Путятин, и паны придвинского масштаба, ч. 14
МАГДЕБУРГСКИЙ ГОРОДИШКО
Картина не будет полной, если не заглянуть в саму Дисну – парафиальный центр. Она по-прежнему город, кстати, самый маленький в Беларуси – не дотягивает до полутора тысяч человек. Тем интереснее история. Какой была Дисна ранее? Посмотрим на жилой фонд. По данным за 1775 год, там насчитывалось «17 значительных (это значит магдебургских, - авт.)» домов-дымов, «60 покутных (пока точно сказать об их отличительных особенностях невозможно, - авт.) и 113 «халуп приватных», то есть, обычных - обывательских. Все они различались степенью благоустроенности, и также не все одинаково расплачивались за свои удобства. Больше всего платили, конечно, «магдебуржцы», которые занимались, как сейчас модно говорить, предпринимательством – продвигали товары за границу. Меньше всего снималось с «халуп», это и понятно, они относились к разряду «пашенных дворов», приравнивались к рангу крестьянской недвижимости.
УНИАТЫ, ПОНЯТНО КТО. А НЕУНИАТЫ?
Наибольшей ставкой облагалась духовная собственность. Францисканцы за свой монастырь вносили в казну 50 злотых. Как и всякий парафиальный центр, Дисна выделялась концентрацией религиозных общин. Но тут встречаем необыкновенное святилище - «монастырь отцов неуниатов» (так записано в ведомости). Кто они, пока точно сказать невозможно. Рассмотрев уже пять парафиальных округов, я впервые столкнулся с термином «неуниаты». Кто-то предположил, что имелись в виду неофиты, о которых можно узнать из Православной энциклопедии. Их альянс представлен как «недавно насажденный, новообращенный – новообращённый в христианство». В принципе, понятно, но этим ли занимались диснянцы? Другое мнение, что «неуниаты» - это те же православные, которые не последовали за правительственными мерами по переустройству церкви, отказались поддерживать униатскую модель вероисповедания.
БОГОМОЛЬЧЕСКИЕ ИСТОКИ
Как тут не вспомнить, что в средние века, когда грозновские люди обследовали полоцкие земли, то нигде в описании нет ссылок на религиозные различия. Называлось много храмов, но все они без определения конфессиональной принадлежности – просто «церкви», что надо расценивать: не было деления на православных и католиков. Подразумевалось, что все храмы христианские. Католические тенденции складывались постепенно, по мере преобладания частных интересов над духовными, по мере превращения земли в товар и закрепления панских устоев. Накопления позволяли лучше жить материально, что становилось «путеводной звездой» для всего общества, и наглядно проявилось верховенство римской церкви. Она тоже стремилась обзавестись земельной собственностью. В отчете за 1775 год видим католическую плебанию в Пауловичах, где размещался фольварк, и ей принадлежали 5 крестьянских весей и 2 застенка. В 1789 году эта плебания фиксировалась как «Дисненская», и ксендз Спиридович показывал «под присягой» 916 злотых и 20 грошей годового дохода, что характеризовало собственников среднего достатка.
ДУХОВНИКИ-МАТЕРИАЛИСТЫ
Духовная сфера смыкалась с потребительской, овладевая прибыльными статьями и умами шляхты. Пресвитеры – бывшие «мужи», прежде вечевые вожди, уже не занимались административным урегулированием, а читали молитвы: переключились на пастырство. Таковых в Дисненской парафии было семеро, причем селились они в зависимости от наличия и профиля паствы. Например, в Наче их было двое – в слободском селении (Слободе Бедржица) и в исконной веси Шпаковщизна. На озере Язно тоже обосновались двое: в Путятине и Слободе Язненской.
АБИТУРИЕНТЫ-ФРАНЦИСКАНЦЫ
Монастыри еще сохраняли духовный потенциал, но и их накрывала капиталистическая волна. Ксендзам-францисканцам тоже принадлежала плебания, указана как «католическая». При ней действовала «школа мизерная», а в ней «директор и несколько студентов». Ясно, что школа была рассчитана на абитуриентов панского происхождения – шляхетского сословия. В то же время, монастырь «отцов неунитов» учебным заведением не располагал, при нем функционировала только церквушка, которая именовалась «фундушевой униатской», да и та «без пресвитера».
ВЕЧЕВАЯ ЛУКА
Теряла свои позиции исконно христианская ветвь – православная. Полоцкому архиепископству еще принадлежала отдельная область в Дисненской парафии, и это видно из перечня 1775 года, правда, заносилась в последнюю очередь – не выставлялась на первый план. Называлась она «Лукой», и ей принадлежали веси Миколаёво, Маняково, Дравцов, Шаулюги, Мазурины и застенки Журавщизна и Атрашково – всего 29 крестьянских дымов. Центрального двора, как в панских имениях, здесь не было, что подчеркивает исконную сельскую общинность. Больше всего прихожан насчитывалось в самой веси Лука, потому и называлась этим именем. Жилые постройки здесь относились к духовным дворам, но ничем не отличались от обычных, ролничьих, и православные платили те же 5 злотых. Церковное владение под именем «Лука» исчисляло свою историю с 1391 года. Википедия пишет, что «в 1662 году в связи с активной антиправославной политикой властей епархия окончательно пресеклась». Однако мы видим, что это не так, последствия были другими – «Лука» продолжала действовать на территории Дисненской парафии. Что произошло после окончательного раздела Речи Посполитой, мы не знаем – другая история.
(Продолжение следует).
На снимке: церковь Воздвижения Креста Господня в Цветино - одном из поместий бывшей Дисненской парафии - сегодня.
15.09/24
Свидетельство о публикации №224091501638