Ерёма, Просто другое. Взгляд музыкального эксперта

Автор статьи: Денис Ступников, сентябрь 2024

Исполнитель: Ерема и Друже, Название: «Просто другое», Стиль: рок, Год: 2022
Альбом можно послушать на всех цифровых площадках.

Есть сомнительное выражение «это другое». Им очень легко прикрывать любые гадости и бесчинства, не прибегая при этом ни к какой серьезной аргументации, а произносится оно обычно с оттенком презрительного высокомерия. Московский музыкант, основатель культовой группы «Хозяин Ключа» Игорь Еремеев назвал свой альбом «Просто другое», и это словосочетание кардинально отличается от, казалось бы, похожего на него по форме. Просто другое — это ненавязчивая альтернатива миру потребления, тихая молитва вместо гама в соцстетях, доверительный утешающий разговор вместо огульных обвинений.

Компакт-диск «Просто другое» вышел спустя 27 лет после предыдущего еремеевского релиза - «Вирус Рок-н-ролла» «Хозяина Ключа». Релиз получился весомым во всех смыслах — хотя бы потому, что в его записи приняли лидеры и музыканты группы «Алиса», «СерьГа», «Мордор», «Монгол Шуудан», «Анимация» и др. В первой же песне принимает участие Константин Кинчев, и это явно не случайно. Ведь Ерема — это образ души Игоря Еремеева, преображенный человек, которому, как и герою этой песни надлежит отправиться в дальний путь и занять свое место в Царствии Небесном. У Константина Кинчева тоже были подобные персонажи («Левша», «Емеля»), поэтому строки о «сердечном прощении» он произносит внушительно, прочувствованно и даже молитвенно.

В альбоме есть и песня «Молитва», и в ее записи принял гитарист «СерьГи» и «Мордора» Сергей Левитин, скончавшийся 1 августа 2024 года. Так что строки «отпусти меня домой, земная краса. Я довольно был тобой, зовут небеса» оказались, увы, пророческими. Шедевральная левитинская гитара иллюстрирует разные этапы этого освобождения, сначала мучительно ворочаясь в земной юдоли, а потом вдруг воспаряя к небесам.

Небесной благодатью насыщен баян Рушана Аюпова в «Благовесте», знаменующий собой приближение неба для того, кто закончил свой бой. Однако юдоль цепко держит тех, кто еще не готов, и эти ее дружеские тиски олицетворяет зычный вокал Бранимира в «Рассветной». Тяжело, наверное, оставаться на грешной земле, когда ее покинули большинство соратников. Но главное, что ты сам неустанно стремишься «к истине вечной», и эта постоянная зараженность высшими смыслами передается в песне «Тянется мысль» с помощью вневременного вокала фолк-певицы Марии Рось.

Самую бескомпромиссную песню альбома «Время тотальной лжи» Игорь Еремеев взял на себя. Хлестко, но справедливо он обличил в этом жестком речитативе продажных журналистов, «государеву свору» и покорный народ, лгущих друг другу уже скорее по привычке, нежели по необходимости. Выход из этой ловушки очевиден: посвящать каждое слово Богу — воплощенной Вечной Правде.

Но реальность оказывается гораздо коварнее наших представлений о ней. Нивелированное информационное поле в песне «Файлы загружены» с участием Сергея Левитина, Сергея Крынского «(«СерьГа») и Алексея Портнова («Мордор», «Монгол Шуудан») оправдывает людские грехи и закрывает доступ к подлинным произведениям искусства. Но Игорь Еремеев и здесь прибегает к панацее — высшей правде: «В творчестве не надо мусорить — здесь и так много грязи».

Недоброжелатели могут упрекнуть таких авторов, как Игорь Еремеев в лицемерии, предложив посмотреть сначала на себя, прежде чем обвинять других. Но итут ему есть, что ответить. Поразительна исповедальная песня «Родные», в которой подробно раскрывается присущая в той или иной степени всем мужчинам привычка вожделеть других женщин. В компаньоны Игорь Еремеев здесь взял много повидавших на своем веку Сергея Галанина, Сергея Левитина и Михаила Рябова («Мордор»). Здесь как раз мелькает пресловутое выражение «это другое» в качестве универсальной отмазки, которую певец явно не поддерживает, а в финале песни дан рецепт преодоления тяжелого греха блуда, не обещающий легкого пути, ведь Игорь Еремеев, подобно опытным духовникам, справедливо указывает на то, что сначала надо победить равнодушие, лень и жалость к себе. В «Прощальной (сыну)» с Рушаном Аюповым и Марией Рось говорится о не менее важном для роста над собой и победы над своими пороками — умении прощать, причем первым!

В финал «Прощальной», как это любит порою делать Еремеев, вплетен фрагмент недавней песни про речку. Это подготавливает слушателя к восприятию следующего номера — уже полностью народной «Наши руки — грабли», в которой поразительно переплетены мотивы трудовой песни жнецов, покаяние в зависти и стяжалельстве и прославление Бога. Народ, сочинивший такое, понятное, дело непобедим — и об этом лишний раз свидетельствует бонусная композиция «Крантино». Записал ее Игорь Еремеев в самый разгар ковидных ограничений, умудрившись при этом подтянуть не только Сергея Галанина, Сергея Левитина, Михаила Рябова, Юлию Теуникову, но и самого Иосифа Бродского, чье стихотворение «Мы не пьем вина на краю деревни» служит ударным финальным аккордом всего альбома.

© Денис Ступников

Читать в оригинале:


Рецензии