Рецензия к фильму Квартира

"Квартира" 1960
Ну, это представитель американской трагикомедийной лямурной классики, снятый великим Билли Уайлдером. Билли Уайлдер для Америки, наверное, как для нас Эльдар Рязанов. Могу ошибаться, но есть у меня подозрение, что наш маэстро пересматривал для вдохновения данную картину перед тем, как взяться за создание бессмертных шедевров "Ирония Судьбы…" и "Служебный Роман". Здесь, конечно, не так всё искромётно, умилительно забавно и разобрано народом на цитаты. Но невооружённым глазом видны некоторые основные схожести. Но при всём уважении я не стал бы каждый Новый год пересматривать этот фильм. А он, как я понимаю, тоже считается новогодней комедией. Он не изобилует огромным количеством ярких фразочек, которые стали бы крылатыми. Ситкомность тоже практически отсутствует. То есть запоминающихся комедийных ситуаций, характерных для наших советских ромкомов, тут нет. Я назвал истории про мымру и заливную рыбу ромкомами?!!))) Где моя гильотина, я отрублю себе язык. Но по факту это так. И я подумал. А может вообще не рассматривать этот фильм, как комедию? Это ведь Билли Уайлдер, на минутку. Он снял "В Джазе Только Девушки". Наверное, если бы захотел, то он снял бы что-нибудь дико смешное. Благо площадка, которую он постелил очень интересной локацией, благоприятствует тому, чтобы на ней устроить комическую оргию (в хорошем смысле слова). Да и потом, не так часто комедиям вручают главного Лысяка за лучший фильм года! Может, это всё-таки остро социальная драма про мужчин сволочей? А тут реально все сволочи. Тут ни одного полностью положительного персонажа. Но так как всё это тут в порядке вещей, нет желания укорять кого-то пальцем и говорить "ах ты, мерзавец!" Я рассчитывал на хорошенько посмеяться. Но здесь не так пышно развито веселье, как хотелось. Но фильм всё равно прекрасный. Жизненный. Весьма смелый. И вот это очень даже важно. Ну и прийти мне с проверкой в сдаваемую мной квартиру и попасть на голую вечеринку экзорцистов, которых явно победил демон и вселился во всех сразу, если не пора перейти к сути.

Жил-был в Нью-Йорке 59-го года один очень простоватый мужичок. На первый взгляд – самый простоватый из всех нью-йоркцев. Обычный холостяк, у которого никогда не бывает чётного количества носков. А посудиной для промывания макарошек служит не дуршлаг, а теннисная ракетка. Работает он планктоном в страховой компании, бултыхаясь где-то на девятнадцатом этаже. А это тот этаж, где вся основная масса планктона скоплена. Ниже уже одна муть со дна, а выше - высшие животные. Некоторые даже к китовым усом. Снимает квартиру за сто денег в месяц. Кстати, по-моему, это не дёшево. Учитывая то, что бывает он в ней довольно редко. Грубо говоря, ему очень повезёт, если сможет в ней переночевать. Он всегда задерживается на работе до полуночи для того, чтобы прийти домой и, не снимая галстука, разогреть голень курицы. Посмотреть кино, постоянно перебиваемое дебильной рекламой. И лечь спать опять же не снимая галстука. Нет, он не психопат-трудоголик. Просто у него своеобразный образ жизни. Если говорить на чистоту, его квартира представляет собой бордель. А если говорить на совсем чистую чистоту, то он из съёмной (чужой) квартиры устроил бордель. Из этого следует что? Правильно! Не такой уж он и простоватый мужичок. Но! За то, что в его хату женатые мужики водят любовниц, денег он не берёт. Пусть он будет мёрзнуть под дождём у подъезда. Пусть его погрызут бродячие собаки, когда приходится ночевать на лавочке. Он всё равно не возьмёт денег с клиентов. Дело в том, что его клиенты – те самые животные, обитающие на более верхних этажах, чем девятнадцатый. Четыре члена руководства, которым нужно специальное место для измены жёнам. И как-то так исторически повелось, что они нашли это место в лице квартиры безотказного планктона. И там буквально всё по дням расписано. Даже в воскресенье. А в среду иногда даже по два клиента заявляются. А мужичок не может просто так ворваться домой с криком: "Всё! Затрахались уже!" Во-первых, это невежливо. Во-вторых, они его начальники. То есть тут дилемма. Проявить морально-этическое, не давать ключ вельможам и понизиться по карьерной лестнице в муть. Или закрыть глаза на греховность и продвинуться на верхние этажи. Он выбрал второе, убеждая себя, что это не он лижет жопу начальству, а те дамы, которых приводят в его квартиру. А самому мужичку очень нравится девушка, которая работает стюардессой в лифте. Ну, она следит за тем, чтобы в транспорте высотки не было никаких проблем. А когда весь планктон пытается забиться косяком в лифт – это не к добру. Вот она и катается весь день на лифте, не запуская лишних и растискивая стиснувшихся. И она мужичку очень нравится. Он даже пригласил её поесть еду. А она как бы и не против поесть еду, но у неё есть ухажёр. А потом мужичка позвали на самый верх. Туда, где обитает кит! И этот кит прознал про добродетельность мужичка. И решил ей воспользоваться. А отказать киту нельзя. А если дать золотой ключик, можно очень быстро всплыть. И не кверху пузом. А что такого? Ну трахаются с любовницами у меня в квартире чиновники. А тут и вовсе начальник. Пусть. Если бы он знал, что любовница начальника – стюардесса из лифта…

Безусловно это сатира. Не комедия в чистом виде, а что-то высмеивающее. Высмеивается многое. И понты высших членов, и бесхребетность низших. И аморальное делают моральным. Главный герой же не самый принципиальный на свете. Там ведь не только бесхребетность. Там расчёт. Там языком не только для привлечения клиентов работает. Лично я не с добростью отношусь к жополизам. Пусть он и прикольный, и забавный, и где-то наивный. Пусть у него выхода нет. Но чисто физически так жить некомфортно. И мне понравилось, что с таким компроматом он всё равно остался зависимым. Хотя, могло быть наоборот. И, мне кажется, для шестидесятого года это было довольно дерзко. Обкакать чиновников, плюнуть в бюрократию и сделать всё это в лёгком и неакцентированном виде. Но опять же. Я серьёзность больше прочувствовал, чем стёб. "Стёб" – не в сюда слово. Здесь, как говорят в современном мире, "жиза". Я согласен с "жизой". Но не было того, что слишком бы сильно цепляло. Ракетка – замечательно! Шляпа – здорово. Ну не знаю… Не то, о чём мечтал. Насчёт состава. Джек Леммон – великий! Он мог всё. И перед ним я снимаю свою бейсболку. Так же как и перед Ширли Маклейн. Она прекрасна. Прекрасная сатира шестидесятых годов. Без оценки. Нельзя оценивать такое. Только ценить. "Друзья. Если у вас разболталась вставная челюсть…"


Рецензии