видим в его творчестве: интерес  к  истории и этнографии кыргызского народа, к его духовной культуре, передаваемой из поколения в поколение на протяжении веков. Поэтому в его творчестве мы всегда встречаем национальный дух, национальный колорит, а это и есть национальное достояние одного из древнейших народов Азии, которое имело свою государственность еще тысячу лет назад.
Он долго и упорно шел к своей собственной писательской  манере. И она увенчалась успехов. Свидетельством тому является мировое признание, которое мы видим. Его жизнь достойный пример будущим поколениям. Об Айтматове пишут, что он обладает стратегическим мышлением, его интересуют идеи планетарного масштаба. Об этом говорят его романы «Плаха» и «И дольше века длится день», где остро поднимаются глобальные вопросы. Хотел бы отметить, его, как литератора, смелость.
Он первым в стране советов открыто заявил о том, что наркомания - это страшный бич. До него это никому не позволялось. Потому что считали, что наркомании, как и секса, в СССР нет. Нельзя не отметить такую неординарную сторону Айтматова, которая так необходима в нынешнее нелегкое время в мире. Когда большинство писателей концентрируются только на своей писательской деятельности, он показал себя и на внелитературной деятельности. Был инициатором проведения Иссык-кульского форума с участием ЮНЕСКО, где поднимался вопрос о новом планетарном мышлении, чтобы человечество смогло бы избежать тотального катаклизма - военного, экологического, экономического.
Великолепно сказал о «Манасе» казахский академик Зейнолла Кабдолов: «Чингиз Айтматов по воле судьбы связан с «Манасом». «Манас» – это океан поэзии, а Чингиз – море, которое не исчезает, потому что имеет прочную и долгую связь с океаном, питается его водами, обменивается волнами. «Манас» и Чингиз – это символы и синонимы кыргызского народа». Если это было сказано Кабдоловым в рамках одной нации, одного народа, я отмечаю, в творчестве Айтматова мы видим поднимаемые им проблемы не только на континентах Европы и Азии (Евразийский регион), но и всего мирового пространства.
Поэтому жизнь и деятельность Чингиза Айтматова я ставлю вровень с Чингисханом. Чингисхан и Чингиз Айтматов оба великие полководцы Азии в своих Богом данном направлениях. Если у первого победы были благодаря оружий: стрел и копий, то второй - добивался триумфа благодаря своего оружия - пера. Эти два мощнейших азиатских ума, и Чингисхан и Айтматов, завоевали мир. Дар Чингисхана завоевывал умы и сердца силой и оружием, дар Айтматова - завоевал через свое уникальное творчество. Этим феноменальным явлениям сегодня свидетелями являемся мы  с вами. Их мысли, изречения цитируются в разных уголках мира.   
Чингиз Айтматов является первым писателем-феноменом и образцом в истории своего народа, который открыл последующим литераторам, «проторил литературную дорогу» от отдельной взятой национальной к мировой литературе. Айтматов, ярчайший маяк в мировом океане литературы, который не дает заблудиться молодым писателям и  дает им правильный курс в бурной жизни человечества. 
Он был одним из активных деятелей, кто посвятил свою жизнь вопросам решения гуманитарно-культурных проблем мира. Сегодня кризис гуманизма и культуры в современном мире. Гуманизм и культура являются столпами, на которых держится фундамент развития человечества. Также как и кыргызский народ, мы, казахи, видим вклад Айтматова, его просветительскую работу, ярко раскрывающую не только культуру и быт кыргызского народа, но и других тюркских народов.
Нелегко создавать художественные переводы. И все же, на казахском языке увидели свет труды Айтматова «Белое облако Чингисхана», «Белый пароход», «И дольше века длится день…», «Джамиля», «Красное яблоко», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Первый учитель», «Плаха», «Повести гор и степей», «Прощай, Гульсары», «Ранние журавли» и другие в переводах выдающихся казахских писателей Калтая Мухамеджанова, Шерхана Муртазы, Абиша Кекилбаева, Калжана Нурмаканова, Дайырбека Казакбаева и других.
Я полагал, что 2023 год в Кыргызстане будет объявлен – годом Чингиза Айтматова. Последний раз он объявлялся в 2008 году. Было бы правильным объявить следующий 2024 год международным годом Чингиза Айтматова. В Алматы Кыргызский этнокультурный центр Ассамблеи народа Казах¬стана 12 декабря, в день рождения писателя, ежегодно проводит Айтматовские чтения. Несомненно, творчество Айтматова вдохновляет весь мир.
О Туголбое Сыдыкбекове.
Маститым писателем является и Туголбой Сыдыкбеков, патриарх киргизской литературы. Признаюсь, я мало знал, об этом выдающемся кыргызском писателе, классике кыргызской литературы. О нем пишут, что он был самобытным писателем и большой личностью. Внутренне свободным человеком, не терпящим диктата и двуличия. Одним словом, был настоящим кыргызом.
Спасибо организаторам настоящей конференции, что дали нам, представителям других народов, возможность узнать еще одного великого представителя кыргызского народа. Из соцсетей узнал, что было время, когда он был под запретом. И все же люди к нему ходили как к святому, духовному отцу и символу справедливости.
Он был против официальной версии советского периода, которая утверждала, что настоящая история кыргызов началась с залпа «Авроры» в 1917 году. Сыдыкбеков убежденно говорил о вещах, подчас противоречащих лозунгам советской эпохи. Это касалось, прежде всего, прав народов на собственное историческое прошлое, национальную память, самостоятельное государственное развитие.
Он пристально и внимательно изучал и осмысливал историю кыргызов, особенно алтайский период, период кыргызского великодержавия, а также социальную и культурную природу кочевничества. Исторический роман «Голубой стяг», изображающий жизнь и эпическую борьбу енисейских кыргызов, период их исторического становления и национального возмужания, стал своеобразным итогом его идейных и творческих исканий.
С первых лет независимости Кыргызстана, автора романа стали считать совестью страны и духовным отцом народа. Как пишут о нем современники, он «был человеком широких взглядов, умеющим видеть реальную жизнь сквозь призму истории своего народа, а не нигилистом, отрицающим новые времена и новые, порождаемые жизнью факторы».
О многом говорит его последний поэтический сборник, который называется «Я прожил тысячу лет». Так этот великан духа с удивительной органичностью и цельностью воплощал непрерывность и единство древней истории и национальных устремлений к свободе кыргызского народа.
Сыдыкбековы и Айтматовы это единичные случаи, рожденные во благо кыргызского народа. Народ скучает и искренне скорбит о своих выдающихся личностях.  Кыргызский народ вбирает в себя интеллектуальность Айтматова и непримиримость в борьбе с несправедливостью, двуличностью Сыдыкбекова. Эти два столпа, на долгие века будут примером для грядущих поколений не только для кыргызского народа, но и в целом для граждан мира, как нужно жить и любить человека.    


Рецензии