Народный календарь 16 22 сентября
Женщины отбирали по дому старые вещи — устраивали ревизию. Старые, ненужные вещи тоже приносили пользу в хозяйстве. В Вятской, Тульской областях во дворах и в воротах вывешивали изношенные лапти — иногда до 100 штук. Идет лихой человек, увидит лапти и удивится. И «забудет» сглазить. Лапоть отводил сглаз.
17 СЕНТЯБРЯ. БОГОРОДИЦА, НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА. ЛУКОВ-ДЕНЬ.
Крестьяне молились Неопалимой Купине о защите дома и скота от огня. Не только об отведении пожара просят Неопалимую Купину, но и от антонова огня, от огневика-летучего (сыпи), от огневицы.
Начинали выкапывать лук и чеснок.
9 СЕНТЯБРЯ. МИХАИЛ
Часто в этот день были утренники (заморозки) «На Михайлу нельзя работать — бог накажет».
20 СЕНТЯБРЯ. СОЗОНТ
Начинается и продолжается повсеместная уборка лука. Хозяева зорко следят за тем, чтобы никакой злонамеренный человек не взял луковицу с гряды. Существовало поверье; если испечь хоть одну луковицу раньше, чем лук будет собран с огорода, то он весь посохнет.
Шли торги луком по-крупному, корзинами.
21 СЕНТЯБРЯ. РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
Оспожинки. Осенины. Православная церковь в этот день вспоминает о рождении у Иоакима и Анны долгожданного ребенка—дочери Марии. Новорожденная явилась той богоизбранной Девой, которая, согласно пророчеству Исайи, без семени, от Святого Духа зачала и родила Иисуса Христа — спасителя рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия первородного греха и вечной смерти.
Для простого же народа Рождество Пресвятой Богородицы — вторая встреча осени. Первая встреча осени была на Яблочный Спас 19 августа, (По другим источникам, первая встреча осени — в первый день бабьего лета, на Семёна-летопроводца, 14 сентября, что тоже логично).
Учитывая то, что первую или вторую встречу осени никто указом не определял, народ сам расставил эти сроки, а сроки эти определялись завершением тех или иных крестьянских земледельческих работ. Первой встречей осени мог быть и день Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа. К этому дню старались закончить жатву озимых, и потому день 28 августа праздновали как день урожая, И день назывался: дожинки, оспожинки.
К 21 сентября убирались все яровые, посеянные весной. И снова праздник урожая: оспожинки.
Как бы там ни было, но народом определены три встречи осени; 19 августа (или 14 сентября), 21 сентября и 24 сентября. И, разумеется, в эти дни происходили важные для крестьян события.
День Рождества Богородицы находился близко, рядом с днём осеннего равноденствия (день равен ночи). А потому, как и в день весеннего равноденствия, происходили обрядовые действия с огнём. В избах гасили «старый» огонь и возжигали новый. Что значит «новый»? Значит, добытый трением дерева о дерево, как весной и в купальскую ночь. Этот «новый» огонь давал жизнь огню в печи (очаге), от него зажигали свечи, лампады, лампы и лучины.
Но главным событием в этот день был все-таки праздник урожая. Широкий, разгульный, иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. И готовились к нему заранее: варили пиво, кололи овцу, покупали говядину, готовили студни, кулебяки, пироги. За день-два до этого дети бегали по селу, приглашая родственников на пир. Особым почетом пользовались приглашенные свёкр и свекровь Родители молодой (тесть и тёща) приглашали их обязательно, даже если были стеснены в средствах. Всё это делалось для установления и закрепления мирных отношений между сватами — родителями молодых и для облегчения жизни своей дочери в чужой семье (семье мужа, у свёкра и свекрови).
Я поздравляю именинников недели.
16 сентября: Василиса, Иван.
17 сентября: Афанасий.
18 сентября: Авдей, Глеб, Давыд, Елизавета, Захар, Раиса.
19 сентября: Архип, Евдокия, Кирилл, Макар, Михаил, Фёдор.
20 сентября: Иван, Макар.
21 сентября: Филипп.
22 сентября: Анна, Иосиф, Никита.
Свидетельство о публикации №224091501066