Заточенный для выполнения...
Те, кто пишут, посмотрев фильм, не сильно озабочены тем, о чём они пишут: о новом или о старом кинофильме, который уже многие смотрели до него. До пишущего о фильме.
Среди тех, кто пишут сейчас, в двадцатые годы двадцать первого века о старых фильмах, могли не только не читать, но даже и не слышать о таком понятии, как идейность произведения искусства. В том числе, - кинематографии.
Те, кто в прошлом писали о советском кино, различали содержание кинофильма и его идейность.
Среди кинофильмов, рассматриваемых советскими кинокритиками, могли быть содержательные фильмы с идейностью и фильмы безыдейные.
Часто те советские фильмы, которые кинокритики называли безыдейными, могли быть вполне содержательными, то есть могли содержать в себе чувствования и действия героев и героинь
В Голливуде, например, о котором сейчас говорят, что большинство его фильмов - пропагандистские, всегда мало заботились об идейности своей кинопродукции.
В постсоветской России были сняты, по крайне мере два кинофильма об одном герое, который говорил о себе, что служил в армии писарем при штабе.
Быть писарем при штабе - это заточенность для выполнения одних задач, а изготовить из подручных материалов нечто стреляющее, добыть с помощью этого чего-то стреляющего настоящее огнестрельное оружие и с помощью настоящего оружия беспощадно убивать тех, кого считают врагами - это совсем другие, не писарские задачи.
Заточенность для выполнения даже жестоких задач, то есть связанных с убийством - это профессионализм. А является ли профессионализм идейным?
Рассматриваемый герой, которого звали Данила Богров (или Багров, но это не очень важно), в фильмах о нём в основном действует. Выполняет задачи, под которые когда-то был заточен. Он - профессионал.
Профессионалы бывают разные. Известный человек и выдающийся кинорежиссёр В.Меньшов не захотел объявлять, на каком-то киносмотре, победителем фильм "Сволочи".
В фильме "Сволочи" рассказывается о том, как профессионалы в организации диверсий затачивали на выполнение определённых задач подростков, уже имеющих прошлое. Которое нельзя назвать никак иначе. Только криминальным. Или по-нашему, - уголовным.
В. Меньшов назвал фильм "Сволочи" клеветой на его Родину, а Данила-профессионал, в одном из фильмов о нём, рассуждает о силе и правде. А клевета фильма "Сволочи" имеет отношение к правде? Вряд ли.
Говорят, рассуждает Данила, сила в де'ньгах. А он, Данила, думает, что сила в правде. Тот, кто прав, то есть на чьей стороне правда, тот и сильный.
А тот, кто кого-то обманул, присвоив чужие деньги, - поступил не по правде.
Если же человек поступил неправильно, несправедливо, не по правде, то это значит, что он не сильный, а слабый. Сильным является обманутый, если правда на его стороне.
Такие рассуждения - это уже идейность фильма о Даниле, некогда заточенном на выполнение убийств, или все ещё они остаются только частью содержания фильма и больше ничем?
Немногословные рассуждения молчаливого Данилы редки в фильмах о нём, но они всё-таки есть, и своим присутствием эти рассуждения намекают на то, что у Данилы, как у профессионала, заточенного для выполнения каких-то задач, есть мечты!
Даже осведомлённейшие в человеческом мозге и умнейшие нейрофизиологи не могут точно сказать, отличается ли чем-то идея от мечты, например, американской?
Голливудцы или голливудяне, стараясь зацепить зрительниц и зрителей содержанием своих фильмов, пропагандировали не какие-то идеи, а имено американскую мечту.
Голливудяне частенько и раньше предвзято или пренебрежительно относились ко многим советским и российским фильмам. Потому что, говорили предвзятые голливудцы, советские и российские кинофильмы почти совсем не цепляют зрителей, и главное зрительниц, а также тинейджеров.
Теперешння культура отмены позволяет им, голливудянам, относиться к советскому и российскому кино предвзято, пренебрежительно, что называется, с чистой совестью.
В голливудских кинофильмах профессионалы, заточенные на выполнение каких-то задач, действуют ради денег, а немногословный Данила-профессионал в русских фильмах действовал ещё ради чего-то, не только ради одних денег.
Когда профессионал возмущён тем, что за качественное выполнение им задачи ему заплатили меньше, чем обещали, он начинает бороться за справедливость в оплате его личного труда и труда таких же, как он, профессионалов. Такая борьба уже идейная или все ещё нет, не идейная, а только лишь содержательная?
В Голливуде давно поняли, что больше зрителей цепляет не идейность, а содержательность кинофильма. Драки, погони, стрельба, трюки - это всё содержательность, да и борьба за сохранение собственной жизни тоже в неё, в содержательность, входит.
А робкая идейность начинается в кинофильмах годливудцев или голливудян тогда, когда в этих фильмах начинают говорить о справедливости вознаграждения-оплаты, исключительно, - де'ньгами.
Любовные истории у голливудян, воспоминания о прошлом, даже какие-то идущие из прошлого нематериальные мучения-терзания - это всего лишь детали, небольшие дополнения к тому, как заточенные, на выполнение каких-то задач профессионалы, осуществляют, как умеют, свою американскую мечту.
Если уж совсем упростить, то у русских людей все ещё остаются свои мечты.
Свои мечты россиян не совпадают с мечтой тех, кого упорно продолжают голливудяне изображать в своих фильмах, часто называемых киношедеврами в соответствии с суммой кассовых сборов от их проката. И от продажи прибамбасов, связанных с прокатыаемым фильмом.
А мы знаем что-нибудь о продаже прибамбасов, связанных с Данилой, заточенным на выполнение определённых задач? Те, которые не знают о такой продаже или плохо осведомлены, или считают, что важнее доходов от фильма и его идейность, и его содержательность. Хотя возможно наличие и третьего варианта, но о нём не хочется говорить.
Вполне возможно, что и сейчас есть люди в России, которые считают, что создателям произведений о специальной военной операции нечему учиться у создателей фильмов о Даниле-профессионале.
Но даже сейчас, в эпоху искусственного интеллекта и нейросетей, заточенность человека на выполнение или для выполнения каких-то задач остаётся интересным объектом для изучения создателями художественных произведений, в том числе и кинофильмов.
Русскому человеку, как зрителю и читателю, пока ещё мало одних только разговоров о справедливости денежного вознаграждения или денежной оплаты за выполнение каких-то задач.
Россиянам недостаточно описаний одних только чувствований и действий героев, историй борьбы за деньги. Наверное, им ещё нужна какая-то другая идейность.
И вполне возможно, что даже на фильмах А. Балабанова о герое, заточенном для выполнения определённых задач, допустимо учиться создавать произведения об участниках эсвэо.
Свидетельство о публикации №224091400236
Игорь Тычинин 14.09.2024 20:35 Заявить о нарушении
Светлан Туголобов 15.09.2024 03:09 Заявить о нарушении