К заповеди о фарисействе
Евангелие от Матфея 16:6
ИИСУС СКАЗАЛ ИМ: СМОТРИТЕ, БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ И САДДУКЕЙСКОЙ.
Евангелие от Матфея 16:12
ТОГДА ОНИ ПОНЯЛИ, ЧТО ОН ГОВОРИЛ ИМ БЕРЕЧЬСЯ НЕ ЗАКВАСКИ ХЛЕБНОЙ, НО УЧЕНИЯ ФАРИСЕЙСКОГО И САДДУКЕЙСКОГО.
Евангелие от Марка 8:15
А ОН ЗАПОВЕДАЛ ИМ, ГОВОРЯ: СМОТРИТЕ, БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ И ЗАКВАСКИ ИРОДОВОЙ.
Евангелие от Луки 12:1
МЕЖДУ ТЕМ, КОГДА СОБРАЛИСЬ ТЫСЯЧИ НАРОДА, ТАК ЧТО ТЕСНИЛИ ДРУГ ДРУГА, ОН НАЧАЛ ГОВОРИТЬ СПЕРВА УЧЕНИКАМ СВОИМ: БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ, КОТОРАЯ ЕСТЬ ЛИЦЕМЕРИЕ.
Кто такие фарисеи в прямом и в переносном смысле
Священник Афанасий Гумеров: «Фарисеи – представители самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудеи… Фарисеи… признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона.., боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность… Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость. Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные… Вопреки этому они ввели сотни новых установлений, повелений и запрещений… Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их… Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным… Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях…» (портал «Православие.ру», 21 февраля 2005 г.)
Энциклопедия православного портала «Азбука веры»: «Фарисейство – религиозное лицемерие; личина праведности и набожности, состояние честолюбивого самодовольства (часто неосознаваемое), основанное на невидении своей греховности и развивающееся при соблюдении церковных правил и обрядов без исполнения заповедей любви к Богу и ближним. Фарисейство соединено с внутренним превозношением над ближними и придирчивым судом над их действительными и кажущимися недостатками.»
Истоки фарисейства
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Правда книжников и фарисеев удовлетворялась ИЗУЧЕНИЕМ ЗАКОНА БОЖИЯ ПО БУКВЕ, ЗА КОТОРЫМ НЕ СЛЕДОВАЛО ИЗУЧЕНИЕ ЕГО ЖИЗНЬЮ, за которым, напротив того, следовала жизнь, противная Закону Божию. Остающиеся при одном изучении Закона Божия по букве, ВПАДАЮТ ПО ПРИЧИНЕ ТАКОГО ПОВЕРХНОСТНОГО ЗНАНИЯ В ГОРДОСТЬ И САМОМНЕНИЕ, …как случилось с книжниками и фарисеями. ЗАПОВЕДИ БОЖИИ, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВЕННО ПОСТИГАЮТСЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ИХ, ПРЕБЫЛИ СОКРЫТЫМИ ДЛЯ ФАРИСЕЕВ. Душевные очи, просвещаемые заповедями, когда они исполняются, не просветились у фарисеев. Они, от деятельности, противной Закону Божию, стяжали о Законе Божием превратное понятие и… удалились от Бога, соделались врагами Бога. Каждая заповедь Божия есть священная тайна: открывается она исполнением ее и по мере исполнения ее.» («Аскетические опыты», том 1 «О евангельских заповедях»)
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «…Ужасны ТЩЕСЛАВИЕ И ЛИЦЕМЕРСТВО в развитии своем и зрелости своей, когда они возобладают человеком, когда они обратятся в правило деятельности, в характер. Ими образуется фарисей, стремящийся с исступленною и слепою решимостью к совершению всех беззаконий и злодеяний; ИМИ ОБРАЗУЕТСЯ ФАРИСЕЙ, НУЖДАЮЩИЙСЯ В ЛИЧИНЕ ДОБРОДЕТЕЛИ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ СВОБОДНЕЕ И УСПЕШНЕЕ УТОПАТЬ В ЗЛОДЕЯНИЯХ.» («Аскетическая проповедь», Поучение в среду 1-й недели Великого поста. О вреде лицемерства)
Преподобный Иустин (Попович): «Закваска фарисейская и саддукейская? НЕВЕРИЕ И МАЛОВЕРИЕ; СЕРДЦЕ ИХ – ГОРДОСТЬ. Несмотря на все знамения небесные и божественные, которые Господь Иисус показывает и дает в изобилии, фарисеи и саддукеи НАМЕРЕННО НЕ ВИДЯТ, намеренно не признают в Нем Бога и Мессию. Они злонамеренно отрицают Богочеловеческие факты, «дела» Христовы… ЧЕЛОВЕК …СОЗНАТЕЛЬНО И УПОРНО ОСТАЕТСЯ ПРИ ГРЕХЕ как методе человеческой жизни, и сознания, и чувства… Никакое знамение с неба не убедит их в противоположном, не переродит.» («Толкование на Евангелие от Матфея»)
Праведный Алексей Мечёв: «…Избегайте ФАРИСЕЙСКОЙ ГОРДОСТИ, КОТОРАЯ ИСКУШАЕТ И ИЗВЕРГАЕТ ЛЮДЕЙ В ПОГИБЕЛЬ, ДЕЛАЕТ ИХ СЛЕПЫМИ. Ведь слепой не видит пути и спотыкается. Не образ ли это нам и современной нашей жизни? Слепота наша в том, что считаем себя зрячими: СЛИШКОМ ГОРДЫ МЫ. МЫ ВСЕ ВИДИМ, ВСЕ ПЕРЕЖИВАЕМ, ТОЛЬКО НЕ ВИДИМ ГРЕХА СВОЕГО, И ОТТОГО СЛЕПЫ И ГРЕХ ОСТАЕТСЯ В НАС! Фарисейство – наша слепота губительная…» (из проповеди Слово в Неделю мытаря и фарисея)
Суть фарисейства
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Постараемся начертать изображение фарисея, заимствуя живопись из Евангелия, чтоб каждый, вглядываясь в это страшное, чудовищное изображение мог тщательно храниться по завещанию Господа от закваски фарисейской (Мф.16:6): от образа мыслей, от правил, от настроения фарисейских. ФАРИСЕЙ, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, не чуждых и язычникам, РАБОЛЕПНО СЛУЖИТ СТРАСТЯМ, КОТОРЫЕ СТАРАЕТСЯ ПОСТОЯННО ПРИКРЫВАТЬ, КОТОРЫХ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ НЕ ВИДИТ В СЕБЕ И НЕ ПОНИМАЕТ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДЯТ В НЕМ СОВЕРШЕННУЮ СЛЕПОТУ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ И ВСЕМУ БОЖЕСТВЕННОМУ УЧЕНИЮ. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием, но ФАРИСЕЙ ДЛЯ ЧУВСТВА ПОКАЯНИЯ НЕДОСТУПЕН. Как может сокрушиться, умилиться, смириться сердце, удовлетворенное собою? Неспособный к покаянию, он НЕСПОСОБЕН ЗРЕТЬ СВЕТА ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ… Хотя он и занимается чтением Писания, хотя ВИДИТ в нем эти ЗАПОВЕДИ, НО в омрачении своем НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА НИХ: они ускользают от взоров его, и он ЗАМЕНЯЕТ ИХ СВОИМИ УМСТВОВАНИЯМИ, нелепыми, уродливыми. Что может быть страннее, несообразнее фарисейских умствований, упоминаемых в Евангелии! (Фарисеи утверждали:) «Если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?» (Мф.23:16-17). Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, СТРЕМИТСЯ К УТОНЧЕННОМУ ИСПОЛНЕНИЮ НАРУЖНЫХ МЕЛОЧЕЙ, ХОТЯ БЫ ЭТО БЫЛО С ОЧЕВИДНЫМ НАРУШЕНИЕМ ЗАПОВЕДЕЙ. Святые Божии заповеди, в которых жизнь вечная, оставлены фарисеями без всякого внимания, совершенно забыты! …Самая скрытная из всех душевных страстей есть тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется пред сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение Божественное. И НА ТЩЕСЛАВИИ-ТО ЗАКВАШЕН ФАРИСЕЙ. ОН ВСЕ ДЕЛАЕТ ДЛЯ ПОХВАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ; он любит, чтоб и милостыня его, и пост его, и молитва его имели свидетелей. Он не может быть учеником Господа Иисуса, повелевающего последователям Своим пренебрегать славою человеческою… Фарисей сребролюбив. Сердце его там, где его сокровище. Там вера его, там чувства его, там надежда, там любовь! Устами, краем языка он исповедует Бога, а сердцем он отвергается Его. Никогда он НЕ ОЩУЩАЕТ ПРИСУТСТВИЯ БОЖИЯ, НЕ ЗРИТ ПРОМЫСЛА БОЖИЯ, не знает опытом, что значит страх Божий. Для сердца его нет Бога, нет и ближних. Он – весь земной, весь плотский, ВЕСЬ ВО ВЛАСТИ СТРАСТЕЙ ДУШЕВНЫХ, ДВИЖЕТСЯ ИМИ, УПРАВЛЯЕТСЯ ИМИ, ВЛЕЧЕТСЯ КО ВСЯКОМУ БЕЗЗАКОНИЮ, ЖИВЕТ И ДЕЙСТВУЕТ ЕДИНСТВЕННО ДЛЯ САМОЛЮБИЯ. В этой душе воздвигнут идол я. …Как может в этой душе соединиться служение всесвятому Богу со служением мерзостному кумиру? Эта душа в страшном запустении, в страшном мраке… Это – гроб, украшенный снаружи для чувственных глаз человеческих, так легко обманывающих, внутри исполненный мертвых костей, зловония, червей, всего нечистого, богоненавистного. Фарисей, будучи чужд Бога, ИМЕЕТ НУЖДУ КАЗАТЬСЯ ПРЕД ЛЮДЬМИ СЛУЖИТЕЛЕМ БОГА; будучи исполнен всех беззаконий, ИМЕЕТ НУЖДУ КАЗАТЬСЯ ПРЕД ЛЮДЬМИ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ; стремясь удовлетворить своим страстям, ОН ИМЕЕТ НУЖДУ ДОСТАВИТЬ ПОСТУПКАМ СВОИМ БЛАГОВИДНОСТЬ. Для фарисея необходима личина. Отнюдь не желая быть истинно благочестивым и добродетельным, только желая считаться между людьми за такого, ФАРИСЕЙ ОБЛЕКАЕТСЯ В ЛИЦЕМЕРИЕ. Все в нем – сочинение, все – вымысел! Дела, слова, вся жизнь его – ложь непрестанная… Фарисей, заботящийся казаться праведным пред человеками, по душе будучи чадо сатаны, уловляет из Закона Божия некоторые черты, украшает себя ими, чтоб неопытный глаз не узнал в нем врага Божия и, вверившись ему, как другу Божию, соделался его жертвой. Фарисей осуждает в ближних не зло, не порок, не нарушение Закона. Нет! Как может он осуждать зло, которого он друг и наперсник? СТРЕЛЫ ЕГО НАПРАВЛЕНЫ НА ДОБРОДЕТЕЛЬ… Величайшее злодеяние на земле совершено фарисеями… ОНИ – ГЛАВНЫЕ ВРАГИ И ГОНИТЕЛИ ИСТИННОЙ, ХРИСТИАНСКОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ И БЛАГОЧЕСТИЯ, не останавливающиеся ни пред каким средством, ни пред каким преступлением… Совершились слова Господа, и доселе совершаются: зараженные квасом фарисейским доселе в непримиримой вражде с истинными учениками Иисуса, гонят их, то явно, то прикрываясь клеветой и соблазном…» («Аскетические опыты», том 1 «Фарисей», часть 1)
Плоды фарисейства
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Берегитесь, сказал Господь, вообще от закваски фарисейской (Мф.16:6). Один из евангелистов объясняет, что словом закваска фарисейская Господь наименовал учение фарисеев (Мф.16:12), а другой евангелист разумеет под этим словом лицемерие их (Лк.12:1). Это одно и то же: из лицемерного повеления возникают образ мыслей и учение фарисейские; наоборот, УЧЕНИЕ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ ФАРИСЕЙСКИЕ ВОСПИТЫВАЮТ ЛИЦЕМЕРА, ДЛЯ КОТОРОГО НИКАКОЙ ГРЕХ НЕ СТРАШЕН, НИКАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ НЕ УВАЖИТЕЛЬНА; он надеется и прикрыть всякий грех, извинить, оправдать его и заменить всякую добродетель притворством… Фарисеи… желали лишь казаться праведными, заботились только о том, чтоб… выставлять себя слугами Бога пред обществом людей, пред массою, обыкновенно малоразборчивою. И ныне можно видеть, что фарисеи прибегают ко всевозможным изворотам, чтоб дела их, имеющие наружность добрых, блистали как можно ярче пред глазами людей, а злодеяния были извинены политической необходимостью, личиной правосудия и мудрой предусмотрительности, желанием предупредить допущением меньшего зла зло большее и прочими оправданиями, так обильно источающимися из сердца, наполненного лукавством. Господь воспрещает такое поведение в весьма сильных выражениях. «Вы выказываете себя, говорит Он, праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.»
(Лк.16:15). Фарисеи старались прикрывать оправданиями свои душевные страсти, действия, плоды их. Душевные страсти, под сенью и прохладой оправданий, обыкновенно пускают глубокие корни в душу, соделываются дебелым древом, обнимая ветвями всю деятельность человека, то есть, проникая во все его мысли, во все чувствования, во все действия. Святой Пимен Великий сказал: «Если греховной воле человека помогут оправдания, то он развращается и погибает». При поведении, в котором НЕ ИЩЕТСЯ БЕСКОРЫСТНО ДОБРОДЕТЕЛЬ ПРЕД ОЧАМИ БОГА, НО ИЩЕТСЯ СЛАВА ДОБРОДЕТЕЛИ ПРЕД ОЧАМИ ЛЮДЕЙ, в их ничтожном мнении, непостоянном, переменчивом, – человек не способен познать веры христианской, принять учение Христово, для чего нужно сердце, признающее себя грешным, исповедующее грех свой. «Как вы можете веровать, говорит Спаситель фарисеям, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44) Господь отъемлет в учениках Своих всякую пищу для тщеславия… Господь заповедует совершать все добрые дела в тайне. И милостыня, по завещанию Его, да будет в тайне! И пост да будет в тайне! И молитва – в затворенной клети! ДОБРЫЕ ДЕЛА НАШИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОКРЫТЫ НЕ ТОЛЬКО ОТ ЧЕЛОВЕКОВ, НО И ОТ НАС САМИХ, ЧТОБ не только человеки не растлевали душ наших похвалами, но и САМОЕ СЕРДЦЕ НАШЕ НЕ ЛЬСТИЛО НАМ… «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:3).» («Аскетические опыты», том 1 «Фарисей», часть 2)
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «ЗАРАЖЕННЫЙ НЕДУГОМ ФАРИСЕЙСТВА ЛИШАЕТСЯ ПРЕУСПЕЯНИЯ ДУХОВНОГО. …Для духовного плодоносия необходимо сердце, возделанное покаянием… Но вред, происходящий от фарисейства, не ограничивается бесплодием души: смертоносная зараза фарисейством по большей части сопряжена с последствиями самыми гибельными. ФАРИСЕЙСТВО НЕ ТОЛЬКО СОДЕЛЫВАЕТ БЕСПЛОДНЫМИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ДОБРЫЕ ДЕЛА ЕГО, НО НАПРАВЛЯЕТ ИХ ВО ЗЛО ДУШЕ ЕГО, К ЕГО ОСУЖДЕНИЮ ПРЕД БОГОМ.» (там же, «Фарисей» часть 1)
Святитель Игнатий (Брянчанинов): ««Берегитесь, заповедал Господь ученикам своим, закваски фарисейской, которая есть лицемерие.» ЛИЦЕМЕРИЕ названо закваскою, потому что оно, ВКРАВШИСЬ В ДУШУ, ПРОНИКАЕТ ВО ВСЕ МЫСЛИ, ВО ВСЕ ЧУВСТВОВАНИЯ, ВО ВСЕ ДЕЛА ЧЕЛОВЕКА, ДЕЛАЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕРОМ, КАК БЫ ДУШОЮ ЕГО.» («Аскетическая проповедь», Поучение в двадцать седьмую неделю. Объяснение дневного Евангелия: Иисус бе уча на едином от сонмищ в субботу)
Преподобный Иустин (Попович): ФАРИСЕЙСТВО – ЭТО НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЙ ПОРОК ДЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ХРИСТОВЫХ. Против него Спаситель восстал с исключительным гневом и беспощадным осуждением. Это значит, что в фарисействе заключается страшное зло, которое совершенно искажает богообразное существо человеческое… Как малое количество закваски заквашивает все тесто, так и ФАРИСЕЙСТВО ЗАРАЖАЕТ ВСЮ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА…» («Толкование на Евангелие от Матфея»)
Если фарисейство и можно утаить от людей, то от Бога невозможно
Амвросий Медиоланский: «…Нужно сохранять простоту и ревновать о вере, чтобы не пришлось нам, как зловерным иудеям, одно помышлять в сердце, а другое притворно выражать словами. В ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА НАШИ ТАЙНЫЕ ПОМЫШЛЕНИЯ, ОСУЖДАЮЩИЕ ИЛИ ОПРАВДЫВАЮЩИЕ НАС, ЯВЯТ ГЛУБИНУ НАШЕЙ ДУШИ. Больше всего влечет к прямодушию знание того, что УТАИТЬ ОБМАН НЕВОЗМОЖНО, и это знает каждый.» («Толкование на Евангелие от Луки», Книга седьмая, Собрание творений, том 8. ч.2, Москва, ПСТГУ, 2020)
Юлия Серебрякова: «…Поучения Христа напоминают, что ответственность человека за свою душу не допускает актерства и лжи: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО НЕ ТО, ЧТО МОЖНО СКРЫТЬ. Подлинное духовное состояние – все скрываемые дела, слова и помышления – будет открыто если не в настоящей жизни, то на Страшном Суде…» («Четвероевангелие», учебное пособие, ПСГТУ, 2017)
Формулировка заповеди:
Всеми силами храни себя от того, чтобы впасть в фарисейство – состояние сколь многоплановое, столь и пагубное, крайне враждебное Иисусу Христу, кардинально удаляющее от Него и беспощадно Им осуждаемое. К фарисеям относятся те, кто, прикрываясь мнимой праведностью и благочестием, на деле отрицает евангельские истины и произвольно вытесняет Господа из своей жизни; кто, притворяясь добродетельным и милосердным, совершает добрые дела не во славу Божию, а напоказ – из тщеславия, расчета, самолюбования, желания славы и похвалы людской; кто, даже формально исповедуясь, не кается, будучи недоступен для чувства покаяния, а оправдывает себя, сознательно и упорно оставаясь во грехе; кто одним своим греховным страстям раболепно служит, скрывая их, но не видит и не понимает других своих страстей, ослепляющих его по отношению ко всему Божественному; кто, хотя и читает Евангелие и видит заповеди, но не останавливается на них, не воспринимает, а заменяет их своими нелепыми умствованиями, извращающими священные тексты; кто со скрытой враждебностью относится к истинной христианской добродетели и благочестию других людей. Храни себя от любой разновидности этого состояния, в основе которого – маловерие, лицемерие, гордыня, тщеславие, превозношение, самомнение, самодовольство. Помни, что Господь уподобил фарисейство закваске, потому что оно, вкравшись в душу, проникает во все мысли, чувства и дела человека, делаясь его характером. Если не убережешь себя от этой напасти, которую от Бога утаить невозможно, то закроешь себе путь ко спасению.
Свидетельство о публикации №224091501426