Прогресс цивилизации - симфония культур

философское эссе

С 11 сентября 2024 года в Санкт-Петербургский проходил Х Международный форум объединённых культур. Центральным событием в начале работы этого очень важного культурного форума явилась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками – деятелями культуры из различных стран мира и выступление перед ними с лекцией: «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?». (Текст этой лекции опубликован на сайте Русская православная церковь - http://www.patriarchia.ru/db/text/6158099.html )
Понимая всю актуальную философскую важность темы, поднятой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на фоне нынешних тектонических геополитических процессов, преобразующих человечество, хочу подробней рассмотреть названную тему. Исхожу из определений философа О. Шпенглера, указавшего на принципиальные различия между понятиями «цивилизация» и «культура». В контексте современного широкого глобального информационного, овеществлённого  бытия людей, думаю необходимо показать те смыслы, которые на уровне развития науки XXI века, позволят по-новому определить фундаментальные философские основы для умного формирования симфонии гуманных мировых культур в симбиозе с цивилизованным прогрессивным развитием человечества.
Отмечу те основные аспекты выступления Святейшего Патриарха, которые, на мой взгляд, определяют очень важные принципы для понимания и соответствующего умного формирования развития культур на различных уровнях их существования: религиозно-этническом, государственном и международном.
По определению Патриарха: «Культура — это то, что несет в себе ценность». История свидетельствует, что человек разумный начался именно с общины людей, принявшей конкретную систему духовных ценностей, которые отражались в тех поведенческих табу, что позволили этим первобытным общинам не только выжить, но и далее прогрессивно развиваться в агрессивном мире, окружающем их. Не понимая происходящее, эти люди верили в явления – чудесные для них, со временем наделяя их определёнными, по-своему осмысленными образами… Так зарождались первичные культурные нравственные системы, воплощённые в различные примитивные религиозные культы. «Слово «культ», это хорошо известно, и происходит от известного латинского глагола colere, который означает «возделывать», «ухаживать», а также «почитать».
Хочу, подчеркнуть, что личность человека, вообще не может сформироваться, если с малолетства ребёнок не научится понимать, что есть хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя, - т.е. отвечать на моральные и этические нравственные вопросы. А затем не укажут подростку на то, что красиво, а что некрасиво. и почему это может быть, а вот то – нет, - т.е. отвечать на эстетические и по сути дела эсхатологические вопросы бытия. «Ключевым для культуры в ее классическом виде было греческое понятие "пайдейя", что означает целостный процесс воспитания и образования человека… "пайдейя" включает в себя не только передачу знаний, но, прежде всего, формирование характера, моральных ценностей, эстетического вкуса», - указал Святейший Патриарх в своей лекции.
И только несколько тысячелетий назад сформировались мировые религии, воплотившие в себя основополагающие гуманные принципы бытия людей, позволившие сделать человечеству колоссальный рывок в своём умном цивилизованном развитии, уходя от примата животного своего существования на уровне власти над людьми инстинктов и рефлексов.
С развитием физической материальной науки, метафизической – математики и совершенства гуманных нравственных систем, в деятельных социумах различного организационного уровня, начиная с кружков по интересам и заканчивая  государственными  структурами, всё актуальней стоят вопросы о соотношении цивилизационных и культурных аспектов бытия, которые определяются совершенно различными понятийными категориями. В первом случае – незыблемыми законами природы, описанными математическими средствами, где 2+2=4 всегда абсолютная истина. Во втором – нравственные табу (предписания ограничивающие поведение людей), в основе которых конкретная культура того или иного социума, на основах: эстетических, этических, моральных и эсхатологических воззрений.
Казалось бы, названные принципиальные отличия фундаментальных базисов цивилизации и культур, первом случае незыблемые математические законы природы, не зависящие от воли человека; во втором – нравственные воззрения людей на окружающее их разновеликое и разное по имманентному содержанию сущее, не позволяет методически системно уравновешено гармонично объединить цивилизацию и культуры.
Однако, это не так! 
Названные нравственные детерминанты систематизированы и выстроены в форме геометрической фигурой октагон, со всеми имманентными связями между всеми его восемью лучами. Этих связей всего 28. Геометрия этих 28 связей того или иного по форме октагона: прямого, пространственно интравертного, или - экстравертного, так или иначе деформированного - вполне чётко математически может определяться математическими геометрическими вычислениями и тем самым, определять личностные свойства того или иного конкретного человека. Они будут зависеть от доминанты в его характере тех или иных воззрений: эстетически или моральных, этических или эсхатологических и т.п., и т.д. Здесь главное установить точные критерии измерения в соответственных баллах для конкретной личности этих доминант воззрения и их проявления, чтобы соответственно определить размер данного конкретного луча относительно пространственной системы классического уравновешенного  нравственного октагона.
Математика в её количественном и качественном выражении является тем объективным закономерным инструментом, который не только может, но и являет такое объединение на протяжении всего времени существования человечества. И если физическая наука, с её объективными, эмпирически подтверждёнными законами, служила и служит логическому поступательному прогрессивному развитию творческих мощностей людских социумов, то различные культуры многочисленных социумов, с их имманентными нравственно-религиозными устоями, гуманно корректировали развитие цивилизации, не позволяя грубой физической силе безнравственно возвыситься над человечеством чтобы уничтожить людей и тем самым свети вселенский разум к безумному хаосу.
Хаос в принципе невозможен, ибо как показал всем великий И.Д. Менделеев именно беспристрастная математика – инструмент вселенской умности, -  наделила конкретными КАЧЕСТВАМИ все материальные вещества – атомы, образующие существующий мир. 
Сегодня, в XXI веке, когда Земля стала фактически одной «деревней», - благодаря развитию физической науки, математики и компьютерной техники, а за ней единого информационного поля, - мы не можем и не сможем никогда говорить об унификации культур. Различные географические условия, религиозные воззрения, этнические аспекты социального бытия людей, языково-исторические государственные образования, разъединяя людей, и вместе с тем объединяли их всех одной сверх идеей – ВЫЖИТЬ! Философия Выживания, по сути своей глубоко гуманная, во все века была основной для племен, народов, вождей и правителей государств. Сегодня, когда человечество получила огромные возможности в гуманном использовании природных энергоресурсов, что позволяет людям уйти от абсолютной идеи «выжить», необходима Философия Созидания, в основе которой объективное знание истинных законов экзистенции сущего, во всевозможных формах его проявления человеческому сознанию, в том числе и в виде явления «чуда», которое познаётся человеком рационально качественно через религиозное сознание, а затем трактуется наукой .
Гармоничный системный симбиоз прогресса цивилизации и совершенства звучания симфонии различных гуманных культур возможен, как возможно великолепное звучание замечательных произведений классиков мировой музыкальной культуры, в независимости от их языковой национальности и исполнения их различными музыкальными инструментами. А ведь гармония музыки обусловлена математикой, как определил гениальный Пифагор. Всего при помощи семь нот, составляющих октаву, гениальные композиторы преподнесли человечеству божественное совершенство гармонично функционирующей во времени энергии различного математического содержания – различных тонов. Как сказано выше, нравственны октагон имеет 28 имманентных связей, а это означает 4 октавы (28:7=4), вот один из ключей к объединению симфонии культур на почве Качественной математики, с закономерными процессами современного прогрессивного развития цивилизации.
Но главное, для настройки гармоничного, а, следовательно, мелодичного звучания музыкального произведения, необходим общий ключ для настройки всей мелодии по тональности. Без этого невозможно мелодичное, приемлемое нашему сознанию звучание всех многочисленных нот данной музыкальной симфонии.
Продолжая этот принцип на определение «симфония культур», необходимо чётко фиксировать основные ключевые настройки для симфонии культур: истина, гуманизм, справедливость и любовь к человеку во всей его природной, социальной и духовной сущности. Именно эти названные принципы человеческого бытия, изначально фиксированные в основных религиозных доктринах с обязательной безусловной верой в них, позволяют людям отличать добро от зла, красоту – от безобразия, быть честными и не стяжать своекорыстно, - тем самым становиться умными строителями своего устойчивого социального человеческого будущего.

 
Валерий ИВАНОВ, 14 сентября 2024 г, Вильнюс
…………………………………………………………………………………………………..


Рецензии