Красное поле
цзин” ("Канон Лао-цзы [о] Средине" или "Средний канон Лао-цзы"). Также известен под названием “Чжу-кун юли” (“Нефритовый календарь Жемчужного дворца”).
Употребленный в последнем варианте названия термин “юли”
(“нефритовый календарь”) в даосизме означал “свидетельство о
бессмертных всех космических эпох”, включая имена всех “постигших Дао”. Появление трактата, возможно, относится к эпохе правления династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э. ). SCHIPPER K. The inner world of the “Lao-tzu chung-ching”// Time and space in Chinese culture. — Leiden: N.Y., 1995. — P. 114 — 131.
Трактат представляет собой руководство в искусстве праведного проживания жизни, дополненного дидактическими описаниями универсума на языке древних образов, воплощенных в древнейших начертаниях иероглифов, транслирующих мифы о пространстве и времен. Практической целью изложенного в нем учения является сотериология на тему “постижения Дао” как космоса, отражающегося в теле человека и проявляющегося своим отражением во внутреннем мире человека. В трактате много дидактических наставлений о психофизиологических практиках и экстрагировании эликсира жизни из заключенной в теле человека энергии космоса - ци.
Иероглиф "Дань" восходит к изображению колодца, вероятно, шахты, внутри которой изображена точка, символизирующая добываемую здесь киноварь(сульфид ртути, HgS) — второго красного камня после охры, с древнейших эпох привлекших внимание древних художников. Этот иероглиф, "Дань", имеет значения: киноварь; сурик; красная краска; красный. Иероглиф "Тянь" имеет значение "поле". Отсюда выводится буквальное значение понятия "Дань тянь" - красное поле, цвета киновари[, локализующееся в животе].
Красный пигмент, получаемый при измельчении киновари, получил известность как вермилион. Это название происходит от латинского слова "vermes", изначально служившего для обозначения другого красного пигмента, кошенили, получаемой из насекомых червецов (кермесов).
Месторождения сульфида ртути (киновари), являющейся основным минералом ртути встречаются относительно редко. Тем не менее, применение этого красителя отмечается уже на самых ранних этапах развития культуры раннего неолита. Раскопанные в Кфар-Ха-Хореше (территория современного Израиля) покрытые глиной человеческие черепа возрастом около 8650 лет были раскрашены именно киноварью, а не более распространенной красной охрой. Ближайшее месторождение киновари, где имеются следы разработки со сходными датировками, расположено в Анатолии (Турция), в тысяче километров к северу, что указывает на наличие протяженных торговых путей в восточном Средиземноморье того времени. В неолитическом поселении Чатал-Хююк (8–7 тыс. лет до н. э.), расположенном уже в самой Анатолии, киноварь применялась чаще — не только для украшения черепов, но и для росписи стен. Но даже там, неподалеку от месторождения, использование киновари носит эпизодический характер, что говорит о малой доступности этого вещества.
Как и многие другие минеральные пигменты, киноварь хорошо ложится на глину и замечательно подходит для украшения керамики. На территории Европы наиболее ранние находки такого типа относятся к шестому - пятому тысячелетиям до нашей эры. Их изготавливали, например, представители культуры Винча, обитавшие на территории современной Сербии. Источником сульфида ртути для них было небольшое проявление на горе Авала, которое после упадка этой культуры было забыто и не использовалось в более поздние времена.
Киноварь присутствует и на самом древнем дошедшем до нас примере станковой живописи — табличках из Пицы VI века до н. э. Табличка из Пицы 16467, киноварью выделены контуры фигур и одежда, Национальный археологический музей Афин. Изображение из статьи H. Brecoulaki, 2014. Precious colours in Ancient Greek polychromy and painting: material aspects and symbolic values.
На деревянные дощечках, найденных возле античного города Сикион в Греции, изображены ритуальные сцены подношения даров божествам. Эти дощечки служили символической жертвой нимфам в пещерном святилище, причем достаточно простой и дешевой. На трех табличках из четырех обнаруженных вермилион использовался для подчеркивания деталей одежды и контуров фигур.
Интересно, что к тому же времени (VI в. до н. э.) относится и расписанная с использованием этого пигмента колесница, обнаруженная в кельтском некрополе Викс на территории современной Бургундии. Некрополь известен многочисленными находками греческих и этрусских артефактов, что указывает на существование в то время интенсивного товарооборота. К середине первого тысячелетия киноварь прочно укрепилась в палитрах европейских мастеров, однако по широте применения она конечно уступала более дешевому красному цвету на основе оксидов железа (красной охре).
Цены на киноварь определялись потоком материала, поступавшего с месторождений. Для изготовления пигмента необходимы крупные скопления киновари, уже готовые куски, которые можно растереть в порошок. Просто тонкие жилки или мелкие кристаллы во вмещающей породе (а именно так выглядит типичная ртутная руда) не подойдут. Так что ртуть из такого камня было получить можно, а саму киноварь — нельзя. В первом веке нашей эры римский архитектор Витрувий предлагал следующий рецепт получения красного пигмента: «Высушенные куски руды поместить в железные ступки, перетереть, промывать и высушивать многократно до полного удаления примесей и проявления равномерного цвета».
Большие фрески с использованием киновари начали появляться лишь в римские времена, когда была развернута активная разработка ртутных рудников Альмадена на территории современной Испании. Но даже после этого цена красителя всё равно оставалась весьма высокой. Так, уже в первом веке нашей эры в Помпеях фунт вермилиона стоил 300 ассов, а фунт тоже дорогого и сложного в производстве египетского синего — 100 ассов. Возможно, киноварь для росписи виллы Мистерий в Помпеях, где ярко красный фон окрашен краской на основе киновари, закупали именно по таким расценкам.
В популярном сознании киноварь стойко ассоциируется с культурой востока, прежде всего — древнего Китая. Киноварь действительно играла важную роль в китайской культуре со времен неолита, применяясь не только для творчества, но и для погребальных ритуалов, традиционных медицинских практик и алхимических рецептов эликсиров долголетия. Неолитическая культура Хэмуду, первые памятники которой были раскопаны в 22 км от города Нинбо, использовала киноварную краску для придания цвета лакированным деревянным изделиям (см. Lacquerware). Датированная пятым тысячелетием до н. э. деревянная миска, обнаруженная при археологических работах, была покрыта смесью сока лакового дерева (Toxicodendron vernicifluum) и киновари и является самым древним примером этой традиционной китайской техники. Эта техника дошла до настоящего времени практически без изменений и была популярной на протяжении всей китайской истории.
В культуре Яншао, существовавшей почти в то же время что и Хэмуду (5000–3000 лет до н. э.), киноварь использовалась для украшения зданий. Красный цвет этого пигмента имел очевидное ритуальное значение, поэтому киноварью были выкрашены стены и пол святилища. Около середины первого тысячелетия нашей эры именно китайские алхимики научились получать синтетическую киноварь — за счет реакции ртути с серой. По Великому шелковому пути эта информация попала сначала к арабским ученым, а потом и в Европу. Наиболее древний дошедший до нас латинский манускрипт с описанием этой химической реакции и указаниями по ее проведению — Codex Lucensis 490 (Manoscritto di Lucca 490) — датируется 787–816 годом.
И в традиционной китайской культуре и в многочисленных современных исследованиях накоплено огромное количество описаний феномена "дань тянь", а также оздоровительных и духовных, религиозных практик имеющих отношение к "дань тянь". Для их описания и интерпретаций обычно используются представления, связанные с такими базисными для китайской философии и медицины традиционными понятиями, как "цзин", "ци", "шэнь". Не уменьшается значение этих понятий и связанных с ними практик и в современном Китае, а также во всем ареале дальневосточных стран. Они издревле испытывали на себе влияние сино-иероглифической культуры, обусловившей их отнесение к так называемому сино-иероглифическому культурному ареалу.
Современная западная наука пока лишь только приступает к изучению глубин и масштабов этих прозрений древних мудрецов. В русском языке аналогичная семантика может быть прослежена как проявленная во взаимосвязи семантики таких русских слов, как живот, жив;т, жизнь. Стоит обратить особое внимание, например, и на такое расхожее старорусское выражение: не жалея живота своего, в смысле не жалея жизни. Не менее интересно в данной связи задуматься и о символическом смысле троекратного крестного знамения, совершаемого каждым Христианином: "Во имя отца и сына, и Святого Духа". В китайском даосизме взращивание "духовного младенца", порождаемого Святым духом - Ци в области Дань-тянь рассматривается как важнейший ключевой момент и методическое руководство духовной практики по спасению души и тела в их взаимосвязи.
В современной медицине о фундаментальной важности места локализации "Красного поля" все более недвусмысленно свидетельствуют появляющиеся многочисленные открытия фундаментального характера, например, в области изучения роли и функций микробиома человека в его физиологии, включая физиологию регуляции высшей нервной деятельности. Эти выявляемые взаимосвязи пока еще ждут своего полного и окончательного осмысления и практического использования.
Так, например, имеются свидетельства и о том, что
в состоянии глубокого сна в энцефалограмме человека на передний план выступает экг префронтальных (лобовых) долей мозга, главных регуляторов самоосознания, электрическая активность которых в состоянии глубокого покоя в своей ритмике коррелирует с ритмикой иннервации клеток желудка. Это, в свою очередь, проливает свет на представления, издревле значимые для традиционной китайской медицины, в которой функция мышления в своих первоосновах связывается именно с функцией желудка. В целом же, весь желудочно-кишечный тракт человека имеет свою автономную, называемую энтеральной нервную систему, клетки которой распределены во всех тканях желудочно-кишечного тракта. При этом, общее количество е; нервных клеток соответствует количеству нервных клеток спинного мозга.
Так, например: "каждый миллиметр кишки содержит 2500 нервных клеток, из которых 650 — внутренние первичные афферентные сенсорные нейроны, 400 — тормозящие мотонейроны, 300 — возбуждающие мотонейроны, 120 — восходящие интернейроны и 120 — нисходящие интернейроны, 500 клеток проводят импульс к продольной мышце. Каждый кончик ворсинки снабжается 65 внутренними первичными афферентными сенсорными нейронами.
Свидетельство о публикации №224091301366