Воительница Современная война, или отзыв на фильм

"Демократия – лучшее, что есть в Германии"
                (из фильма "Воительница" , 2011 г.)

 
Для того, чтобы понять другого человека, надо поменяться с ним местами. Очевидная мысль, однако фильм "Воительница" окончательно убеждает в этом. Можно сказать, что он потрясающий, глубокий, философский, жизненный, но эти печатные выспренные словечки по сравнению с живым, болезненным, проблемным киноматериалом – Чепуха.

Киноматериал пульсирует на грани, кричит, показывает беснующихся нацистов и вызывает слёзы.
Киноматериал, пронзительный синтез реальных социальных противоречий, а не готовенький фильмец, ну ладно фильм. Пусть замечательный, пусть талантливо снятый, но с определённой сутью, моралью, идеей. Идеи – это прекрасно, но ведь в жизни одна идея никогда не придёт в голову изолированно. Вы делаете акцент на повседневных решениях, задумываетесь подолгу, куда сходить, с кем поговорить? Нет, это, говоря словами Бёлля, die ewige Automatik.  И этот автоматизм предопределяет выбор. Это вечная война и борьба, но она свершается не под пулями.

Персонажи "Воительницы" не произносят судьбоносных фраз, они живут, ломая все представления об ограниченных возможностях киноискусства. Героиня буквально своим полузвериным – получеловеческим чутьём нащупывает истину за нацистскими застенками, колючей проволоки из лжи, крови и насилия. Это же не сознательный выбор, девушка теперь жалеет мальчика из Афганистана. А таких, как он, неонацисты гнобят и убивают. Значит, это выбор в пользу души, а не националистических лозунгов, которые, вроде как, люди понимают умом? Или же, наоборот, инстинктом звериного стада?

Вспомнился фильм "Обыкновенный фашизм". И кадры из сегодняшнего фильма с беснующимися нацистами, поливающими друг друга пивом. Блестящая работа оператора – и на экране мелькают голые звериные лоснящиеся спины, лица, перекосившиеся от безумства и экстаза, просто плоть.

Интеллигентная девочка Свеня, очарованная бесшабашностью молодых энергичных немцев-экстремистов, не видит плоти. Наивный юношеский максимализм хочет оставить свой след в истории, а на деле со своим неутомимым желанием становится националистской игрущкой и обезличивается. У Марисы (её великолепно сыграла Алина Левшин) тем временем разглаживаются черты.
Они  смягчаются, нет больше нацистской невесты, которая хочет татуировку с Гитлером. Она становится уязвимой, испуганной, задумчивой, но по-человечески симпатичной. Умирая от пули бывшего парня, нациста, она лежит на берегу Балтийского моря, неестественно закинув голову в предсмертной агонии. Нет борьбы со смертью, нет воительницы, готовой пасть за нацизм, нет этого "Гитлерюгенда".

Но кажется, или у неё на лице сожаление и скорбь? Она из плоти стала человеком, а столько не успела совершить. Впрочем, может, мне показалось.

P.S.Девизом дня стала цитата из Брехта: "Не экономьте на красоте, интеллекте и страсти". Так вот, в этом фильме эти три составляющие трактуются по своему, но в конце они зашкаливают. Пусть героиню и застрелили, но в этой гибели есть счастливое перерождение и очищение души. Посмертная. Судя по одухотворённым лицам зрителей и бесчисленным вопросам оператору фильма, приехавшему на показ, - мааленькая капелька перерождения передалась и нам, зрителям.


Рецензии