Напророчил
Как и следовало ожидать, все присутствующие расселись строго в соответствии институтским группам, сверяя списочный состав с количеством участников застолья перекличкой, попутно выясняя, причины неявки кого-либо…
Были, безусловно, на вечере грустные моменты, когда выяснялось, что далеко не все однокурсники, увы, дожили до столь важной даты. Но в целом настрой встречи выпускников был более, чем оптимистичным…
Шутки, смех, звон бокалов, зажигательные тосты звучали в тот памятный вечер почти ежеминутно.
За соседним от доктора Рощина столом балагурил полный, респектабельного вида мужчина, в котором с трудом можно было узнать одну из знаковых когда-то на потоке фигур.
Вадим Владимирович смотрел на него и вспоминал события далёкой юности…
Тогда в перерывах между занятиями в курилке возле анатомического корпуса старейшего Медицинского ВУЗа страны частенько собирались будущие светила врачебной науки и практики. Дискуссии между которыми, порой, велись в довольно жаркой атмосфере. Один такой диалог Рощин запомнил хорошо…
-Вот я стану врачом—патологоанатомом и всех вас надолго за решётку упеку. Засажу в тюрягу… Будете знать, как неправильно диагнозы устанавливать и лечить…
Горячась, излагал однокурсникам тему выбора будущей профессии студент 2-го курса Николай Вяльцман…
-Коля, ты что злой такой на врачей? Обидели тебя разве?
Прервал сокурсника Вадим Рощин…
-Доктора отцу неверно диагноз поставили и прозевали злокачественную опухоль. Залечили, одним словом… Отец умер от рака, а мог бы ещё жить, если бы своевременно операцию сделали.
-Дружище, мы все тебе, конечно, сочувствуем… Но в выборе профессии нельзя руководствоваться исключительно мотивом мести. Как говорится, злость — плохой советчик. Вспомни, что говорили об этом врачи во все времена: «Слушай своё сердце — оно подскажет»…
-Вот оно мне и советует идти в патологоанатомы. И мстить… А вы все будете писать истории болезни для прокурора…
-Послушай, Коля, я думаю, с таким отношением к профессии и коллегам, ты долго нигде не задержишься. То, что ты озвучил — подлость по отношению ко всем нам. Ты ненавидишь врачей за фатальную ошибку в диагностике болезни отца, но забываешь, что людям свойственно ошибаться. А доктора — те же люди, и право на ошибку у них тоже есть... Слышал пословицу: «У каждого врача — своё кладбище»? Ты полагаешь, это с умыслом делается? Врачи-убийцы?
-Вадим, я имею в виду ошибки, допущенные по причине отсутствия профессионализма и явной профнепригодности. И именно таких докторов надо выводить на «чистую воду» и отдавать под суд, лишая врачебных дипломов. Чем я в будущем и собираюсь заняться, работая патологоанатомом. Это будет моя миссия в медицине.
-Знаешь, Коля, здесь очень тонкая грань… И от твоего показного благородства до подлости один шаг. Не побоишься делать пакости коллегам? Я думаю, с таким настроем на работу, тебя в лучшем случае вынудят уволиться или «намылит» холку какой-то неуравновешенный тип. В худшем? Не стану озвучивать… Не хочу притягивать ситуацию…
-Не пугай, Вадим… Всё, что я сказал не касается профессионалов своего дела. У кого и голова и руки на месте. Таким бояться нечего… Стань Профи в своём деле и будет тебе счастье…
-Ну, вот это как раз непростой вопрос… Уже сейчас на занятиях нам твердят, что в будущем для каждой нозологии будут изданы клинические рекомендации. И тогда роль врача сведётся к бездумному заучиванию алгоритмов действий в них прописанных. Дабы следовать этим штампам досконально. В этом ты видишь профессионализм? А творчество где? Во все времена врач был посредником между Творцом и людьми. По крайней мере, в вопросах физического здоровья. Поскольку проблемы Духа и Души — епархия Церкви.
Проще говоря, благодаря инструкциям и рекомендациям, докторов лишают возможности творчески мыслить и брать на себя ответственность за жизнь больного. Ссылаясь на рекомендации, врачи в итоге имеют все шансы стать их бездушными исполнителями. Без сострадания и переживания за жизнь и здоровье больного. Без сожаления…Понимаешь о чём я?
-Понять тебя несложно, Вадим… По крайней мере мне… И вот, что я отвечу… Не надо спекулировать здесь такими понятиями, как Честь и Достоинство врача. Не пудри мозги… Повторяю… Профессионалам в медицине нечего бояться. Ни меня и никого другого… Я — за профессионализм в любой сфере, в медицине, тем более…
-И всё же боюсь, Коля, ужесточение условий работы врача любой специальности — идея, сейчас тобой развиваемая — не решит кадровые проблемы в здравоохранении. Всё хорошо в меру… А у нас, сам знаешь: лес рубят — щепки летят. При таком положении вещей — имеется в виду жёсткий контроль со стороны руководства ЛПУ, Минздрава, прокуратуры или ещё какой-либо структуры с функцией надзора врачи будут реально бояться брать на себя ответственность за жизнь пациента. И я не вижу здесь ничего хорошего. А к этому, скорее всего, придём — я почти уверен. Через 5 лет или, скажем, через 10. А, возможно, через 20-25… Вот так как-то…
-Поживём—увидим, Вадим…
-Добро…
Пролетели годы… И сейчас, глядя на своего давнишнего оппонента, как павлин распушившего хвост перед сокурсницами, Вадим Владимирович не мог не подойти к нему.
-Привет, Николай… Как жив-здоров? Стал патологоанатомом? Где работаешь? Сколько коллег к прокурору отправил?
-А… Привет, Вадим… Да, стал… 5 лет по специальности отработал, а потом понял — не моё это дело. И, вообще, медицина… Ну её к лешему — неблагодарное занятие. Потому мы с ребятами в 90-е бизнесом занялись. Сашка Рогов, Женька Мовсесян — ты их помнишь, конечно. Открыли фирму… Сначала мебелью торговали, потом медицинской техникой. Сейчас и другие направления в бизнесе разрабатываем. Конечно, всё не так, как в юности планировал. Но уж как вышло, так вышло… Зато с деньгами — полный порядок. И дом в престижном месте в Одинцовском районе, и апартаменты на море, и дорогая машина. И семья и дети есть… Всё как у нормальных людей. У ребят тоже полный порядок… У Сашки, правда, недавно мать умерла. Знаешь, ты оказался прав… Помнишь, был у нас однажды разговор в курилке? Ты сказал, что введение в перспективе жёсткого контроля и надзора за работой врачей никак не улучшит ситуацию в медицине. Говорил еще, что даже, скорее, наоборот… Как напророчил… Когда нужно было оперировать Сашкину мать и взять на себя ответственность за исход операции — никто не взялся. Прикрылись формально какими-то клиническими рекомендациями. Дескать, операцию не перенесёт…
-Знаю, Коля… Незадолго до того, Сашка ко мне на кафедру приезжал за советом. И потом после смерти мамы тоже… Видишь, к сожалению, я оказался прав… Сейчас с этой пресловутой оптимизацией медицины мы только теряем. Теряем стыд и совесть, честь, веру в справедливость и в людей… И никакие деньги это не компенсируют. Последнее поколение докторов, живущих по законам долга и справедливости, доживает свой профессиональный век и скоро совсем уйдёт — на пенсию или в Мир иной. И мне страшно подумать, что будет дальше. Только хуже…
-Не жалеешь, что остался в медицине, Вадим?
-Нет, Коля… У каждого из нас своя жизнь и своя карма. Не всем торговать и бизнесменами быть. Кто-то должен ещё оставаться посредником между Богом и людьми. Я лично выбрал эту стезю… Как и большинство присутствующих здесь. И не жалею…
Свидетельство о публикации №224091301881