Арабский вариант Исламской цивилизация

---
     Цивилизация возникла 15 в. назад.
     Цивилизация остановилась 1 в. назад.
========
     Некоторые исследователи выделяют на определённом этапе развития Исламской цивилизации Арабскую. Имеется в виду, что Арабская цивилизация, утратив свою первородную роль в создании Исламской цивилизации, в некоторой степени стала дочерней по отношению к ней, набрав для этого достаточное количество социокультов из исламской религии.
     Так или иначе, но такой тип Арабской и Исламской цивилизаций приводит в своём каталоге Хантингтон, с которым трудно спорить, ибо спорить будешь с его почитателями.
======
     К концу 6-го века по Рождеству Христову торговые пути вдоль западного побережья Аравии упало, поскольку инициативу перехватили персидские купцы. Традиционное же в Арабской цивилизации земледелие не могло удовлетворить существующие потребности. И з скота были в обитании только верблюды, не очень съедобные, к тому же дорогие, потому что редкие и немного овец и коз, то же немного, поскольку не было плодородных пастбищ.
     Земли надо было завоевывать, нужно было сплачиваться. Духовной и политической основой такого сплочения стала новая религия ислам.
========
     Арабы и в 7-м, и в 8-м, и в 9-м веках по Рождеству Христову оставались кочевниками бедуинами. Основные социальные культы у них крутились вокруг верблюдов, коз, овец и в небольшой степени земледелия. Зато времени у кочевников было достаточно для производства множества религий в своих путешествиях от оазиса к оазису.
     Основатели цивилизации были язычниками, их племена верили в разных богов. Но выделялся верховный Бог именем Аллах. Особенно он почитался у курейшитов, где в этих верованиях и родилось мощное общинное религиозное движение ислама, которое возглавил Мухаммед. Они считали, что Аллах был воплощен в чёрном камне в стене храма Каабы.
     Арабы кочевники были неутомимыми путешественниками, они проникали в самые дальние страны, где познакомились с идеями иудаизма и христианства.
     Иудаизм принесли в Аравию евреи торговцы, переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений римлян. А христианство стало известно арабам от торговцев, монахов, священников из Византии и Эфиопии.
     К концу 6-го века по Рождеству Христову арабы почувствовали необходимость в единстве, поскольку в их среду стали проникать новые религиозные идеи, чуждые их культуре, вместе с тем иудейские купцы и христианские монахи стали открывать новые торговые пути, минующие Аравию, что подрывало экономику общин и государств аравийского полуострова.
     Духовной и политической основой такого сплочения стала новая религия ислам. Возглавил это религиозное движение, а вместе с ним и объединение племён, составлявших рыхлую Аравийскую цивилизацию ханиф Мухаммед.
     Ислам вобрал в себя основные цивилизационные социокульты Арабского цивилизационного мира, многие из постулатов иудаизма и христианства.
     Ислам предложил арабам верить в единого Бога Аллаха, идеи братства всех арабов-мусульман. И это очень быстро объединило все племена Аравии. Центром цивилизации-государства стала Мекка, где Мухаммед руками своих сподвижников очистил Каабу от изображений языческих божеств, объявив её священным местом для всех мусульман. Мекка стала религиозным центром мусульманского мира. С рождением и утверждением ислама стала складываться и Арабская цивилизация как уже Исламский вариант цивилизации.
     Получив новое духовно-религиозное оружие, арабы, во главе со своими халифами начали продвигать свои цивилизационные идеи за пределы Аравии. Они воевали и составляли политические союзы с Византией, покорили Сирию, Палестину, Месопотамию, Иран, часть Армении, Северный Азербайджан, вторглись в Пенджаб, Согдиану и Хорезм. В Северной Африке был покорен Египет.
     Арабский вариант Исламской цивилизации к 8-му веку по Рождеству Христову добрались до Кавказа, продвинулись в Среднюю Азию, в долину Инда. На западе они подчинили всю Северную Африку, назвав это завоевание Магрибом, то есть Западом своей цивилизации, вошли в Испанию, сделав местных корольков своими вассалами.
     Арабский вариант Исламской цивилизации распростёрлось к концу 9-го века по Рождеству Христову на трёх континентах Азии, Африке и Европе. Арабы не заставляли покорённые народы принимать насильно ислам. Они создавали им новые, более выгодные условия, платить меньше налогов, позволяя торговать на огромной территории.
     Однако удержать такую разнородную цивилизацию на одних только кнутах и пряниках было невозможно, для сохранения стабильности и целостности цивилизации необходима историчность, её социокульты должны иметь связь не только с религией, но и с историей народов той или иной территории.
     Халифат окончательно распался к середине 10-го века по Рождеству Христову. Возникло на его основе ряд независимых государств. Что касается самой Арабской цивилизации как варианта Исламской, то она свернулась до своей исконной территории, где и возникла вместе с исламом.
     Согласно традициям материнской Арабской цивилизации главным собственником земель в этом варианте Исламской цивилизации всегда была община, объединённое в то или иное Арабское государство. Какая-то часть земель оставалась у Халифской и его семьи, что-то оставалось в собственности отдельных купцов.
     В цивилизации было много городов, которые управлялись Халифатом. Здесь поощрялись ремёсла, воинское и духовно-религиозное дело, летописание, путешествия, дипломатия. Сохранились и социокульты аравийских общин, где почиталось пустынное скитальчество. Что касается земледельцев, то они хоть и являлись социальной стратой общества, но стояли почти в самом низу этой иерархии.
     К социокультам Арабского варианта Исламской цивилизации исследователи относят не культуру Аравии, но и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность. Это Ирак, Сирия, Палестина, Египет, страны Магриба.
     Эта цивилизация смогла синтезировала достижения арабской, древневавилонской, персидской, среднеазиатской социокультов, а также наследие античности. Об этой цивилизации сохранилось много легенд, часть из них были собраны в сборник под названием «Тысяча и одна ночь».
     Арабский алфавит создали не арабы, а сирийцы в 6-м веке по Рождеству Христову. Это были эрудированные арамеи, на языке которых, говорят, проповедовал и Христос, и на котором были созданы его Евангелия. Классический арабский язык сложился на базе Корана и староарабской поэзии.
    Центрами образования в цивилизации медресе, делившиеся на средние и высшие. Там готовили служителей культа, учителей, государственных чиновников.
     Были у цивилизации не только торговые центры, но культурные. Тут выделялся Багдад. Здесь была академия, Дом Мудрости с уникальной библиотекой, обсерваторией, школой переводчиков.
     В цивилизации культивировались и науки, больше основанные на достижениях античности. Науки имели важное отличие от греческих и Римских. Они не были абстрактными, они ставили перед собою практические задачи, помогая государству в управлении огромной страны.


Рецензии