Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 44

             О возложении на Иисуса Христа венца из тёрна

Этот сюжет занимает в храмовой росписи отдельное место. Он встречается редко и в росписях или их остатках, что правильнее сказать, конца 19-ого – начала 20-ого веков. В современных или поновлённых росписях я пока что этот сюжет не встречал.

Описание этого действия есть в Евангелии от Иоанна и от Матфея.Читаем апостола Матфея.

После того как первосвященники и старейшины сделали выбор – отпустить из двоих узников Варавву, то Понтий Пилат так и сделал – отпустил им Варавву. А Иисуса приказал бить и предать на распятие. Воины наместника Иудеи собрали для этого весь полк. Они раздели Спасителя, надев на тело одежды пурпурного цвета, называемые багряницей.

Дальше воины сплели венец из терновых ветвей, покрытых острыми шипами, и возложили его на голову Иисуса. А в правую руку дали трость. После они становились на колени перед Спасителем и, насмехаясь, говорили: радуйся, Царь Иудейский! Плевали на Иисуса. Взяв из его руки трость, били по голове. Сняв багряницу и одев Его в старые одежды, повели Спасителя на распятие.

Евангелие от Матфея. Глава 27 (26:31)

Описание этого сюжета входит в так называемые Страсти Христовы как череда событий, принёсших Спасителю физические и духовные страдания в последние дни его жизни.

Терновый венец. Реликвия хранилась в Соборе Парижской Богоматери до пожара пять лет назад. Его спасли от огня, и он временно хранился в разных местах. Находится ли он в соборе сегодня, мне не известно. Известно только, что собор начнёт действовать в декабре этого года. Вот тогда точно и узнаем про эту удивительную реликвию.

Западные художники не остались в стороне от изображения данного сюжета. Ван Дейк создал несколько картин и рисунков на эту тему. В 1618 году он написал картину «Увенчание терновым венцом», которая находится в музее Прадо.
 
В это же время отметился и Питер Пауль Рубенс своим «Увенчанием терновым венцом». И большое количество гравюр Ван Лейдена, Дюрера, Доре, рассказывающих об этом эпизоде жизни Христа.

Русские художники тоже отметились. Достаточно скромно. В. Васнецов в 1906 году нарисовал рисунок (набросок) «Спаситель в терновом венце», а Н. Кошелев написал уже картину в конце 19-го века «Спаситель в терновом венце».

Изображения находятся:

Тверская область, Пятницкое. Церковь Воскресения Христова (1832-1842 гг.). Фрагментарно сохранившаяся живопись выполнена в конце 19-го века.

Тверская область, Княжево. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1776-1781 гг.). Живопись храма выполнена в последней четверти 19-го века.

Гюстав Доре, гравюра к «Большой  Библии Тура» (La Grande Bible de Tours),  опубликована в двух томах в 1866 году.

Корректура М. Зуйкова

Фото автора

Русавкино, сентябрь 2024 г.


Рецензии