Сказка о Бабе-Яге

За тридевятым царством, за тридевятом государством жил в своей мрачной крепости Кощей Бессмертный, злой колдун.
Был Кощей бессмертен, каждый день пил он зелье «живое», зелье это давало ему силу огромную да жизнь нескончаемую. А варил это зелье Кощей из тела и души человеческой. Но человек этот должен быть не крестьянин, не ремесленник и не купец, а воин-богатырь. Кощей же был очень стар да ленив, не хотелось ему на землю русскую летать да богатырей-молодцев хватать. Вот поэтому-то и решил он к себе двух племянниц-родственниц позвать, чтобы они богатырей привораживали да к нему в крепость заманивали. А племянницами этими были две молодые ведьмы лесные, две сестры родные. Одну звали Василиса, а другую Яга.
Василиса, старшая сестра, была красавица писаная. Её золотая коса спускалась до пят, её глаза были что два синих омута. Её кожа была нежна и бела, но душа её была черна как сажа, и в сердце её не было жалости. Эта сестрица была рада у могучего колдуна Кощея жить, ему службу служить да помогать в его чёрном колдовстве, ибо служба эта обещала жизнь вечную, красоту и молодость.
Младшая же сестра, Яга, была совсем другая: её коса была черна, её кожа от солнца темна, её глаза черны как угли, но душа её была бела и сердце доброе. Эта ведьма не захотела у Кощея жить и богатырей-воинов губить, она осталась одна в лесу, в своей избушке. Яга собирала целебные травы и приготавливала из них настои да мази. Люди хворые часто приходили к её избушке за помощью. Все ценили и уважали ведунью Ягу.
Прошло много лет. Красавица Василиса ездила в разные страны, далёкие и ближние, выдавала себя за княжну или царевну. Множество молодых богатырей влюблялись в неё, никто не мог противостоять её волшебным чарам. Как только Василиса молодца привораживала, возвращалась красавица-ведьма в Кощеево царство тёмное, а с нею влюбленные молодцы-богатыри. Одни хотели к Василисе свататься, а Кощея за её деда или отца считали; другие хотели её из плена злого колдуна освободить. Да только все богатыри находили в царстве Кощеевом смерть свою. Их хватали, скручивали, мучили, все их жизненные соки выжимали, души вынимали. Из всего этого зелье сваривалось, а зелье то «живая вода» называлось. За службу награждал Кощей Василису колдовским питьём, и она была всегда молода и красива.
А сестра её Яга состарилась и жила по-прежнему в своей избушке в лесу. Каждый раз, когда встречала она доброго молодца, что к Кощеевой крепости на своём коне ехал, наполнялось её сердце состраданием, останавливала она его да говорила:
«Не езди к Кощею, там найдёшь ты смерть свою!»
Добрая ведьма рассказывала воину, что ждёт его в Кощеевой крепости, но волшебные чары Василисы были сильнее её слов – молодцы ничего слушать не хотели, ехали к своей красавице и находили смерть.
Когда Кощей Бессмертный услыхал, что Яга воинов с пути сбить хотела, рассердился не на шутку – затопал ногами, затряс костями. И решил он Ягу наказать: череп каждого молодца, которого Яга останавливала и дальше ехать отговаривала, сажал он на кол изгороди, что вокруг избушки Яги стояла. И ещё наложил Кощей на эти черепа такое заклинание, что добрая ведунья как ни старалась, не могла их с изгороди снять.
Шло времечко быстрое, и вскоре была у Яги вся изгородь в человеческих черепах.
Быстро разнёсся слух, что ведьма Яга людей пожирает да черепа их на изгородь свою вешает.
Никто не приходил больше к её избушке за целебным снадобьем. Люди боялись её, звали Бабой-Ягой, злой ведьмой да людоедкой.


Прошли года, Баба-Яга стала ветхой старухой с седыми волосами и с горбом за плечами. Но она всё также добрых воинов останавливала и ехать к Кощею на верную погибель отговаривала: «Не езди к Кощею, там найдёшь ты смерть свою!»
Ворожила она, колдовала, чтобы добрых молодцев с пути к Бессмертному сбить. Всё было напрасно. Воины блуждали по лесу дремучему, но преодолевали все препятствия и находили путь к Кощеевой крепости.
Однажды нашла Яга в лесу своём свёрток лохмотьев. Развернула его, а в нём крохотная девочка. Девочка заплакала и потянула ручонки свои к Бабе-Яге. Та взяла её к себе, дала ей имя Лада и полюбила как родную дочь.
Времечко пробежало, Ладе исполнилось шестнадцать лет, и была она красива что лесной цветочек – с кожей белою да с глазами синими. На радость Бабе-Яге дочка умницей выросла и охотно секреты колдовства познала.
Как прослышал Кощей о красавице Ладе, послал Василису к Бабе-Яге и так говорил: «Уговори ты ведьму молодую ко мне служить идти!»
Вот пришла Василиса к избушке Бабы-Яги и стала Ладу уговаривать: «Пойдём жить к могучему Кощею Бессмертному. Будешь ему верно служить – будешь вечно молода и красива».
«Лучше буду я старой и умру, когда время придёт, чем приносить смерть другим!» - отвечала ей Лада.
Но Василиса не хотела без Лады к Кощею возвращаться и осталась в избушке у лесных ведьм переночевать. Надеялась она уговорить молодую ведьму пойти с ней к Кощею. Но Баба-Яга перехитрила злую Василису: накормила её и напоила, а в кушанье зелья подложила. Уснёшь от того зелья крепко-крепко и во сне расскажешь всё, о чём тебя спросят.
Как только Василиса заснула, Баба-Яга у неё выведала: «Расскажи-ка, красавица, поведай, как можно Кощея Бессмертного одолеть? Где смерть его?»
«Смерть его в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в сундуке. Сундук этот стоит под высоким дубом, дуб же растёт на острове Буяне. Этот остров лежит на море широком, за царством Кощеевым, - говорила Василиса, - Ни лодка, ни корабль не могут к этому острову пристать: скалистый берег не даёт, да море бушует. Только ведьма может на метле на остров прилететь да яйцо то раздобыть. Но как только дотронется ведьма до яйца, сразу же потеряет всю свою силу колдовскую и станет обыкновенной бабой».
Как услышала это Баба-Яга, пригорюнилась: «Ах, доченька, ничего не можем мы поделать! Если дотронемся мы до яйца, то потеряем всё наше умение колдовать. А как же нам жить-то без него?»
Утром Василиса опять уговаривала Ладу к Кощею идти, но молодая ведьма не соглашалась. Так и возвратилась злодейка-красавица ни с чем.

Однажды появился на полянке, где стояла избушка Бабы-Яги, царевич Иван. Он был молод и пригож, на нём серебряная кольчуга да красные сапоги, под ним царский конь.  Увидел он избушку да страшную изгородь вокруг неё, что человеческими черепами увешана, не испугался и прокричал громким голосом: «Эй, кто в избушке живёт? Выйди! Укажи мне путь к крепости Кощея!»
Баба-Яга улетела в своей ступе в дальние леса травы целебные собирать, в избушке одна Лада осталась. Она вышла, взглянула на пригожего царевича Ивана и полюбила его в одночасье.
Молодая ведьма заклинала Ивана: «Не езди к Кощею, там найдёшь ты смерть свою!» Рассказала она ему всё, что ждёт его в Кощеевой крепости.
Но Иван ей не поверил, хотел дальше ехать и свою невесту, прекрасную Василису, из плена Кощеева выручать. Лада его останавливала да говорила:
«Не сможешь ты победить Кощея, он бессмертный. Смерть его в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в сундуке. Сундук этот стоит под высоким дубом, дуб же растёт на Острове Буяне».
Глаза царского сына смелостью загорелись: «Я достану это яйцо. Укажи-ка мне дорогу к острову Буяну!»
«Нет, это не по силам тебе, добрый молодец. Только ведьма может добраться до острова! Но я тебе помогу. Жди меня здесь, в избушке, а я раздобуду тебе это яйцо».
Пообещал Иван, царёв сын, её в избушке дожидаться, а Лада села на свою метлу и полетела к острову Буяну. Летела она один день и одну ночь, а к утру прилетела к острову. Высокие скалы окружали его, и громадные волны разбивались о них. Но это была не преграда для Лады. Быстро перелетела она скалы и оказалась около высокого дуба. Под дубом стоял сундук. Лада открыла сундук, из него выскочил заяц, схватила она зайца, а из зайца вылетела утка. Из утки той выпало яйцо, Лада поймала его и положила за пазуху.
Но, как только Лада дотронулась до яйца, тут же потеряла она всю свою силу колдовскую. Села она на траву и призадумалась, как же ей до своей избушки без метлы колдовской добираться.
Вдруг увидела девушка стаю гусей, что под островом пролетала, и крикнула им: «Гуси, гуси, помогите, меня к дому принесите!»
Услыхали гуси, подхватили девушку и понесли её в лес Бабы-Яги.

А тем временем вернулась Баба-Яга к своей избушке. Заставила она в избе Ивана-Царевича: Ладу он дожидался.
Рассказал добрый молодец ей всё: об острове Буяне и об игле со смертью Кощеевой. Схватилась Баба-Яга за голову, горько заплакала, приговаривая: «Ах, доченька ты моя, что же ты наделала!»
Тут гуси принесли Ладу домой. Девушка дала Ивану яйцо и поучала: «Как завидишь Кощея, разбей яйцо, сломай иглу, и Кощей упадёт замертво».
Поклонился ей царевич в пояс: «Как же мне тебя благодарить, добрая ведьма?»
«Не ведьма я теперь. Нет у меня больше силы колдовской. Теперь я только девушка лесная, и зовут меня Лада. Обещай мне, что возьмёшь меня с собой в твой царский дворец. До конца дней моих буду я тебе верно служить».
Царевич пообещал, что возьмёт Ладу с собой, как будет назад возвращаться, и поехал дальше, в царство Кощеево, невесту-красавицу из плена выручать.
Загоревала Ладушка, заплакала.
«Что же ты плачешь, доченька, что горюешь?» - расспрашивала её Яга.
«Как же мне не плакать, бабушка. Полюбила я царевича Ивана, а он хочет на другой жениться».
«Всё будет хорошо, доверься мне. Я верну тебе Ивана-Царевича», - успокаивала её Баба-Яга.
Ударилась она о землю, превратилась в ворона и улетела к крепости Кощеевой.
Как прилетела ворон Яга Кощею, увидела: Иван перед Кощеем Бессмертным перекатывал яйцо с одной руки в другую, дразнил. Кощей от страха трясся, пощады просил, а Царевич только смеялся.
Злая же ведьма Василиса смерти Кощеевой не хотела: с его смертью потеряет и она своё бессмертие.
Попросила тут красавица медовым голосом:
«Дай мне яйцо. Я помогу тебе Кощея убить».
Только хотел Иван яйцо Василисе отдать, налетела ворон Яга на яйцо, выбила его из Ивановой руки, яйцо упало и разбилось. Игла выпала, а Баба-Яга немедля сломала иглу своим сильным клювом. Тут же упал Кощей замертво.
Почувствовала Баба-Яга, как огромная сила потекла по всему её старому телу, забила она крыльями и закричала во всё воронье горло. К тому, кто иглу сломает, переходит вся сила и бессмертие Кощеево.


Заплакала Василиса, а Иван-Царевич её утешал: «Не бойся, сердечко моё. Теперь ты свободна. Мы поедем в моё царство и сыграем свадьбу, дадим пир на весь мир, какого ещё свет не видывал».
Василиса плакать перестала и так размышляла: ну что ж, коли не буду бессмертна, так буду хоть царицей.
Вздохнула да стала она в путь собираться к Ивану, в его царство.
Вот поехали они: царевич на белом коне, его невеста на чёрном. А за ними Баба-Яга в образе ворона полетела.
Как прошёл один день, «зелье живое» силу свою потеряло, и стала Василиса стареть, волосы её совсем поседели. Быстро покрыла она свою голову платком, чтобы царевич не видел её седых волос. Ворон Яга это увидала, подлетела к Ивану и в ухо ему прокричала: «Твоя невеста седая как старуха!»
Иван спрашивает Василису: «Невеста моя милая, почему покрыла ты свою голову?»
«Чтобы мои золотые косы не запутались в ветках», - отвечала ему Василиса.
Проехали они ещё один день. Кожа у Василисы потемнела да покрылась вся морщинами как у старухи. Набросила она на лицо покрывало, а на руки надела рукавицы, чтобы Иван её старую кожу не увидел. Баба-Яга это заметила, подлетела к Ивану и прокричала: «Твоя невеста морщинистая как старуха!»
И спросил тогда Иван-Царевич: «Невеста моя милая, почему покрыла ты своё лицо?»
«Чтобы свет и солнце не испортили мою белую кожу» - отвечала Василиса, и они поехали дальше.
Проехали они и третий день. Василиса постарела ещё больше: её спина скривилась, вырос на ней горб большой. Не стало у неё сил в седле сидеть, и легла она на спину коня. Баба-Яга это увидала, к Ивану подлетела и прокричала: «У твоей невесты горб на спине, не может она в седле сидеть!»
Царевич спрашивал тогда Василису: «Невеста моя милая, почему лежишь ты на коне?»
«Я очень устала, мой милый. Мне бы отдохнуть», - простонала Василиса.
Так проехали они ещё один день и одну ночь, а утром Василиса умерла. Баба-Яга к Ивану подлетела и прокричала: «Твоя невеста не дышит – она умерла!»
Иван обнимал свою невесту, будил её-будил, но она уж не дышала. Поднял он покрывало и увидел вместо прекрасной Василисы ветхую старуху. Рассматривал царевич её и не мог вспомнить о своей большой любви к ней, так как со смертью её развеялись и все колдовские чары.
Тут обернулась Баба-Яга обратно из ворона в ведьму, да и говорит: «Добрый молодец, Иван-Царевич, помнишь ли ты обещание, что ты лесной девушке дал? Ты обещал девушку Ладу не забыть, её с собой в своё царство взять!»
Царевич вспомнил о своём обещании и поехал с Бабой-Ягой к её избушке, где Лада их ждала. Как взглянул Иван на девушку, так сразу же её полюбил.
«Я приехал забрать тебя с собой!» - сказал царевич.
Обрадовалась Лада и молвила: «Я буду тебе всю мою жизнь верною служанкой!»
«Нет, Ладушка, будешь ты женою мне любимой, царицей моей», - обещал царевич.
Уехала Лада с Иваном в его царство. Ведьма Баба-Яга простилась с ними, желала своей дочке счастья и долгой жизни. Сама же она не захотела к Ивану во дворец ехать, свой лес оставить. Какой же это будет лес без Бабы-Яги!

Издано: Sperling-Verlag, N;rnberg, 2013

ISBN 978-3-942104-12-8


Рецензии