Сидр традиционный

Как и многие в Советском союзе мальчишки, я вырос на мультфильме "Ну Погоди".
Многие помнят эту сцену, когда волк, открывал бутылку с надписью "Сидр".
Это всё что я зал об этом слабоалкогольном напитке, не только в детстве но и когда приехал жить в Польшу. Но эта история, не про Сидр, а про человека который выйдя на пенсию возродил старый рецепт своего Деда, и был признан производителями Сидра во всём мире на выставке в 2019 году лучшим.
Эта история посвящена памяти Хенрика Новаковского.
Когда я в 2012 году, покупал квартиру, я переживал, что бы моими соседями не были "цыгане", но так и вышло. Но вот с соседями не по дому, а по соседнему дому, оказались весьма Почтенные люди семья Новаковских. Года меня первый раз пригласили для знакомства в гости, мы просидели около 5 часов, в гостиной за журнальным столиком, и нам не мешало, что я говорю на русском, паи Марыля знала немецкий, а пан Хенрик говорил и даже цитировал русских классиков литературы, в процессе нашего разговора. Время летело не заметно, за напитком который эта семья делала в малом но тем не мене промышленном масштабе. В то время, на въезде в Ессентуки уже более пяти лет стоял не работая новый завод по производству алкоголя, так как не мог получить акцизную марку. А тут на стол хозяйка ставит три бутылочки Сидра, с этикеткой и акцизной маркой, на которых указан адрес дома в котором мы знакомились. Для меня это было не только необычно, но и таким знаком, что малый бизнес в Польше развивать можно, если алкогольная сфера столь демократична.
Из нашего знакомства, я узнал что пан Хенрик инженер Энергетик, но выйдя на пенсию занялся производством Сидра. Тшебница когда была заселена Поляками после 1945 года, имела обширные яблоневые сады. И производство сидра, было естественным занятием. Но как выяснилось позже, в Польше было всего 10 Рольников (это определённая каста профессий, которым разрешено заниматься сельским хозяйством и владеть сельскохозяйственной землёй) которые производят Сидр, не тот что мы видели в мультфильме и можем купить в супермаркетах.
Пан Хенрик, знал себе цену, был человеком с достоинством. Когда его пригласили, после победы  в Испании, где все три первых места заняли Польские производители сидра, принять участие в заседании Правительства РП по вопросам развития производства сидра в Польше, пан Херик мне сказал: "Поеду только если дадут высказаться". И конечно ему предоставили эту возможность.
Первое время моей миграции, я не торопился хвататься а работу. Во первых я не смотря на наличии официального письма Министерства Образования РП о признании моего Диплома о высшем образовании, на основании действовавшего между СССР и республикой Польша, поступил и закончил Вроцлавскую политехнику. Когда я вышел а дипломную работу, у меня была возможность выбрать руководителя дипломного проекта. Я принёс к ей на консультацию свою пояснительную записку к Дипломной работе и 12 чертежей формата А1, которую я написал и защитил в НПИ, и спросил: "могу ли я использовать этот материал для защиты Диплома". Я был удивлён слегка, когда она, просмотрев пояснительную записку, ответила "Нет". Но тут же добавила, это скорее докторская диссертация. Она разрешила взять из моей пояснительной записки только "Введение", по которому я и защитил диплом Магистра во Вроцлавской политехнике.
Позже я начал заниматься "промышленным шпионажем" в том смысле, что прежде чем открыть свою фирму, я пошёл работать обычным сантехником в строительную фирму.
До этого времени, жена работала и слегка стыдила нас с моим старшим сыном, что мы не работаем. Ирина нашла объявление в интернете, что нужен Руководитель проекта и сантехник. Ярослав набрал номер телефона, и к его удивлению, на мониторе высветилось имя и фамилия. Руководитель фирмы которому нужен был персонал, был знаком Ярославу по Вроцлавскому клубу Воздухоплавателей.
Во время личной встречи в кафе, я узнал что парень не имеет специального образования, но  имеет коммерческую жилку. Он не знал что делать с моими двумя дипломами и не знанием польского языка, и предложил Ярославу должность руководителя проекта, а мне если я не против, работу сантехника. Его расчёт понятен, Ярослав на тот момент был студентом, и ему не нужно было платить как дипломированному инженеру, а имея меня ядом он получил бы здания которых у них не было.
Проработав какое-то время и поняв, что Ярославу лучше бы работать без моей опеки, я решил сменить фирму. В Польше есть правило, всегда дают договор с испытательным сроком, и не парятся отслеживать время этого испытания. А работник должен напомнить, что нужно заключить основной договор по истечении испытательного срока. Отработав три месяца, я озадачивал работодателей не желанием работать дальше, так как трёх месяцев для меня было достаточно, что бы отсканировать фирму, узнать как строятся трудовые отношения, какие инструменты и каких фирм используют. Ну и конечно, это технологии применяемые для возведения много квартирных домов, сетевые диаграммы, диаграммы Ганта.
И вот, в какой то момент, пан Хенрик сказал: "Станислав, да начни ты уже что то делать". После его слов, я задумался и в первую неделю пандемии я позвонил старшему сыну Ярославу и сказал: "Любой кипишь нужно начинать в кризис".
Мы зарегистрировали фирму по интернету, а через неделю получили контракт на 158 квартир, для работ по внутренней инсталляции водоснабжения, канализации и центрального отопления.
Видя проблемы со здоровьем, я несколько раз предлагал пану Хенрику свою помощь в производстве Сидра, но для него это было равносильно признать что возраст берёт своё. Не смотря на замену двух коленных суставов, это человек не только продолжал производство Сидра, но и провёл колоссальную модернизацию своего производства.  Когда-то, в счёт выполненных работ, с ним рассчитались не использованными в разваливающимся совхозом производственной базой. Я несколько раз был там в 2014 году и позже. Но когда я приехал навестить пана Хенрика после перенесённой операции на сердце, я был удивлён, теми изменениями которые пан Хенрик сделал за последний год.
Сегодня утром, я получил СМС от его Жены, пани Марыли: "Heniu odszed; dzi; o 6 rano".
Ушёл человек, который не только был для меня наставником и старшим товарищем, но главное, он принял меня как равного, приняв то что поляки живущие на территории бывшего СССР, отличаются своей ментальностью, но всё же остаются поляками.
Спасибо огромное, за дружбу, за поддержку, за пинок под зад, именно в тот момент, когда моя ментальность этого требовала.


Рецензии