опус 18. 06 система К-17 фазоблат
1) отсчет солнечный = по восходу и заходу || система русская || «утро вечера мудрее»
2) отсчет солнечный = по заходу и восходу || система моисеанская || «и был вечер, и было утро = день один»
3) отсчет солнечный = по полудню и полуночи || система умбрская
4) отсчет солнечный = по полуночи и полудню || система римская
5) счет и расчет русский = от восхода и захода || 17 час + 7 час = 24 час
6) счет и расчет еврейский = от захода и восхода || 12 час + 12 час = 24 час
7) счет и расчет умбрский = от полудня и полуночи || …
8) счет и расчет римский = от полуночи и полудня || …
Календарь еврейский
*******************
1. По еврейскому закону день начинается не после полуночи, а за несколько часов до этого = вечером, после наступления темноты/после наступления ночи. Так как это время постоянно меняется, возникает проблема при переводе григорианской даты в еврейскую дату. Для этого нужно знать, с какого момента начинается новая сутка. В еврейском законодательстве есть две временные точки:
- начало вечера: заход солнца («шкия»)
- появление звёзд («цет а-кохавим»)
- время между этими двумя точками называется «сумерки» («бейн а-шмашот»)
2. Статус сумерек неоднозначен:
- относятся ли сумерки к предыдущему дню
- относятся ли сумерки к следующему дню
- время «бейн а-шмашот» не засчитывается как самостоятельный день || если человек родился в сумерки, то для расчёта дня его обрезания время, до наступления темноты, игнорируется, и отсчёт восьми дней начинается с ночи, которая следует за сумерками, в которые родился ребенок || это нужно для того, чтобы обрезание было сделано не раньше восьмого дня
3. Первоначально начало каждого месяца определялось на основе физического наблюдения за новолунием (неомение = первое появление луны)
- между 70 и 1178 годами от р.х. эмпирические критерии постепенно заменялись набором математических правил || продолжительность месяца теперь = соответствует фиксированному графику, который корректируется на основе интервала молад (математическое приближение среднего времени между новолуниями) и несколькими другими правилами || високосные месяцы теперь добавляются 7 раз в 19 лет в соответствии с метоновым циклом (12 + 7 = 19 лет)
- в настоящее время на иврите годы отсчитываются по системе Anno Mundi || латинский = «в год мира», иврит = «от сотворения мира», сокращенно AM || эта система пытается рассчитать количество лет с момента сотворения мира в соответствии с повествованием «О сотворении мира» в Книге Бытия, и последующими библейскими историями || текущий еврейский год (AM 5784) начался на закате 15 сен 2023 года и закончится на закате 02 окт 2024 года
4. Датировка локальная/равинская:
- основываясь на классической раввинской интерпретации (Бытие, 1:5:«и был вечер, и было утро, один день») день в раввинском/еврейском календаре длится от захода солнца (от начала вечера) до следующего захода солнца || аналогичным образом, Йом Кипур/день искупления/покаяния, Песах/исход из Египта, Шаббат/день покоя = описаны в Библии как продолжающиеся «от вечера до вечера»
5. Датировка галахическая/законная:
- галахически/законно точное время (когда начинается или заканчивается день) неизвестно || этот момент времени может быть: либо заход солнца (шекия), либо наступление ночи (цайтхакочавим = «когда появляются звезды») || интервал времени между заходом солнца и наступлением темноты/ночи (бейн хашмашот) называется «сумерки» = имеет неопределенный статус
6. Вместо международной линии (смены) дат (180-й меридиан зигзаговый) существуют разные мнения относительно того, где меняются сутки || согласно одному мнению, используется антимеридианский (180-й меридиан прямой) из Иерусалима = расположен на 144° 47' западной долготы, проходит через восточную часть Аляски.
7. Системы деления часов:
- в одной системе 24-часовые сутки делятся на фиксированные часы, равные 1;24 сут || час делится на 1080 галаким (частей, единственное число: хелек) || часть состоит из 3+1;3 сек (1;18 мин) || конечным предком хелека был вавилонский период времени, называемый «ячменное зерно», равный 1;72 вавилонского градуса времени (1° небесного вращения) || эти меры не используются в повседневных целях; их наиболее известное применение = для расчета и объявления молада/рождение
- в другой системе дневной период времени делится на 12 относительных часов (шаа з'манит = галахические часы) || относительный час определяется как 1;12 времени от восхода до захода солнца или от рассвета до заката, согласно двум мнениям на этот счет || следовательно, час может составлять менее 60 мин зимой и более 60 мин летом || аналогично, 6-й час заканчивается в полдень, который отличается от 12:00 || относительные часы используются для расчета времени молитвы (зманим) || например, Шема/базовая молитва должна читаться в первые три относительных часа дня
- ни та, ни другая система не используется в повседневной жизни, используются местные гражданские часы = это относится к ритуальному времени
Календарь римский
******************
1. У римлян сутка означала и день природный (naturalis), и день календарный/гражданский (civilis):
- время от восхода до захода солнца называлось «день»
- время от захода до восхода солнца называлось «ночь»
2. Гражданский день (календарная сутка) древние определяли по-разному:
- вавилоняне считали сутки от утра до утра
- умбры считали сутки от полудня до полудня || древние итальянцы, конец бронзового века
- греки считали сутки от заката до заката
- римляне считали сутки от полуночи до полуночи
3. У Гомера (VIII - VII век до р.х.) не встречается разделения суток на часы
- время определяется по состоянию утренней зари и по положению солнца
- время дополуденное и послеполуденное = утро, полдень, вечер
- для подробного обозначения времени прибегали к определениям из повседневной жизни
4. Со времени изобретения вавилонского хронометра (солнечных часов и тенеуказателя/гномона) стали разделять день на 12 часов, которые, смотря по времени года, были то длиннее, то короче.
5. Ночь, подобно дню, у Гомера разделяется на три части: сумерки/ночь наступающая, средина ночи, рассвет.
6. Под влиянием военного обычая, ночь стали делить на три стражи по 4 часа в каждой страже.
7. Гражданский день (сутка) стал иметь следующие части: 1) время после полуночи, 2) время, когда запоют петухи и начинает рассветать, 3) время, когда перестают петь петухи, 4) рассвет, 5) раннее утро, 6) время к полудню, 7) полдень, 8) время за полуднем, 9) последняя часть дня с закатом солнца, 10) время от заката солнца до восхода вечерней звезды, 11) сумерки, 12) время зажигания огня, 13) время ложиться спать, 14) ночь, не имевшая делений.
8. Разделение суток на часы появляется со времени введения в употребление:
- солнечных часов = Луций Папирий Курсор || 291 год до р.х.
- водяных часов для измерения дня = Луций Марций Филипп || 164 год до р.х.
- водяных часов для измерения ночи = Публий Корнелий Сципион Назика Коркулум || 159 год до р.х.
- с этих пор начинали считать ночь во время равноденствия: от 06 часов вечера до 06 часов утра, а день от 06 часов утра до 06 часов вечера
- ночь разделялась на 4 стражи по 3 часа к каждой страже
- считали ночь и по часам, смотря по продолжительности дней в различные времена года || эти часы бывали то длиннее, то короче, только шестой час дня всегда был в полдень, а шестой час ночи всегда был в полночь || этот час служил исходной точкой для приблизительного определения времени
9. По своему назначению дни были разделяемы:
- относительно судопроизводства: присутственные и неприсутственные
- на дни, когда престор мог произносить три слова: do, dico, addico
- на дни смешанные, когда только в известные части дня можно было произносить эти три слова
- на дни, в которые и претор и магистраты могли созывать народные собрания || таких дней в году было 38, они обозначались буквой «F»
- на дни, когда из религиозных причин нельзя было производить ни судов, ни комиций
- на дни dies puri и religiosi (atri), которые считались неблагоприятными
Игувинские таблицы
******************
Семь хорошо сохранившихся медных досок с умбрскими надписями, были найдены в 1444 году в развалинах храма Юпитера в древнем городе Игувиуме (ныне Губбио), Умбрия. Они хранятся в местной ратуше. Эти таблицы важны для изучения древнеиталийских диалектов. Благодаря им мы знаем более 1000 умбрских слов.
• На пяти досках находятся умбрские письмена, которые мало чем отличаются от этрусских.
• На двух досках и на части еще одной доски ; латинские письмена. Содержание их: ; предписания относительно ауспиций, жертвоприношений, формулы молитв, календарь.
• Доски с умбрским текстом древнее тех, которые снабжены латинским текстом, который в основных чертах воспроизводит содержание первых.
• Древность игувинских таблиц преувеличивалась, но они, несомненно, относятся к дохристианской эпохе || III-II век до р.х.
• Впервые таблицы были напечатаны Филиппом Бонаруоти в «De Etruria regali» Демпстера, 3 том, Флоренция, 1723-24 год, а их точное воспроизведение дал Лепсиус в «Inscriptiones umbricae et oscae», Лейпциг, 1841 год.
Умбрский язык = один из италийских языков || мёртвый язык италийского племени, населявшего территорию области Умбрия к северо-востоку от Рима. Язык умбров известен по надписям IV-I века до р.х. (около 20 надписей) и по 7 бронзовым таблицам, содержащим культовые предписания коллегии жрецов города Игувий, которые датируются 200-70 годом до р.х. Большая часть надписей, таблицы I-IV и часть V написаны умбрским алфавитом (модифицированный вариант архаического этрусского). Остальные надписи выполнены латинским письмом. Надписи, найденные еще в 1444 г. близ Губбио известны как Игувинские таблицы. Они сначала считались этрусскими, но в 1928 году К.О.Мюллер установил, что язык таблиц не является этрусским. Этот язык близок к языку умбров || язык племени вольсков (центральный Лациум, район современного города Веллетри) || к языку надписей из южного Пицена (район города Анкона) к востоку от Умбрии = язык пиценский. Как установил К.О.Мюллер, язык таблиц не является этрусским = это протославянский язык, близкий этрусскому языку.
Таблица IIb = свод языческих погребальных обрядов умбров, который можно понять, обратившись к древнерусским спискам, которые содержат интересную периодизацию славянского язычества. Вот эти списки:
1. слово святого Григория «О том, како первое погани суще языци, кланялися идолом…»
2. список по Паисиевскому сборнику
3. список по рукописи Новгородской Софии
4. список по Чудовой рукописи
5. БСЭ: у древних славян существовал культ жертвоприношения упырям = кровопийца, жестокий человек, эксплуататор
Таким образом, погребальный культ славян полностью совпадает с погребальным культом умбров, описанный в таблице IIb.
1. Это говорит о заимствовании древних культов славянами у умбров, если умбры были древнее славян.
2. Это говорит о том, что славяне и умбры, а в целом все италийские племена, являлись родственными народами
3. Это подтверждается тем, что игувинские таблицы переводятся с помощью славянского языка.
4. Это говорит о том, что история славян начинается не с V века от р.х. (как написано в традиционной исторической литературе со ссылкой на древнеримских авторов), а с VI века до р.х.
5. http://www.tezan.ru/umbr_2.htm = источник информации
Свидетельство о публикации №224091500118