Муха меня видит в клеточку?
……………………………..
– Сейчас мы будем играть в разведку, – сказала бабушка.
– В разведку! – обрадовался Никита. – Я буду главный разведчик, а ты меня будешь искать.
– Это походит на прятки. У нас будет другая разведка – шпионская!
– Шпионская! – захлопал в ладоши Никита. – Я буду главным шпионом!
– Договорились.
Бабушка вынесла два зеркала и прикрепила их к длинным палкам. Одно зеркало они выставили за забор, а другим стали ловить то, что в нём отражалось. Вот показалась часть улицы, на неё важно выступил соседский драчливый петух.
Из калитки вышла девочка. Петух сделал круглые глаза, чего-то пробормотал, нацелился напасть и уже побежал вразвалочку.
– Ах, ты, враг косолапый! – закричал Никита и бросил в него комок земли.
– Не понял! – грозно на своём петушином языке прокричал петух. Он, действительно, не понял, откуда ему прилетело землёй по шее. Пока он голосил от возмущения, девочка юркнула обратно в калитку.
Некоторое время улица была пустой. Потом в зеркале объявился кот. Шёл он подозрительно тихо, оглядываясь по сторонам. Наверное, что-то задумал.
И точно – вот он залез в чужой огород, подобрался к колодцу и лапой стал тянуть лист лопуха. А под лопухом в тенёчке отдыхали в кастрюльке караси у тёти Насти.
– Брысь! – закричал Никита.
Кот отдёрнул лапу, прижал уши и позорно бежал. Как много можно увидеть интересного, если ты – главный шпион! Потом у Никиты устали руки держать палку, и он решил на время отложить свою шпионскую работу.
– Вообще-то это у нас был перископ, – складывая палки с зеркалами, пояснила бабушка. – Их устанавливают на подводных лодках. Плывут себе разведчики под водой и видят всё, что делается на поверхности моря, или спрячутся, как мы, в укрытии, выставят перископ и наблюдают за действиями противника.
– Они у нас научились?
– Они сами придумали, а может, в природе подсмотрели. Есть рыбка периофтальмус, у неё глаза – на вынос, находятся далеко от головы, на длинных усах. Очень удобно: сам спрятался, а глаза всё видят.
– Бабушка, – поёжился Никита, – на меня смотрят.
– Кто?
– Все! У всех глаза есть. Вон муха уставилась.
– Знаешь, каким она тебя видит? Ты у неё состоишь из множества картинок – четыре тысячи Никит в каждом глазу.
– Как это?
Бабушка принесла чёрные очки, где было просверлено множество дырочек. Никита надел их и увидел комнату в чёрной клеточке.
– У тебя в глазу все кусочки увиденного складываются в одну картину. А в мушином – каждый из них существует отдельно.
– Зачем?
– Так муха может определить скорость движения и вовремя удрать. Попробуй-ка её поймать. А тебя видит она неважно, потому что сам по себе ты ей не интересен.
– Она мне тоже не нужна, – надул губы Никита.
– А вот конструкторам муха оказалась полезной. Изучили они её глаза и сделали аппарат для слежения за движущимися объектами.
– Только мухам нужно быстро удирать?
– Запасные варианты у всех живых существ имеются. Такое же зрение, как у мух, – у стрекоз и пчёл. Пчела, к тому же видит лучи, которые мы не различаем – ультрафиолетовые.
– Зачем?
– В ультрафиолетовых лучах видны знаки на цветах, показывающие путь к нектару. Из него пчёлы потом мёд делают.
– Расскажи ещё про глаза.
– Они у живых существ самые разные. Возьмём, к примеру, лягушку. Она видит только то, что ей нужно для жизни. Это пригодилось конструкторам, когда они создавали приборы для аэродромов и речных портов.
– А мама говорила: так голубь видит, вспомнил Никита.
– И голубь тоже, – согласилась бабушка.
– Я тоже так хочу. Не хочу видеть рыбу на ужин – она с костями, и кашу – тоже. Лучше буду смотреть на булочки и мороженки.
– Ты же не лягушка, – напомнила бабушка, – так что кашу и рыбу придётся есть.
Свидетельство о публикации №224091300150