Рождение свыше для Никодима и других

     Сегодня, дорогой читатель, рассудилось мне рассмотреть с тобой, самую, пожалуй, наиважнейшую тему христианства, а именно – рождение свыше. Тот, кто читал Евангелие от Иоанна, несомненно понял о чём я говорю, ну а тем, кто не разу не встречался с этой темой, или не обращал на неё своего пристального внимания, мне хотелось бы настоятельно порекомендовать прямо сейчас, отложить до времени прочтение данной статьи и с молитвою самостоятельно прочесть третью главу святого благовествования апостола Иоанна.


     Итак, приступим… Тем более, что теперь все мы знаем об этой удивительной встречи старца Никодима и Господа Иисуса Христа.
Что бы мне хотелось сказать в самом начале нашего рассмотрения? Пожалуй, то, что эта тема – рождения свыше, является достаточно трудной для понимания человека, и если даже для религиозного учителя того времени Никодима она вызвала недоумение, то что уж говорить про нас с вами и наших современниках, которые о Боге вспоминают лишь иногда: по особо значимым праздникам или в чрезвычайных для их жизни обстоятельствах.
    Но не говорить об этом неправильно, и поэтому мы приступим.
Посчитали ли вы сколько раз в этой главе упоминается такое понятие как рождение?
    Один, два, или больше? Мой ответ семь раз в первых восьми стихах. О чём это говорит? На мой взгляд о том, что эта тема – рождение свыше, является центральной для данного отрывка. Причём, поднимает её сам Иисус, хотя, как кажется на первый взгляд, совершенно не отвечая прямо на поставленный вопрос Никодима. Он не говорит о всех чудесах, которые упоминает Никодим,  Он не говорит о Своей божественности, но переключает всё внимание этого  известного учителя и начальника фарисеев на главное – рождение свыше от Духа Божьего.
     Мне довелось не один раз слышать проповеди на данную тему, наверное, и вам приходилось слышать об этом, но что мне хочется сейчас сказать? Слышать об этом важно, но важнее всего – это пережить, испытать это лично. Здесь просто теория не работает, и Христос говорит прямо – кто не родиться свыше не увидит и не войдёт в Царствие Божие. Другими словами, рождение свыше, является тем основным началом взаимоотношений Бога и человека, которое даёт права человеку наследовать Божье Царство, перейти от смерти в жизнь вечную, и согласитесь, это несравненно больше всего того, о чём порой мы размышляем и переживаем. Ну вернемся к тексту Евангелия.
      Давайте коротко вспомним кто такие фарисеи? Правильно – это особо благочестивые религиозные люди того времени Израильского общества. Они жили благочестиво, они трактовали Закон Божий, они совершали храмовое служение, они учили народ Божьим заповедям, они жертвовали десятины и много чего ещё хорошего делали. Всё это так, но на что мне хотелось бы обратить ваше внимание? При всех этих, несомненно важных и значительных религиозных деяниях, они просмотрели главное – Христа Иисуса – как исполнителя всех пророчеств о котором говорили пророки.
     Даже видя и слыша о всех чудесах, которые Христос совершал, и признавая их божественность, ибо как сказал Никодим, таких чудес, которые творил Иисус, не может никто творить, кроме Бога, они не воздали Христу честь, не поклонились ему, но как мы знаем из евангелий – исполнились зависти и хотели Его убить. И только старец Никодим, один из их начальствующих среди них мужей, пришел к Иисусу для разрешения своих вопросов, но как повествует нам Иоанн, сделал это ночью, из-за опасения от осуждения от своих единомышленников и единоверцев. Как трудно порой человеку, даже зная то, что истинно, отказаться от традиции, которая владеет представлениями многих современников.
     Итак, Никодим с опаской, но всё же насмелился прийти лично ко Христу, но какова его оценка Христа? Он даёт свое определение – Равви! Мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога. И тут, на мой взгляд, самая первая проблема, что, впрочем, не решена для многих благочестивых и религиозных людей и по ныне. Ну возьмите, например, научение свидетелей Иеговы, они до сих пор остаются в этом первом исповедании и оценки Никодима не признавая Христа как Бога, хотя вся логика и оценка деяний Господа именно указывала конкретным образом на это.
    Сегодня ничего не изменилось, многие наши современники воспринимают Иисуса Христа всего лишь как великого Учителя нового учения, что совершенно не достаточно для обретения Царства Божьего.
    И что же Христос? Пытается ли Он разъяснить Никодиму что тот совершенно не прав?
    Нет, Он не вступает в длинные разъяснения, а говорит, казалось бы совершенно о другом, а именно о рождении свыше от Духа Божьего и о Царствии Божьем. Из текста видно, что Никодим понял о том, что Иисус говорил именно к нему, и Никодим речь Иисуса о рождении свыше отнёс именно к себе. Правда и в том, что при этом он совершенно не понял, как это может произойти. Как может человек родиться будучи стар? – такая была его реакция на ответ Христа.
     И здесь на мой взгляд вторая ошибка учителя Никодима – отнесение рождения свыше к рождению как таковому. Те, кто внимательно читают и изучают Библию несомненно знают, что в жизни человека (я имею в виду жизнь вечную) есть два рождения и две смерти. Одно рождение и смерть – земные, о которых все мы, согласно нашего жизненного опыта несомненно знаем, и второе рождение и смерть – духовные, о которых мы узнаём из Священного Писания. И здесь наблюдается некоторый парадокс духовного восприятия, а именно: тот, кто будет рождён свыше (здесь на земле в течении его земной жизни) - не увидит второй смерти в вечности.
     Другими словами, тот, кто рождён однажды увидит тление и будет разлучён с Богом на вечно, а тот, кто родится свыше от Духа Божьего на земле – будет наследовать вечность в небесах с Богом и всеми теми, кто поверит благой вести об искупительной смерти Господа Иисуса Христа, о чём собственно и говорит Иисус Никодиму, приводя и аргумент из Ветхого Завета о своей смерти.

    Посмотрите на некий упрёк Иисуса Никодиму о том, что тот не понимает этого понятия как рождение свыше. Но мой вопрос к вам, а вы, уже прочитав всю эту историю – понимаете? Не вполне уверен, что этот вопрос открыт всем тем, кто носит высокое звание – христианин. Можно для многих оставить вопрос актуальным вопрос Иисуса – вы учители и этого ли не знаете?
    Давайте теперь вместе для нашего назидания, попытаемся и разобраться что же такое - рождение свыше?
     На мой взгляд, первое, на что обращает внимание Иисус – это действие Духа Божьего. Как Он сказал Никодиму: «рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.» Значит это действие прерогатива Духа Божьего, который действует суверенно и дышит где хочет. Что это означает для меня и для вас? Думаю, то, что мы не в состоянии самостоятельно быть рождёнными без Бога. Но вот у меня к вам вопрос, особенно к тем, кто называет себя христианами: вы действительно время от времени слышите голос Духа Божьего? Как говорил Иисус Никодиму: «…и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рождённым от Духа.» А если вы голос Его никогда не слышали, то рождены ли вы свыше вот в чём вопрос?
     К слову сказать, Бог разговаривал не со всеми. Кто приходит на память? Адам, Ева, Авраам, Моисей, Давид, Соломон, Исайя, Илия, Иеремия и ряд других пророков, но не всех. Тогда в чём вопрос? Особенно к тем, кто считает себя христианами, но никогда не слышал этого особого голоса Духа Божьего.  Вообще, грубо говоря, мы с определённой опаской относимся к тем людям, которые порой убеждают нас и врачей определённого профиля о том, что слышат особый голос или голоса. Да и опыт служения, показывает, что часто, такие проявления, выдаются человеком, исходя из его определённых целей, которые, в конечном итоге, не ведут к славе Божьей, а значит являются некой подделкой под благочестие и некую – особенную духовность.
     И вот теперь мне бы хотелось утверждать то, что, если христианин никогда не слышал голоса Духа Божьего, и возможно услышит Его только в вечности может быть рождённым свыше. Но при этом, всё же, должно быть определённое сверхъестественное проявление Духа Божьего.
    Скажу откровенно о себе: я до настоящего времени не слышал голоса Духа Божьего, но считаю себя рождённым свыше! Почему? Да потому, что в своей жизни пережил особое присутствие Духа Божьего, что привело меня к искреннему покаянию перед Богом и изменило мою жизнь. К слову сказать, такие особые прикосновения Бога к моему естеству были не часты, но они были, и надеюсь ещё будут, как и говорил Иисус: так бывает со всяким рождённым от Духа.
     Таким образом, исходя из личного опыта, считаю вторым условием рождения свыше – прикосновения Бога к естеству человека, которое он несомненно почувствует. Это надо испытать, и те, кто имеет этот духовный опыт общения с Духом Божьим, имеет в себе самом полную внутреннюю уверенность в спасении своей души, как об этом писал апостол Павел: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» - Рим.8:16
     А теперь у меня вопрос к вам: все ли те, к кому прикасался Дух Святой, покаялись и стали христианами? Мне кажется, что увы, не все те, кто ощущал в своей жизни явное присутствие Бога и Его Духа, отвечали положительно на это прикосновение и стали детьми Божьими, рождёнными свыше.
     Да, сегодня многие называют себя христианами, но сколько в среде христиан современных фарисеев в самых разных христианских конфессиях и деноминациях?!
     Как много сегодня тех, кто утверждает, что имеет некий особенный духовный опыт, но при этом ставит под сомнение богодухновенность Священного Писания? При всём при этом они называют себя исследователями Библии и даже богословами!
    Что Христос и Никодим? Христос явно указывает Никодиму, что Ему надлежит быть вознесену как Моисей вознёс змея в пустыне.
     Давайте коротко рассмотрим эту историю, которая случилась при исходе сынов Израиля из египетского рабства. Мы не будем подробно её затрагивать, но суть этой история в том, что за очередной ропот сынов Израиля Бог послал в наказание ядовитых змей в пустыне, которые кусали людей, что приводило к многим смертям. Раскаявшись народ пришел к Моисею с просьбой, чтобы тот ходатайствовал пред Богом, чтобы Бог удалил это наказание. И Моисей просил этой милости у Бога.
    Теперь мой вопрос к вам, ну к тем, кто читал об этой истории в Библии: ответил Бог на молитву Моисея? Да!!! Удалил Бог ядовитых змей? Нет!!!
    Что же повелел Бог сделать Моисею? Помните? Да, именно так: изготовить медного змея и поместить его на шест, и как я понимаю поставить его на определённую возвышенность с указанием смотреть на этот шест тогда, когда человек будет укушен змеей с обетованием того, что смотрящий не умрёт! Что я хочу сказать? Да то, что змеи, жалящие смертоносно людей, не были удалены Богом, но Богом же дано было определённое лекарство от этих смертоносных укусов. В чём же это лекарство заключалось тогда?
     Да в том, же что и сегодня: в верность обещаний – обетований Божьих. У меня к вам вопрос: как вы думаете все ли люди, укушенные змеями с верой смотрели на этот шест? Мне, почему-то кажется, что среди них были и те, кто не поверил Моисею и погиб из-за своего неверия. Но разве много изменилось с тех пор? Сегодня распятый Христос может дать искупление всякому человеку, кто с верой взирает на тот Голгофский крест. Но все ли с верой взирают на него? Ответ очевиден…
     Таким образом, с вашего позволения третьим условием рождение свыше я поставлю отношение к Христу и Христу распятому, о чём и проповедовали апостолы.
     Мы не станем сегодня с вами подробно рассуждать о сердцевине всего Писания и разбирать золотой стих Нового Завета Иоанна 3:16, но на что мне бы обратить ваше внимание? На превосходство Нового Завета и обетованиях Божьих. Посмотрите, Христос подтверждая авторитет Ветхого Завета, тем не мене говорит всем о том, что теперь спасение Бог даёт всякому верующему в Него. Теперь все мы, кто верит в господа Иисуса Христа, являемся детьми Божьими и не погибнем, но имеем жизнь вечную. И это мы не можем доказать порой даже самым дорогим и родным нам людям.
     Пока они сами под воздействием Духа Божьего не примут личного решения веровать в евангелие, ничего не произойдёт. Нам же остаётся лишь молиться за их обращение, что мы и делаем.
     Теперь мой вопрос к тем, кто в среде христианства прожил достаточно много времени, ну, например, десять или двадцать, тридцать лет. Все ли, кто принял святое водное крещение, был членом определённой поместной церкви, нёс благословенное служение определённое, возможно даже длительное время остался верным? Увы, в моей практике я встречал и встречаю тех, кто «ушел в мир», хотя по моим наблюдениям был вполне благословенным христианином, как казалось бы рождённым свыше. В чём тут подвох?
    Как мы читаем в Писании, спасает не начало, а конец, и со времени Иоанна крестителя, как говорил Христос, Царствие Небесное усилием берётся. Здесь мудрость и труд - труд духовный. Быть рожденным свыше не означает гарантию спасения, ну это как рождение не каждого младенца гарантирует ему взрослось, зрелость и старость. Конечно всё знает только Бог, нам нужно в смирении принимать от Него всё и стремиться к свету Его лица, к труду на Его ниве.
    Таким образом последним – четвёртым условием, я с вашего позволения, поставлю постоянное стремление исполнять волю Божию. И должно сопровождать каждого христианина всю его жизнь. Ведь мало быть только рождённым от Духа Божьего. Нужно ещё в Нём пребывать, в Нём возрастать, Им быть крещённым и исполняться Им.
    Да благословит всех нас Бог быть не просто христианами по названию, но и по самой сути – рождёнными свыше, пребывающие в Духе Святом, исполненными Его силой и дарами для славы Божьей!

    Аминь!

    ТВГ, г. Барнаул, сентябрь 2024 г.


Рецензии