Зачем Бог создал мужчину и женщину

                Библия на этот вопрос дает такой ответ: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственному ему» (Быт.2:18). Вроде все ясно: человеку нужен помощник и друг в Божественном бытие. Если Господь не может быть Любовью Самой в Себе, то и человек не может жить для самого себя. Возникает вопрос: а почему Бог создал помощником человеку именно женщину? Причем, создает ее дважды: «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их» (Быт.1:27), а затем об этом же повествует вторая глава Книги Бытия. И если первом случае речь идет о мужчине и женщине, то во втором – о муже и жене.  Нам предстоит ответить на главный вопрос: зачем Бог создал именно мужчину и именно женщину? Ведь в качестве помощника Он мог дать Адаму такого же человека, но создает не такого, а «соответственному ему». Соответственный – значит похожий в общих чертах, но не тождественный. В чем было предназначение женщины, и почему Бог создал Еву не также, как и Адама, а из ребра мужа? Этот порядок имеет свое богословское значение. Его смысл в учреждении порядка бытия человека по аналогии с Небесной иерархией.  Как все, что существует имеет начало в Боге, так и причина всех людей – Адам. Божественная Премудрость предвидела падение прародителей и последующую жизнь человеческого рода на проклятой земле, где ему предстояло добывать хлеб свой в поте лица, подвергаясь, смерти, болезням и скорбям. Именно поэтому, еще до сотворения праотцов, Бог дает людям  заповедь: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28).
                Таким образом, создание Евы преследовало несколько целей. Во-первых, рождение из ребра мужа означало повиновение женщины мужчине; и будущий соблазн Евой мужа здесь тоже учитывался: «и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». (Быт.3:16); во-вторых, устанавливалась семейная иерархия, вне которой полноценной семьи быть не может. Именно это имел ввиду апостол Павел, когда сравнивал жену с Церковью, а ее мужа – со Христом: «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:23-24). Нарушение этого порядка было одной из главных задач дьявола, ибо умаление власти главы неизбежно ведет к деградации и распаду семьи. А где нет порядка, там воцаряется анархия, хаос и вражда против Бога; в-третьих, целью создания женщины было продолжение человеческого рода, то есть тех, кому надлежало размножаться и наполнять землю. Адам и Ева в раю потребности в этом не испытывали, потому что жена не «имела влечения к мужу своему», а мужчина не испытывал интерес к женщине. Ева была Адаму просто товарищем и помощником. Бог не ставил перед ними задачу размножения в том виде, как  мы ее понимаем, через плотское соитие. Он их просто поселил в раю для блаженства и служения Творцу, которое заключалось в исполнении всего одной заповеди: «Не вкушай». Однако, произошло то, что произошло и землю наполнил падший человеческий род. Богоданый институт семьи, постоянно подвергался нападкам дьявола, и надежной защитой ему всегда служила вера и Закон Божий. По мере, умножения людей, расширения Церкви и разрастания греха, стала оскудевать и вера. Вместе с ней подверглись умалению все духовно-нравственные ценности, заложенные в человеке, как в образе Божьем. Начиная с Эпохи Просвещения и, особенно со второй половины XVII в., рационализм взял верх над Законом Божиим. Вместе с ним в жизнь ворвались: феминизм, либерализм, демократия, распущенность и вседозволенность. Грех перестал быть злом и стал символом человеческой «свободы». Не обошли эти глобальные процессы и семью. Лишенная опоры в Боге, она стала легкой добычей дьявола. Семейная иерархия стала уничтожаться, а чуждые ей разрушительные «либеральные ценности» утверждаться. Это привело к порождению таких богомерзких явлений, возведенных в ранг государственной политики западных стран, как ЛГБТ-сообщества, трансвеститы, гомосексуалисты и прочие извращенцы; ситуацию усугубило признание Католической и Протестантской церквями  однополых браков.
                Начиная с первой семьи в раю, сатана делает все, чтобы род человеческий уничтожился сам в себе. Понимание изначальной роли женщины крайне важно, особенно в наших условиях повсеместного разврата и уничтожения семейных ценностей. Со времен Евы жена затаила в себе месть и обиду за вынужденное повиновение мужу. Эта обида уже не осознается как таковая, сохранившись на генетическом уровне, но проявляется в противоестественных влечениях женской натуры, таких как лидерство в семье, главенство над мужем, стремлении к независимости, соперничестве, превосходстве над мужчиной, лидерстве среди знакомых и сослуживцев, половая распущенность. Женская месть мужу выродилась в такое явление как проституция, родоначальником которой была Ноема – жена из рода Каина. К сожалению, многие представительницы «слабого» пола не задумываются о последствиях таких феминистских взглядов. А итог у них всегда один: ненависть, презрение, зависть, распущенность, страх перед наступающей старостью и одиночеством. Вне семейной иерархии и ценностей помощница мужа превращается совершенно не в то творение, каковым его задумал Бог. А это неизбежно ведет к падению и смерти души. Кроме того, деградация женщины ведет к обратно пропорциональной деградации мужчины, и все это приближает мир к его логическому концу.
                Итак, отвечая на вопрос, зачем Бог создал мужчину и женщину можно прийти к следующим выводам. После изгнания из рая человек стал смертным, а значит ему требовалось размножение рода. Без женщины это невозможно, и поэтому Бог благословил брак, чтобы муж и жена  стали оба: «плоть едина» (Мф.19:5). Чадородие было необходимо для исполнения плана Божественного домостроительства, целью которого –  преображение вселенной и уподобление человека Богу. Святые отцы учат, что, как через одну женщину в мир пришла погибель, так и через другую – спасение. Через Еву пал Адам, а с ним и земля, и люди, а через Пресвятую Богородицу восстал Христос, принесший спасение людям. Новый Адам не только стал олицетворением первозданной божественной природы, образа и подобия Божьего, но и был награжден невиданной славой – усыновлением Богу по благодати.
                Падение Евы требовало исцеления и слабой половины человечества, что свершилось в Богородице, через непорочное зачатие и сверхъестественное рождение Христа. Чудным Промыслом Божиим жена, не познавшая мужа и будучи Девой, родила Сына, не повредив девственность. Целость женской природы была восстановлена в ее первозданном виде. Поднимаясь к высотам таинственного богословия, можно признать, что мужчина, образно говоря,  – это душа Бога, а женщина – движущая сила этой души, без которой само бытие человечества, а значит и мира –  немыслимы. Разделение людей на мужской и женский пол позволило раскрыть потенциал их природы: стремление к красоте, любви, доброте, милосердию, забота о детях, родителях, супругах, то есть всего того, что отличает разумную тварь от животного. В соответствии с божественным предназначением женщина мужчина, должны взаимно дополнять, облагораживать и поддерживать друг друга ради служения Творцу. Вот для чего Господь: «мужа и жену сотвори их», чтобы они стали единым целым в семье, поскольку на Небе или: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах, ибо и умирать уже не могут, и становятся сынами Божиими, как сыны воскресения, через воскресение родившись в новую жизнь» (Мф.19:20). Христос прямо говорит, что после воскрешения мертвых половое различие упразднится, и надобность в продлении человеческого рода отпадет. В день Всеобщего Суда мировая история завершится и начнется вечная жизнь, не знающая ни времени, ни перемены обстоятельств, ни рождения, ни смерти. Поэтому там не будет ни мужчин, ни женщин, а только сыны Божии в Царствии Небесном и грешники в преисподней.
                Таким образом, в муже и жене закладывались основы полноценной жизни на человека. Их брачный союз служил не только единению супругов, но и продлению человеческого рода. Вне семейных традиций воспитание и чадородие превращались в скотское размножение, а дети в безнравственное и эгоистичное потомство. Семья – это не только отец и мать, но и бабушки, дедушки, крестные, дяди тети, племянники, братья и сестры, то есть личный замкнутый мир особых родственных отношений, представляющий собой единую малую церковь во Христе. Он пронизан сложным переплетением невидимых связей, формирующих личность ребенка. Разрушение семьи – трагедия, суть которой в разрыве этих связей и искажении нравственного облика каждого ее члена. Поэтому венчание всегда служило оградой супружества и потомства. Хранение брака необходимо для спасения семьи как единого целого, поскольку только в ней каждый несет тяготы друг друга, чем исполняется закон Христов (Гал.6:2). Но главное даже не в этом – если в доме спасается глава, то спасаются все, а если его нет, то каждому предстоит идти к Богу в одиночестве, не имея поддержки в любви и молитве ближних.


Рецензии