Часть 5. 2 Деревенская жизнь до революции 1917 год
Предыдущая глава: http://proza.ru/2024/09/10/655
Зимние заработки и работа
Фото из личного альбома. Мой дедушка – Киреев Егор Ильич (Это единственная сохранившаяся фотография дедушки Егора. Она сделана для паспорта где-то в 50-х годах прошлого века).
Фото из интернет: Бригада печников: Пряха; Ткацкий станок
Районы нечерноземья России в принципе позволяли обеспечивать крестьянскую семью и содержащуюся ею живность пропитанием. Но так, или иначе, порой нужны были «живые» деньги. Тот же керосин, допустим, за капусту и картошку не приобретёшь. А ведь в хозяйстве нужен не только керосин. Кое-какие деньги можно было получить в результате продажи сельскохозяйственной продукции на ярмарке. Но, во-первых, ярмарки проводились всего лишь два раза в год, а во-вторых - излишков продукции было не так уж и много. Как ни крути, но концы с концами никак не сходились. Было очевидно, что сельскохозяйственный труд не мог служить единственным источником существования семьи, И вот сельские жители нечернозёмной полосы России стали в позднеосеннее-зимние-ранневесеннее время ездить на заработки в близлежащие города.
Со временем это стало уже устоявшейся традицией. Практически каждая нечернозёмная территория России проторила дороги в конкретные города для работы в «мёртвое» для сельской деятельности время. Постепенно определились с наиболее подходящими для них видами деятельности. Каждая губерния в городах специализировалась на своих видах заработка. Одни работали извозчиками, другие - половыми в трактирах... Сложились прочные, проверенные временем связи с городскими работодателями. Вот, например, Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» пишет:
«В старые времена половыми в трактирах были, главным образом,
ярославцы - "ярославские водохлебы". Потом, когда трактиров стало больше,
появились половые из деревень Московской, Тверской, Рязанской и других
соседних губерний».
Не стали исключением и мужики нашей деревни. Дедушка Егор мне рассказывал, что мужчины нашей деревни уже давно освоили работу каменщиков и печников. По этим специальностям ежегодно формировались две бригады. Каменщики ездили на заработки в Тулу, а печники – в Москву. Дедушка Егор освоил профессию печника. Хороший печник – хороший заработок. В Москве возможностей было гораздо больше.
И вот, после окончания осенних полевых работ, члены бригады, погуляв недельку, перебрасывали сапоги через плечо (чтобы даром их не трепать) и шли на ближнюю железнодорожную станцию Лихвин для поездки на заработки в Москву. Обычно в такую бригаду включали и мальчиков-подростков лет с 14-15. Их официально не оформляли на работу. Цель таких поездок была в освоении навыков своих родственников и односельчан. Они были, что называется «на подхвате». Какие-то денежки для стимулирования их работы ученикам наверняка подкидывали. Ведь бригада из односельчан - это почти семья.
Бригада, в которой работал мой дедушка Егор, заключила долговременный сезонный договор с Московской железной дорогой. Дедушка рассказывал, что он клал новые и перекладывал требующие ремонта печи почти на всех железнодорожных вокзалах Москвы.
К весне эти работы заканчивались. За выполненную работу члены бригады получали расчёт в рублях. Мужики покупали в городе товары для дома, подарки родителям, жене, детям и близким родным и, перекинув снова сапоги через плечо, возвращались в родную деревню. Радости было много и гульба продолжалась опять таки с недельку. Потом они снова втягивались в повседневный сельский труд.
Оставшиеся на хозяйстве члены семьи без дела не сидели. Конечно, работы зимой было гораздо меньше, чем в летний период когда, как говорится: «День год кормит». Но дел и зимой было вполне достаточно. Уход за животиной, поддержание тепла в доме, обеспечение двора водой из обледеневшего колодца… Женщины в этот период занимались в основном переработкой льна и овечьей шерсти в нити, из которых потом ткали полотно, вязали носки, варежки и жилетки. Для выполнения этих важных работ практически в каждом доме имелись пряха и ткацкий станок.
Такой ритм деревенской жизни продолжался не одно поколение наших односельчан.
Продолжение: http://proza.ru/2024/09/24/132
Свидетельство о публикации №224091300176
Николай Крыж 06.04.2025 08:26 Заявить о нарушении
Не исключаю, что и моя фамилия "Ардашин" имеет корни от времён "Золотой Орды".
Что же теперь делать?
Ведь Историю могут позволить себе переписывать только люди, обладающие Властью.
У меня её нет.
Виктор Ардашин 07.04.2025 11:19 Заявить о нарушении