Я - Мессинг!

1958-ой год. Весна.

"Вольфганг Мессинг. Психологические опыты". Этот плакат встречает нас у входа на станцию метро "Сокол".

– А что? – предлагает Михаил. – Не пойти ли нам на эти самые психологические опыты?

– Ну, нет, – возражает Володя. – У нас с вами сегодня в институте были серьёзные занятия. Поэтому нам лучше бы прогуляться до "Аэропорта", чтобы отдохнуть.

А по пути, на площади Марины Расковой, видим ту же длинную афишу – "Вольфганг Мессинг. Психологические опыты". И дальше – на здании Автодорожного института у станции метро "Аэропорт" – всё тот же знакомый узкий красно-чёрный плакат о психологических опытах Вольфганга Мессинга.

– Такое впечатление, – замечает Михаил, – что этими афишами увешана вся Москва. И ещё говорят, что этот Мессинг читает мысли людей.

– Да мало ли что люди говорят, – возражаю я. – Читать мысли людей нельзя в принципе.

– Да ты у нас, Валентин, – замечает Михаил, – известный критикан и нигилист. А Мессинг читает мысли.

– А ещё говорят, – продолжаю я, – что с такими же психологическими представлениями в Москве выступает и Михаил Куни, и делает он это даже лучше, чем Мессинг.

Так за спорами-разговорами доходим мы почти до станции метро "Динамо", а точнее – до Большого Петровского Дворца, в котором размещается Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского. А только и здесь видим всё ту же знакомую красно-чёрную ленту "Вольфганг Мессинг. Психологические опыты".

– Ребята, представляете? – вступает  Володя. – А ведь это представление будет совсем рядом, в Доме офицеров Академии Жуковского. Так давайте зайдём туда, посмотрим на этого Мессинга, а заодно ещё и посмотрим, как живут в Академии наши коллеги по авиации, господа офицеры Военно-Воздушных Сил.

Всё. Решено: идём на Мессинга. Находим Дом офицеров. А он оказывается вовсе и не в Петровском Дворце, а в скромном, неприглядного вида, деревянном двухэтажном здании.

Билеты на Мессинга оказались совсем дешёвыми, доступными даже для нас, студентов, при нашей скромной стипендии в 350 рублей.

Зрительный зал на втором этаже уж чересчур скромен: в нём вместо кресел – простые стулья рядов в двадцать, и даже не пронумерованные. Слева – низкие окна, почти до пола, а впереди – небольшая сцена, и она даже без занавеса.

– Да-а-а, – тянет Михаил. – Однако не богато живут господа офицеры в своей академии. А я добавляю: "Ну, совсем как памятный с детства Красный уголок завода железобетонных изделий № 5, что на Пресне. И Дом культуры нашего института даст сто очков форы этому зальчику".

Пока зал пуст, выбираем для себя удобные места – в третьем ряду в центре. Это чтобы хорошо видеть и в то же время чтобы не вызвали нас на сцену. А зал постепенно заполняется зрителями, и представление начинается.

Ведущий, после краткого вступительного слова, предлагает зрителям создать комиссию из четырёх-пяти человек для контроля за психологическими опытами. Желающие войти в эту комиссию находятся быстро, и они занимают свои места за столом в правой части сцены. А на левую сторону сцены выходит сам Мессинг. Он не молод, одет простенько: ну совсем не как артист. Сразу обращаю внимание на пышную шевелюру его тёмных волос и грустное выражение его лица.

Ведущий предлагает зрителям загадать желание, то есть придумать задание, которое Мессинг должен будет прочитать в мыслях задающего и выполнить это задание в зале. Поэтому некоторые зрители записывают свои желания на листах бумаги и передают их на сцену, в комиссию.

Вот одна из женщин, загадавшая желание, выходит к сцене. Мессинг берёт её за руку, за запястье, и они идут в зал по центральному проходу.

– Думайте, думайте о Вашем задании, – говорит он ей. – Вы не думаете.

В каком-то ряду эта пара останавливается перед неким мужчиной. Мессинг достаёт из кармана его пиджака какой-то предмет и передаёт его на сцену, в комиссию. Один из членов комиссии зачитывает задание с записки, загаданное этой женщиной. Совпадение точное! Мысль этой женщины прочитана! Номер отработан. Аплодисменты!

Затем точно такие же действия повторяются и ещё раза три или четыре, но уже с другими зрителями, проводниками. Только вот задания получаются уж очень однотипные, похожие: всё подойти к зрителю в таком-то ряду и взять у него такой-то предмет. Бедна, оказывается, фантазия у нашего зрителя. И наблюдать это действие становится скучно. Да и неудобно, сидя на своём стуле в третьем ряду, следить за тем, что происходит где-то там в конце зала за твоей спиной. Скучно. Контакт исполнителя с залом потерян. Не зрелищно это, не артистично…

Но, наконец-то, объявляют следующий номер. Перед сценой устанавливают две большие грифельные доски, лицом к залу. Мессингу завязывают глаза. Зрители из зала выкрикивают пятизначные числа, а ассистенты записывают их на досках. В результате на каждой из досок появляется таблица из пятизначных чисел  с пятью строками и пятью столбцами. Ассистенты всё быстрее и быстрее раскручивают эти доски. И они вот уже вращаются так быстро, что все числа на них сливаются в одно сплошное однородное круговое поле. Мессинга подводят к вращающимся доскам и снимают с его глаз повязку. Он крутит головой, пытаясь уследить за убегающими числами. Скоро по команде Мессинга ассистенты снова завязывают Мессингу глаза, останавливают доски, а зрители выкрикивают, например: "Сумму чисел во втором столбце на правой доске" или "Сумму чисел на левой доске в третьей строке". В ответ Мессинг называет эти суммы, а комиссия со сцены подтверждает правильность его ответов. Аплодисменты зала! И так с десяток подобных заданий.

                *    *    *


Но когда-то представление заканчивается. Мы бредём к Белорусскому вокзалу, и все наши разговоры – только об увиденном. Михаил начинает:

– А это хорошо, что мы зашли в Академию и увидели человека, который читает мысли других, а ещё и быстро считает.

– Хорошо-то хорошо, – соглашаюсь я. – А только если ты о заданиях типа подойти к кому-то  и взять у него что-то, то чтения мыслей тут нет, и психологией даже не пахнет. Ведь если бы Мессинг действительно умел читать мысли других, то что бы ему стоило бодрым строевым шагом сразу подойти к этому человеку, забрать у него нужную вещь и получить заслуженные аплодисменты восхищённых зрителей? Но нет же. Он зачем-то кружит по залу и держит человека-проводника за руку. Разве мысли у людей не в голове, а в руке?

– А как же он тогда угадывает желания? – интересуется Володя.

– А он их не угадывает, – отвечаю я. – У него просто натренирована повышенная чувствительность к идеомоторным реакциям человека.

– К идиотическим? – пытается пошутить Михаил.

– Нет. Не идиотические, а идеомоторные. Это – от слов "ideo", то есть "мысль, идея", и  "motor" – "движение, действие". Тот, кто демонстрирует свои якобы "экстрасенсорные способности", чувствует слабые непроизвольные реакции и движения проводника. Он – заметьте – ведёт проводника не под руку, а держит его за руку, причём обязательно в районе его запястья. Потому что там можно прощупать пульс и там есть подвижность кисти относительно руки. И вот этот демонстратор незаметно для публики дёргает руку проводника в разные стороны и оценивает его реакцию (в том числе, и моторную) на эти движения. Если проводник считает, что предмет не находится в той стороне, в которую его дёргает демонстратор, то он инстинктивно отдёргивает свою руку в противоположную сторону – а только это и нужно экспериментатору.

– Ой, кстати, – замечает тут Володя, – а ведь такой же приём "использования идеомоторных реакций человека" успешно применяют и некоторые студенты на экзамене: начиная свой ответ на вопрос билета, они внимательно изучают мимику и движения тела экзаменатора, чтобы по ним понять, правильно ли они отвечают, "в ту ли сторону они гребут". И это иногда помогает…

– Ну, ладно, – прерывает Михаил, – Бог с ними, с этими идеомоторными реакциями. А вот как ты, – обращаясь ко мне, спрашивает он, – объяснишь опыт с числами на вращающихся досках?

– Ну, а это ещё проще, – говорю я. – Заметил ли ты, что вращение головы Мессинга сильно отставало от вращения досок? А это значит, что никаких чисел на досках он не видел, да и не мог видеть. Вот вам и весь фокус.

– Стоп. Погоди, погоди. А если он эти числа не видел, как ты говоришь, то как же он эти числа складывает, считает?

– Ну, значит, есть другой источник информации и другой канал передачи ему правильных ответов. Потому что чудес не бывает. Значит, где-то в последнем ряду зала сидит помощник с калькулятором и с радиопередатчиком, и он передаёт правильные ответы. А у Мессинга – приёмник в пиджаке или в его пышной шевелюре. Потому что известно: чудес на свете не бывает.

– По твоему получается, что у Мессинга нет никаких экстрасенсорных способностей? Так что ли?

– Ну почему же? Мессинг развил в себе способность воспринимать реакцию людей на незаметные подёргивания их за руку. Так что это не демонстрация "экстрасенсорных способностей". Но это и не обман зрителей, а результат длительной тренировки, что у меня вызывает уважение и восхищение. А ещё он нашёл такую форму своих представлений, которая оказалась и интересной для людей, и интригующей их.

– И ты считаешь, что так, как Мессинг, может любой из нас?

– Ну да. Практически любой. Для этого нужны только усердие и труд.

– Что? Может быть, и ты, Валентин, сможешь?

– А что? Может быть, и смогу. Всё зависит от того, как карта ляжет…

Но тут мы уже дошли до Белорусского вокзала и разошлись в разные стороны: кому-то – на радиальную линию метро, кому-то – на кольцевую. А мне – на автобус № 12 в район Камушки, за Пресней.

                *    *    *
И вот по прошествии многих-многих лет так уж получилось, так уж карта легла, что пришлось мне ухаживать за родственником, за лежачим больным и лишённым к тому же речи. И при этом приходилось мне его сопровождать то на кухню, то в туалет, а то в ванную. Но как мне угадать, куда он хочет идти? И тут вспомнил я о психологических опытах Вольфганга Мессинга, о его умении читать мысли людей, и решил использовать один из его приёмов. А почему бы и нет? Чем чёрт ни шутит? А вдруг да получится?

Каждый раз, подходя с родственником к развилке путей в квартире, стал тихонько подёргивать его за запястье руки и наблюдать его реакцию на мои действия. И уже примерно через полторы недели стал довольно успешно угадывать желания моего родственника, читать его мысли. И тогда я сказал себе: "Я – Мессинг!". И понял, что Мессингом может стать практически любой из нас.


Рецензии
Думаю, что любой такое не сможет, как любой не сможет сочинить симфонию Чайковского, не всякий может стать музыкантом, стать артистом уровня Папанова или Гундаревой и т.д. Но в целом с содержанием статьи согласен - при наличии определенного природного таланта и приложенного труда это сможет еще кто-то. В Ленинграде был в цирке артист, который выполнял подобные опыты - забыл фамилию.

Артем Кресин   15.09.2024 10:59     Заявить о нарушении