Абашевское чудо

На ярмарке народных промыслов, устроенной в Наровчате в честь дня рождения Александра Куприна подхожу к мастеру Абашевкой игрушки Владимиру Ворожейкину. Столик заставлен разноцветными глиняными фигурками разного вида и размера, казалось бы, выбирай, на любой вкус. Но я ищу определённую, с ёлочкой на голове. Спрашиваю у постоянно занятого лепкой из глины художника:

- а почему у вас оленя с ёлочкой нет?

- Не с ёлочкой, а с Мировым древом, - поправляет меня мастер. Не успеваю лепить, расхватывают в первую очередь.

Тут же подбежали корреспонденты с камерой и микрофоном, и Владимир стал объяснять смысл древнерусского символа на традиционной абашевской свистульке:
- наш род-это ствол Мирового древа, уходящий корнями к предкам, а мы и наши потомки – ветки и иголочки. Чтобы иголочки были вечнозелёными, необходимо помнить о корнях, ухаживать за всем древом.

*

Сейчас у всех на слуху археологическое понятие «Абашевская культура», которое получила своё название здесь по раскопкам в 1925 году трёх курганов с 11-ю погребениями. Следы этой культуры, датируемой второй половиной 2-го тысячелетия до н.э., находят от Калуги до Башкирии, от Плещеева озера до Приуралья. Её характерной особенностью является пластичной формы и своеобразного рисунка керамика.

И вот, то ли с генетической памятью, толи благодаря богатым залежам глины, но гончарное искусство в этих местах стало вновь популярным в местной деревне Абашево. В писцовых книгах эта деревня упоминается с 1616 года. А населяли его, главным образом, беглые староверы – люди со старыми философскими взглядами, вековыми славянскими традициями.

В начале 20 века И.П. Сильвановский - руководитель обследования кустарных промыслов Наровчатским земством в книге «Кустарные промыслы в Наровчатском уезде Пензенской губернии» писал: «Отщепенцы в трудолюбии не только не уступают православным, но даже превосходят их… Каждую субботу (базарный день в Спасске) уезжает в город добрая половина села для торговли гончарными произведениями…»

Гончарный промысел был для староверческих семей особо привлекательным: работа кипела и зимой ,и летом, участвовали в нём и стар и млад, а весь доход от ярмарочной торговли шёл в своё же хозяйство. Глину добывали на месте, посуду с годами стали изготавливать на гончарном круге с поливой (глазурью). Здесь же и печь для обжига была. А из остатков глины игрушки, детям на забаву делали. Причём, чаще лепкой мужики занимались, бабы-то на хозяйстве…

Когда яркие, весёлые игрушки стали большим спросом пользоваться в соседних городах: в Спасске, в Наровчате, в Керенском, в Инсаре, Нижнем Ломове и др., их стали продавать «на свал» перекупщикам. Сами же абашевцы, не любившие контактов с иноверцами, занялись вплотную творчеством у себя дома. Фигурки выделывали по принятым издревле образцам исторической родины первопоселенцев. Лепили персонажей из народных сказок, преданий: Велеса в образе барашка и козлика, оленей с Мировым древом вместо рогов, красавиц в кокошниках. Детские игрушки, служили ещё и ритуальными фигурками. Каждый такой персонаж нёс в себе какое-то тайное знание о мироустройстве.

Рассмотрим, например, одного из популярнейших традиционных образов - оленя с рогами в виде ели. Мастер абашевской игрушки Владимир Ворожейкин уже объяснил, что рога этого животного символизируют Мировое древо. Но кроме образа Древа жизни, Мировое древо ещё символизировало Древо познания, хранившее знание о сотворении мира.

Согласно славянским мифам и заговорам, Мировое Древо, произрастает из Алатыря-камня, лежащего посреди моря-океана на острове Буяне. Алатырь-Камень - "всем камням отец". К этому камню стекались во все времена цари, князья, витязи, волхвы от каждого рода - племени, и Камень, упавший с неба, делился с ними Законами Всевышнего (Вселенной).

Русские Веды повествуют, что Алатырь – камень, который лежит на границе между миром Яви и миром Нави охраняет Бог Велес.
Изображался Велес, в славянской традиции, в шкуре медведя, либо барана, иногда в виде козла или оленя, но чаще в виде полу-зверя, полу- человека. А объяснялся такой образ тем, что Велес покровительствовал ещё диким животным и домашнему скоту.

Вот и лепили первые гончары села Абашево Бога Велеса- хранителя, в образе барашка, козлика, медведя, либо оленя с Мировым Древом на голове, вместо рогов. С таким оберегом можно было не опасаться падежа скота, не страшны были ни походы за грибами и ягодами в лес.

В разных широтах славяне по разному описывали Мировое древо: ближе к югу - в виде раскидистого дуба, а к северу – вечнозелёной ели. Выходит, откуда-то с Севера пришли в эти места первые мастера ритуальной абашевской игрушки. Возможно даже, с берегов Онежского озера, где на каменном плато выбито самое древнее изображение Мировой Ели- петроглифа, возраст которого более 5 тыс. лет.
Иногда ёлочку - рога оленя абашевские мастера лепили похожей на лесенку, ведущей к Богу.

И ещё. В древности Оленя иначе называли "Елень", из-за ветвистых, как ёлочка, рогов. А на Украине имя Елена звучит, как Олена, а ещё имена Ольга и Олег тоже однокоренные с «оленем». Кто-то возразит, что это имена не древнерусские, а древнегреческие. ..ну, если это так, то следует задуматься, почему для строительства первого храма Бога Солнца Аполлона Гиперборейского в Дельфах пригласили жреца с Севера по имени Олен?

Но вернёмся в Абашево. Чаще игрушки делались в виде свистулек, или, как говорили, дудочек. Поэтому глиняные животные имели удлинённое туловище и очень короткие ноги. В славянской культуре изготовление свистулек приурочивалось к сельскохозяйственным праздникам, например, к весеннему празднику «свистопляске», посвященному Богу солнца Яриле. Считалось, что на любую стихию, на любое растение или животное можно повлиять, настроившись на них соответствующей звуковой волной или свистом определенной высоты.

Известна с древности и обережная функция свистулек. По славянским понятиям, свист отгоняет «нечистую силу», злых духов, создает определенный настрой вокруг, принимает на себя болезни.
Иными словами, с помощью звука люди общались с «Вещим лесом» и «Чистым полем». В дальнейшем, чисто обрядовые функции свистулек стали сменяться музыкальными и эстетическими.

Важное сакральное значение имел в народной игрушке цвет.
Так, для звучащих игрушек абашевских умельцев, традиционными цветами являются: красный (огонь, солнце, цвет земли), зеленый (растительный орнамент, символ возрождения жизни) и синий (вода, небо и космос).

Причем, раскрашивались игрушки-свистульки однотонно, в насыщенные оттенки этих цветов, и лишь рога, копыта или волосы оживлялись золотой солнечной краской. Такая раскраска особенно подчеркивала рельефность вылепленных из глины фигурок.

Со временем, абашевские мастера стали отходить от традиционных форм, стараясь осовременить изделие, привносили в традицию сатиру, подобно кукрыниксам, и свой взгляд на окружающую действительность.

*

Но что бы мы помнили сейчас, в эпоху невероятных скоростей технического прогресса о маленьком селе с его древним кустарным промыслом, если бы ни такие тонкие ценители искусства и народной культуры, как коллекционер русской народной игрушки Н. М. Церетели?

Известный в начале 20 века актёр театра и кино, режиссёр Николай Михайлович Церетели, внук бухарского эмира Музаффара, родился в Москве под именем Сеид Мир Худояр-хан. Именно он, человек, казалось бы далёкий от русской истории, стал проводником абашевского чуда в русскую культуру. Он стал автором монографии “Русская крестьянская игрушка” (М.: Academia, 1933), правда, под редакцией А. Луначарского:

«… Единственно верный путь, идя по которому, можно поднять на большую высоту игрушечное производство и дать нашим детям игрушку, соответствующую советским принципам воспитания,— развитие индустриальной игрушки… нельзя позволять любителям кустарной игрушки, основываясь на трудностях осуществления, утверждать, что индустриальная игрушка и новая современная тематика приводят высокое искусство игрушки к гибели. Эта реакционная точка зрения совершенно неправильна. Всё наше искусство идет по пути борьбы за пролетарский стиль».

Будучи как-то на ярмарке в городе Спасске, известный московский артист был восхищён красотой и самобытностью местных глиняных игрушек-свистулек. С этого дня его богатая коллекция стала регулярно пополняться изделиями из Абашева.

В 30-е годы кустарным глиняным промыслом на селе занимался Ларион Зоткин. Теперь изделия этого крупнейшего мастера возглавляют все музейные экспозиции народного творчества страны, а тогда встречи с этим талантливым, с детской душой крестьянином Николай Михайлович описывал так:

«Надо было видеть его голубые светящиеся глаза, когда он, одетый по-праздничному, в сопровождении так же одетых жены и младшей дочери, привез однажды мне корзину с игрушками, специально приготовленными им для меня. С какой любовью и нежностью он доставал из корзины каждую вещь, ласково поглаживая ее рукою, смотрел мне в лицо, ища одобрения своему мастерству.

Сюжеты его игрушек не всегда были обычны. Я помню, например, как я спросил его, что означает игрушка, изображающая офицера в парадной форме, державшего под мышкой какую-то птицу. Глаза Лариона Зоткина как-то робко вздрогнули, и он, застенчиво улыбаясь, сказал: «А это офицер украл петуха». Больше он ничего объяснить не мог. Но для меня, привыкшего, фантазера-игрушечника, этого объяснения было достаточно.

Вынимая из корзины несколько глиняных собак, совершенно одинаковых по форме, но разной раскраски, он долго, любовно держал в руках одну из них, коричневую с зеленой головой, всю покрытую крупными серебряными горошинами.

-А вот это замечательная собака, — с какой-то особенной нежностью в голосе сказал он, как бы пытаясь передать мне, что эта собака—не просто собака, а особенная, какая-то „замечательная". Убедительный тон гончара и прекрасная игрушка в его руках заставили меня поверить, что передо мной „замечательная собака".

Из домашних животных его работы у меня есть баран, козел, корова, утка, индюк и петухи. Козел выкрашен тёмнокрасной эмалевой краской, шея его — зеленой, голова и рога серебряные. В глазах козла, длинной бороде и больших рогах чувствуется какое-то непонятное бесстыдство и удаль. Удивительно, что он больше всего напоминает подпившего сельского попа.

Баран покрашен бледнозелёной эмалевой краской. На маленькой голове красуются огромные, чрезвычайно красивые рога, прокрашенные по краю серебром. Что-то необыкновенно горделивое, чванное придают они всей фигуре барана.
Ларион Зоткин был большой художник, работы которого можно поставить в первые ряды русской игрушки. С его смертью с. Абашево лишилось крупного мастера-игрушечника».

Нет. Далеко не прав был нарком просвещения. Народная игрушка, как и всё народное творчество – это основа русской народной культуры. Теряя традиции, мы теряем свои корни, ориентиры, свою историю. Мы начинаем легко поддаваться изощрённым проискам врагов, которые не сумев на протяжении веков уничтожить нашу страну извне, пытаются разрушить её изнутри, превращая русский народ в «Иванов не помнящих родства». Бесспорно, всё жаждет обновления и литература, и искусство, и сами люди. Но стремясь в будущее, мы не должны забывать то, что мы всего лишь листья того Мирового древа, что питает нас своими мощными корнями.

Далее: "Великий Малышев из маленького Наровчата" http://proza.ru/2022/06/29/1385


Рецензии