7. Суровый царь Узбек
Долгое соседство с православной Русью и огромное число русских пленников, осевших в Сарае и таскавшихся по степям вслед за своими хозяевами, привели к повторению ситуации, имевшей место сто лет назад, когда половцам пары десятилетий не хватило на то, чтобы всем поголовно превратиться в православных христиан. Тогда бескровному завоеванию половецких степей Русской Церковью помешало появление в Диком Поле языческих орд Батыя. Чтобы оправиться от понесенных потерь и перейти в новое наступление Православию потребовалось меньше ста лет, и теперь уже внуки и правнуки воинов Чингисхана отказывались от веры отцов с тем, чтобы впустить в свои юрты учение Христа. Могущественный хан Тохта, некогда свернувший шею самому Ногаю, наблюдая за тем, как стремительно увеличивается доля христиан среди его приближенных, начал всерьез подумывать о крещении всей остальной Орды. Конечно, заглянуть в мысли этого степного владыки теперь не дано никому, но, тем не менее, большинство современных историков считают, что он строил именно такие далекоидущие планы. Крестив Орду, Тохта получил бы двойной выигрыш: во-первых, у него появился бы дополнительный рычаг управления пестрой, многонациональной массой своих подданных, а во-вторых, он накрепко привязал бы к своему улусу Русь, которая всегда крайне щепетильно относилась к вопросам веры. К православному царю, пусть и к степняку, русский мужик стал бы относиться с куда большей терпимостью, нежели к царю-иноверцу, да к тому же еще, и степняку. Но, к сожалению или к счастью, использовать в свою выгоду парадоксальность русского характера Тохте так и не довелось. Против него восстал его племянник – сын Торгула, внук Менгу-Тимура, праправнук Батыя, Чингизид чистых кровей, приверженец мусульманской веры, царевич Узбек.
Узбек, вне всякого сомнения, был личностью незаурядной. В противном случае его именем потом не назвали бы целый народ – узбеки. Так, по крайней мере, утверждают многие историки. Узбек был ярым магометанином и никогда не скрывал своего преклонения перед пророком Мухаммедом, вот почему в Орде его опасались, как православные, так и язычники, по-прежнему составлявшие абсолютное большинство при дворе Тохты. А когда причиной обоюдной неприязни становятся вопросы веры, эта неприязнь неминуемо выльется в кровавую бескомпромиссную схватку. Сигналом к началу войны стала внезапная и крайне загадочная смерть великого хана Тохты. Узбек, как старший племянник почившего повелителя, немедленно предъявил свои права на корону и почти сразу заявил о намерении утвердить ислам в качестве государственной религии Улуса Джучи. Это заявление тут же восстановило против него всю старую монгольскую знать, продолжавшую еще чтить заветы Чингисхана и с презрением относившуюся к верованиям любых порабощенных народов, как христианских, так и мусульманских. Не откладывая дело в долгий ящик, нойоны-язычники попытались прикончить Узбека во время пира, устроенного в его же честь, но царевича спасло предательство в их стане. В последний момент, получив от своих сторонников предупреждение о грозящей ему расправе, Узбек вскочил на коня и ускакал в степь. Назад он вернулся в сопровождении большой толпы татар, буртасов, булгар и половцев. В его сундуках увесисто позвякивала внушительная куча золотых монет, собранная для своего любимца богатыми мусульманскими купцами. Ну а дальше – все, как положено. 120 потомков Чингисхана и несколько тысяч ханов, нойонов, военачальников и простых ордынцев, не пожелавших менять убеждения, превратились в багрово красную ковровую дорожку на пути Узбека к сарайскому трону. Повсеместно началось истребление всевозможных лам, волшебников и колдунов. Все, что противоречило мусульманским канонам, уничтожалось без жалости. Каким-то чудом среди всей этой вакханалии устояла русская церковь в Сарае, ее тронуть не посмели. Куда хуже пришлось русским купцам, лавки которых легли пеплом, как, впрочем, и лавки других купцов. Правда, чуть позже ордынские власти спохватились и часть ущерба ограбленному купечеству возместили.
Гражданская война в Орде продолжалась три года. Только в 1315 году новым властям удалось окончательно сломить отчаянное сопротивление приверженцев старой веры. Все, кто не успел переметнуться к победителю, были истреблены или бежали. Новые толпы Аксаковых, Бердяевых, Карамзиных и Тургеневых нахлынули на Русь и начали оседать во владениях русских князей. Впрочем, есть сведения, что Узбек и сам частенько организовывал массовые выселения иноверцев из своих владений. Так, например, в летописях сохранилась история о том, как золотоордынский хан подарил некоему азиатскому калифу несколько тысяч русских воинов, набранных для службы в Орде. Их завели к глубь Азии и близ Багдада, окружив войсками, заставили принять мусульманство, совершив обрезание, после чего всех переодели в восточные военные костюмы и в таком виде представили пред грозные очи калифа. Считается, что это могли быть либо выходцы из южных русских княжеств, либо православные татары, либо казаки из Приазовья.
Державшаяся на заветах и обычаях предков монгольская империя на Волге прекратила свое существование. Вместе с ней ушла в небытие и идея союза Орды с Русью. Орда «обесерменилась», и русские стали относиться к ордынцам не иначе, как к врагам веры Христовой. Сам Узбек отметился русских летописях, как «суровый царь». Теперь на повестке дня вновь встал вопрос: «Кто - кого?».
Свидетельство о публикации №224091301091