Павловский Посад

ДОМ ШИРОКОВА.
Вот уже третье лето я живу в этом славном, провинциальном городке... Для тех, кто ещё не знает, скажу. Павловский Посад - это родина Штирлица Вячеслава Тихонова и знаменитых на весь мир Павлово-Посадских платков. Даже в Париже я видела их фирменный магазин! Причём, в самом центре города.

Но сейчас я хочу сказать несколько добрых слов в адрес местного фабриканта и мецената, купца Широкова. Перед смертью он  подарил свой роскошный по тем временам особняк городу, при условии, что на первом этаже здания будет устроена богодельня , а на втором - народная больница. Его пожелание было исполнено. И было это ещё в 1849 году.  Правда, приют ("богад;льня для 60 пр;стар;лыхъ и ув;чныхъ под В;доствомъ Потомств;нныхъ Почётных Гражданъ" дочерей Широкова)  просуществовал там не долго, а вот больница почти 100 лет! Пока не была построена наша ЦРБ (Центральная районная больница на улице Карла Маркса)

Дочь Давыда Широкова, Дарья Морозова, очень набожная женщина, староверка, тоже занималась благотворительностью. Она купила в Павловском Посаде двухэтажный, деревянный дом недалеко от монастыря (сейчас это улица Лукина) и поселила туда стареньких монахинь, которые и доживали там свой век на полном её обеспечении.

Конечно, это были люди глубоко верующие. Они понимали,  что с тех, кому многое дано и больше спрос. Бог наделил Широкова предпримательской жилкой. А это уже не мало! Плюс - удача в коммерческих делах ведь тоже  важна, и на то, значит, был Промысел Божий. Как же иначе? Так рассуждали люди, живущие в царской России.  И Широков тоже был из числа, я думаю.
Вы скажите, ну что это такое для богатого человека, капля в море. Не скажите. Настоящий патриотизм начинается именно с этого. Сейчас принято скупает недвижимость за рубежом, а раньше обеспеченные люди строили прекрасные особняки  и дарили их городу. Под школы для бедноты, народные больницы и богодельни. Многие из этих домов, а построены они были на совесть, продолжают и поныне "работать" на нас. Простых  людей. Просто мы как-то об этом не задумываемся. Фабрикант Широков принадлежал к тому ещё поколению купцов-меценатов, которые гордились тем, что родились и выросли в великой Российской империи и имели возможность хоть как-то послужить своему славному Отечеству.  Кто-то это делал, защищая родину с оружием в руках, военные всегда были в почёте, а кто-то строил заводы и фабрики, создавая новые рабочие места. Развивая, как это сейчас принято говорить, инфраструктуру городов. И тем и другим хвала! И тем и другим вечная память. Нам есть, кем гордиться. А сейчас у нас много таких Широковых и Морозовых?

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА...

Гуляла сегодня по Кропоткинской улице, бывшей Большой Дмитровской, любовалась старинными, купеческими домами. Погода чудесная, настрой романтический. Подключила фантазию...

Почему раньше строили такие вот дома - низ каменный, верх - деревянный? Наверное, потому что камень - дорогой материал, купцу средней руки он не по карману. А таких в Павловском Посаде в 19 веке было большинство. Но и строить дом целиком из дерева, что было бы красивее на мой взгляд, не практично. А если пожар? А они случались не редко. В нижней, каменной части дома купцы могли хранить свои товары, и вообще, все самое ценное. Мне кажется это было что-то типа склада у них. А на верхних, деревянных  этажах были жилые комнаты. Зимой купец со своей семьёй, наверное, перебирался на нижний, каменный этаж, он лучше держит тепло. Да и смысла не было отапливать весь дом. Тогда ведь экономили на всем, в том числе и на дровах. Наверное, каждый хозяин старался украсить свой дом так, чтобы и самому приятно было на него поглядеть, и другим не стыдно показать. Вот, мол, я какой барин, дом себе поставил, и на века, будут тут люди ходить лет эдак через 100 и думать про себя - эх, умели же раньше строить, не то что сейчас. На совесть. Да и любо дорого посмотреть, опять же. Ах, какие наличники, ах, какие карнизы. Душа радуется, глядя на них!

Сейчас в этих домах ведь тоже кто-то живёт. Может даже,  потомки этих самых купцов? Это маловероятно, конечно, а вдруг? На стенах черно-белые фотографии прапрадеда и прапрабабки, тяжёлая, антикварная мебель, крахмальные занавесочки, терпкая герань на подоконнике, старинные иконы с окладом...
Но это только моя фантазия, увы!
Там жили и живут просто случайные люди. После революции здесь могла быть коммуналка, которую в 90-ые могли приватизировать, продать, снова купить... В этих домах сейчас живут вполне себе современные люди, хотя в основном это пенсионеры или люди с низким социальным статусом. Кто ещё будет жить в доме без удобстств? Которые не ценят этой ускользающей красоты и мечтают переехать в жилье с теплым сортиром...

Много на этой улице и совсем заброшенных купеческих домов. От них веет холодом и кладбищем... Но есть и ухоженные, отреставрированные, людям нравится жить в домах с историей... Чувствовать связь времен. Видеть труд людей, живших тут примерно 150 лет назад! Мне тоже такие дома нравятся, но купить такой дом я бы не решилась. Для меня это слишком дорого и энергозатратно...

А вот городской дом купца Рязанкина. Двухэтажный, каменный. Построенный в конце 19 века, в стиле ампир. Он плохо сохранился. Почему им никто не занимается? Читаю в интернете - по данным 2009 г. в доме сохранились внутренние двери с реминисценцией в духе ампирных мотивов, печи, облицованные белым кафелем с голубой каймой, тянутые карнизы и щитовой пол... Красота! Не дом, дворец. Особенно, по-провинциальным меркам. Наверное, им многие завидовали. Но были ли они счастливы, живя в этом доме? Думали ли они когда-нибудь о том, что это капитальное строение переживёт их? Что все уже в Павловском Посаде забудут, кто такие были купцы Рязанкины, а их дом все так же будет притягивать взоры любопытных пешеходов, вроде меня. Не знаю...А вы как думаете?

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ПЛАТКА И ШАЛИ.

Была сегодня в музеи "Истории русского платка и шали" и столько всего интересного узнала!

Оказывается, родоначальницей нашей традиционной, русской шали была индийская шаль из Кашмира. А вообще, мода на шаль в Европе началась с лёгкой руки Наполеона, когда он привёз её в подарок Жозефине из своего провального египетского похода. Как туда попала кашмирская шаль история умалчивает. Зато легенда гласит, что  у возлюбленной Бонапарта было 4 сотни пуховых платков, каждый из которых легко проходил сквозь её обручальное кольцо. А пальчики у Жозефины были тонкие и изящные...

С тех пор во всей Европе началась мода на кашмирские шали. Россия тоже не осталась в стороне.  Стоили шали очень дорого, ведь вязали их из пуха горных гималайских коз, процесс был очень трудоёмкий, занимались этим мужчины, на одну шаль уходило больше года...

Еще один любопытный факт - это был "дикий" пух, то есть не специально вычесанный, а собранный с колючих кустов, в которых паслись эти мериносы.
В общем, шали эти были такие сложносочиненные, мама, не горюй!

Тёплые, легкие, длинные, красивые они были так незаменимы на балах, ведь в танцевальных залах зимой было прохладно, топили плохо, а платья были открытыми...

Покружится в легком вальсе какая-нибудь светская красавица с бравым офицером Драгунского полка и отойдет в сторонку, чтобы согреться, уютно закутавшись в кашмирскую шаль...

В России такая шаль в начале 19 века стоила целое состояние, сопоставимое с доходом небольшого имения, пока наши мастерицы не научились вязать их сами... из пуха тибетских коз. Но и такие шали могла себе позволить только элита. Простые же, вязаные шалюшки, появились значительно позже и стали доступны всему народу.  И слава Богу! Как же без них зимой? Да в сибирские морозы?

С платками тоже все не так то просто оказалось. Первоначально их предназначение было сугубо религиозное. Женщине надо было чем-то покрывать голову, причём, староверы прикалывали платок на шее булавкой, а православные - завязывали узлом.

У русских женщин было несколько платков на все случаи жизни. Простые, из льна, например, для работы в доме или в поле имели чисто практическое применение.  Были платки для праздников, яркие, с рисунком. Эти берегли. И, наконец,  свадебные платки.  Самые роскошные,  богато украшенные серебром, их специально заказывали мастерицам-вышивальщицам, на них скидывались всей родней. Такой платок переходил  в семье от одной невесты к другой, передавался из рода в род.  Если семья бедняка не могла себе позволить такой головной убор, она брала его напрокат у старосты общины. Свадьба есть свадьба, стыдно в такой день ударить лицом в грязь перед гостями. 

Вообще, по головному убору женщины раньше легко было понять, в каком семейном статусе она прибывает. Девушки, например, носили свободные повязки и венцы.  Темя было открыто, коса свободна лежала на спине, привлекая внимание женихов. Считалось, что волосы обладают магической сильной, как любовный приворот.
 
В день свадьбы девичью косу делили на двое (то она была одна, без мужа, а теперь их двое) и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Отсюда выражение «окрутить девку», то есть женить на себе. А мужика окрутить нельзя, имейте в виду.  Вот он великий, русский язык!

Вообще, наши женщины покрывали голову и до крещения Руси, потому что люди верили, что волосы впитывают негативную энергию. В это и сейчас многие верят, выходит и среди наших современников есть язычники?

Замужние женщины должны были  прятать волосы под платком, выйти же из дому с непокрытой головой считалось позором для семьи.

Так же, как мужчине пойти на улицу  без пояса. Соседи тут же заклюют - Ты что же это Иван, совсем распоясался! И не стыдно тебе в таком виде на люди показываться?

Вот такими были наши предки. Вот такими были их нравы. И ничего тут не поделаешь. Историю не перепишешь, да и стоит ли?

Ещё несколько фактов из истории платка. В первую мировую нашим солдатам выдавали так называемые ранцевые платки, на которых была пропечатана инструкция по сборке/разборке винтовки и воинский устав - Библия любой армии.

Раньше устав печатали на бумаге и  такая памятка быстро приходила в негодность.  Но главная проблема была даже не в  этом.  Солдатам Российской императорской армии выдавали по 20 граммов махорки в день. Кури не хочу. А вот с бумагой была напряжёнка... Поэтому бумажный устав быстро уходил на самокрутки.

А что такое перекур для солдата мы знаем. Как сладко затянуться табаком перед боем, понимая, что это сейчас единственная и, может быть, последняя радость в жизни русского Ивана...

А если Бог даст и он останется жив, ему же потом никакая гауптвахта не страшна! За порчу устава могли и наказать, но это такие мелочи перед лицом смерти. На фоне ТАКИХ потрясений...

Кто и когда придумал эти ранцевые платки, история умалчивает. Скорее всего, это были французы и было это в середине 19 века.  В России же они стали массово отшиваться с 1887 года. Так было написано в журнале "Русский инвалид" (аналог "Военного обозрения" в те годы) Этот армейский заказ взяла на себя очень известная тогда Даниловская мануфактура. Платки были двух видов - с винтовкой Бердана и винтовкой Мосина. И так хорошо, толково они были иллюстрированы, что любой малограмотный солдат все мог понять без слов.

Было у ранцевого платка и ещё одно немаловажное предназначение  - медицинское. С его помощью можно было наложить повязку на руку, например. Зафиксировать перелом, остановить кровь.

К тому же, стоил такой платок не дёшево. А солдатам при демобилизации разрешалось забрать его с собой. Платок можно было выгодно продать, а можно было оставить себе на память. Чем вам не семейная реликвия?

НОМЕР 5.

Была сегодня в нашем музее летчика-космонавта номер 5, Валерия Быковского. Музей совсем новый. Ему 4 года. Правда, Быковский только родился в  Павловском Посаде. Его отец был сотрудником КГБ, поэтому мальчик сменил несколько школ. Успел поучиться даже в Тегеране (Иран). Но всю свою сознательную жизнь летчик прожил в Звёздном городке, как и положено было космонавтам в Советском Союзе. Когда мне показали фрагмент документального фильма, в котором Быковский докладывает Хрущеву о своем полёте в космос, я  улыбнулась. Наш герой так растерялся, глава государства, члены партии, кругом камеры, что дважды запнулся на слове "коммунистическая" партия. Это было так трогательно. Взрослый человек, выносливый и мужественный, дважды Герой Советского союза и тут на тебе. Такой конфуз.

Да, у него была безупречная биография, идеальные физические параметры,  раньше у космонавтов было строгое ограничение по росту. 170 см - потолок. Поэтому, кресло, в котором летчик в позе эмбриона катапультируется при посадке, выглядит здесь почти игрушечным!  У него было отличное здоровье, его вестибулярный аппарат был как-будто специально создан Творцом для полётов в космос. Он лучше всех в команде переносил тренировки в барокамере. Ну вот бывает такое. Пазл сложился. Плюс Быковский родился в правильное время, это была эпоха тотального увлечения космосом. Всё мальчишки мечтали стать космонавтами.

А когда в 1955 году международное научное сообщество обратилось к ведущим мировым державам с просьбой запустить искусственный спутник Земли, первым на это призыв откликнулся президент США Эйзенхауэр. Советский Союз тоже не мог оставаться в стороне.  С этого момента началась советско-американская космическая гонка, подарившая нам Гагарина, Титова, Терешкову... Быковского.
Наша служба и опасна и трудна. Быть космонавтом в советское время и сейчас - есть все-таки разница, согласитесь. Тогда люди фактически шли на смерть, покоряя Вселённую. Сколько их, первопроходцев тогда погибло... Кто-то умирал, находясь на орбитальной станции. Прямо в космосе. Кто-то - из-за разгерметизация спускаемого аппарата. У кого-то при спуске не раскрылся основной парашют, а у запасного перепутались стропы. При ударе о землю капсула загорелась, а находящийся в ней летчик сгорел заживо...

Это героическая смерть, но эти люди знали на что шли. Знали, но верили в  Победу, мы хотели и должны были быть Первыми, как же иначе, ведь мы - сверхдержава? И, конечно, я уверена, они верили и в Чудо. Что Боженька их защитит. Просто в то время это не принято было афишировать, как сейчас.

Но вернёмся к Быковскому. Хорошо, что музей его имени открыли именно здесь, на его малой родине, в Павловском Посаде. Там, в Москве имя Быковскгого могло заверяться среди других, более известных имён. И его личным вещам, наградам и фото из личного архива, выделили бы в лучшем случае один небольшой стенд. А тут все-таки, целый музей его имени. Страна должна знать своих Героев! А мальчишки мечтать не о Майбахах и поездках в Эмираты, а о полётах в космос или покорении Северного Ледовитого океана, например. Все правильно.

Кстати, милая сотрудница музея призналась мне, что написала письмо нашему президенту с просьбой - снимать, как можно больше таких фильмов о космосе, как "Время первых" или "Вызов" с Юлей Пересильд, и очень надеется, что наш президент услышит ее просьбу. Она очень в это верит! Ведь это так важно для патриотического и духовно-нравственного воспитания нашей молодёжи - говорит в ней бывший педагог. Вот такая история.

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ ИЗ ИСТОРИИ
УЛИТИНА.

Больше десяти лет мои родители живут в деревушке под милым названием Улитино. Это примерно в двух км от Павловского Посада. Здесь даже названий улиц нет, только номера домов. Их тут примерно 100. Вроде бы, ничего примечательного, деревня, как деревня, живут тут и дачники. Ан нет!

Оказывается, ещё до революции здесь жили староверы. Целая община, больше 100 человек, которые  занимались ткачеством и изготовлением изразцов. Вот откуда такие красивые плиточки на старинном здании общаги, окна которой выходят на наш сад!

Здесь в 1865 году в семье старообрядцев Гаврилы и Евдокии Заправсковых родился первенец Григорий, в память о котором в Улитино  установили часовню в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Я всегда  прохожу мимо неё, когда иду в  магазин за свежим павлово-посадским хлебом.

Мальчик вырос, получил прекрасное по тем временам образование и стал священником. Жена его тоже была родом из Улитина, поэтому молодая семья сразу же после венчания поселилась в доме, который построил его покойный свекр. До того, как стать батюшкой, Григорий Заправсковых (Агапов) работал мастером на ткацкой фабрике в деревне Корнево. Сейчас этой  деревни нет, осталась только одна  улица - Корневская, в мкр. Ленский, Павловского Посада.

Шли годы, отец Григорий должен был стать настоятелем нового храма в Улитино, проект уже был готов, но тут вмешался случай. Произошло объединение двух общин - Улитинской и Корневской. Строительство церкви перенесли в  деревню Корнево. Священник же Агапов возглавил приход в Барской Дуброве (сейчас это деревня Красная Дубрава, Орехово-Зуеввского района). Переехала туда и его семья...

Все бы ничего, но с конца 20-ых годов начались гонения на церковь. Священников стали обкладывать двойным налогом. Агапов не боялся спорить с советской властью. Мои сыновья служат в Красной армии, являются членами профсоюза, сам я не пользуюсь землёй и при этом должен платить сельскохозяйственный налог в двойном размере! Разве это справедливо?

В 1930 году дети священника Григория, как и положено, вступили в колхоз, а в 33 году их оттуда исключили, потому что они "дети попа".

Еше через год закрыли храм, в котором служил Агапов. Новая власть посчитала, что слишком много церквей у нас развелось, скоро совсем некому будет в них.

В 1937 году на отца Георгия донесли...

Из протокола допроса свидетелей:

« Агапов внушал колхозникам - коммунисты говорят, что церковь отделена от государства, и что большевики не вмешиваются в дела церкви. Это ложь и обман народа!  Вы, православный народ, посмотрите, сколько коммунисты накладывают на нас налогу, а также налогу на церковь. Жить сейчас стало невыносимо тяжело».

«Как-то Агапов заявил нам, что в Советском Союзе скоро будет революция, т.к. весь народ стал недоволен советской властью, а потому он скоро возьмётся за оружие и свергнет гнет большевиков».

В февраля 1938 года священника арестовали. В протоколе было записано:

«Подозреваемый вину не признал. На основании показаний свидетелей обвиняется: в том, что, будучи враждебно настроенным к Советской власти и ВКП (б), проводил среди населения дер. Язвище контр-террористическую агитацию, провоцировал слухи о скором начале войны, опошлял Сталинскую конституцию, клеветал на материальное положение трудящихся СССР, высказывал контр-террористическое настроение по адресу членов ВКП(б) и советского правительства. Постановили: передать дело на рассмотрение тройки при Упр. НКВД МО. Арестованный содержится в Таганской тюрьме».

27.02.1938 г. Тройка приговорила его к расстрелу.

Приговор приведён в исполнение 7 марта 1938 года.

А 19 июля 1989 года Григорий Агапов был реабилитирован. В память о нем рядом с домом, в котором он когда-то жил и была построена эта часовенка, мимо которой я каждый раз прохожу, когда мама просит меня сходить за свежим Павлово-Посадским хлебом...

Оказывается, каждый год 9 июля у часовни проводят молебны, куда приходят не только жители Улитина, но и других близлежащих деревень. Есть среди них и прямые потомки Григория Гавриловича...

Удивительно рядом!  Тут все дышит историей...

САМОЕ НАЧАЛО...

Когда-то то Павловский Посад назывался Вохной. Первое упоминание о нем вы найдёте в летописях 14 века! Великий князь Иван Калита в своём духовном завещания передал Вохонскую волость, состоящую из нескольких сел и деревень - своему сыну Ивану, который получил прозвище "Красный" благодаря своей привлекательной внешности. Тот спустя годы подарил её своему сыну - Дмитрию Донскому. И было это в 1340 году. Через 40 лет у Вохны появился новый хозяин - сын Дмитрия Иоанновича - Петр...

В общем, в течение 250 лет Вохонской волостью владели знаменитые московские князья. Сюда они ездили охотиться на куницу и бобра. Мех бобра тогда почему-то ценился очень высоко!

Последним из них был Иван Грозный, который в 1547 году принял титул царя.
Когда царь тяжело заболел, то пожертвовал свою вотчину Троице-Сергиевскому монастырю.

В начале 17 века жителям Вохны пришлось повоевать с литовцами и поляками. И сражались они, надо сказать, мужественно! Армия противника была разгромлена начисто.

В 1764 году Екатерина 2 провела так называемую "секуляризацию" (изъятие в пользу государства) церковных земель и Вохна стала частью Богородского уезда.

Во время войны 1812 года жители Вохны мужественно защищали свои земли от армии Наполеона! Французы надеялись здесь пополнить свои опустевшие фуражи. Да просчитались. Русский мужик в гневе, защищая свое добро, и с вилами в руках страшнее черта! Неприятель сбежал из этих мест не солоно хлебавши. Тогда во главе нашего войска стояли вохонский голова Егор Стулов и местный крестьянин Герасим Курин. В последствие ставшие национальными героями Павловского Посада.
И только в 1840 году Вохна с лёгкой руки императора Николая 1 получила статус посада.

Вот какая увлекательная история получилась.

ДЕВОЧКИ С ПЕРСИКАМИ.

Была сегодня в церкви Троицы Живоначальной в Аверкиево. Этот красивый храм шатрового типа был  построен в 1915 году местным дворянином-меценатом Александром Самариным в память о своей скоропостижно скончавшейся супруге Вере, дочери Саввы Мамонтова. Это она позировала тогда еще молодому художнику Серову для его знаменитой картины "Девочка с персиками". Женщина умерла от пневмонии в 32 года, родив любимому мужу трех детей за 5 лет короткого, но очень счастливого брака.

Конечно, церковь не очень хорошо сохранилась и нуждается в реставрации. В советское время её  использовали, как склад для хранения удобрений и ядохимикатов... Но на фасаде все ещё видны майоликовые изразцы, выполненные по эскизам Михаила Врубеля. Это уже доказано специалистами из музея-усадьбы Абрамцева, художественной мастерской Саввы Мамонтова, где могли подолгу гостить и творить его друзья-художники - Серов, Поленов, Репин, Суриков, Васнецов... Внутри храма много прекрасных старинных икон. Лучи солнца, преломляясь сквозь узкие окна церкви, чудесным образом ложатся на них. И в этом потоке света время как-будто останавливается...

Здесь же, рядом с храмом, Самарин построил земское училище. Одноэтажное, деревянное здание. Две просторные классные комнаты с высокими потолками и большими окнами. Две жилые комнаты и кухня для учителей. После революции училище стало  школой I ступени, затем начальной школой, где на момент 1937 года было 4 педагога и 168 учеников.

Её учащиеся видели, как храм сначала строили, освещали, а потом, в 30-х гг. году безжалостно уничтожали... сжигая на костре иконы, сбрасывая на землю колокола...

По воспоминаниям жительницы деревни Аверкиево, которая когда-то венчалась в этой церкви, местный активист-комсомолец на своих уроках атеизма, выносил из церкви иконы, колол их топором на глазах собравшихся и говорил: "Вот я иконы колю, а Бог мне ничего не делает, значит его нет!" Но по словам той же самой женщины, «кончил он плохо»

Но отмотаем время назад. После кончины любимой Самарин безутешен, один растит троих детей и не расстается с портретом Веры Саввишны кисти Васнецова «Девушка с кленовой веткой» написанным за два года до их свадьбы.

В 1918 году Александра Дмитриевича московского губернского предводителя дворянства, обер-прокурора Святейшего синода, члена Государственного совета арестовали и отправили сначала в тюрьму ВЧК на Лубянке, а затем в Бутырку.  Его должны были расстрелять, но приговор заменили "заключением в тюрьме впредь до окончательной победы мирового пролетариата над мировым империализмом на неопределённый срок". Самарин до конца своих дней оставался идейным монархистом, поэтому его  много раз арестовывали, сажали в тюрьму, отправляли в ссылку,  отпускали, и снова арестовывали. Он не мог, не имел права отречься от церкви, от Христа... Так крепка была его вера. И своей Веру он был предан до самой смерти... Вере Саввишне Мамонтовой. Той самой "Девочке с персиками"...


Рецензии