Ковшевниковы и Третьяковы - семейные фамилии

      Предки из Великого Устюга
               
      Урождённая Ковшевникова, более сорока лет я носила эту фамилию,  поэтому с неё и начну. Фамилия русская, северная, суффикс -ников указывает на то, что образована фамилия от ремесла и первые носители её были ремесленники, они делали ковши. Но я как филолог не удовлетворилась столь простым ответом и решила покопать в этимологии. Оказывается, бытовало в стародавние времена на русском севере такое слово – «кошова » и обозначало оно широкие и глубокие сани с высоким задом, обитые кошмой или рогожей. Ну, а те, кто изготавливал такие сани, назывались кошевниками. Думаю, это ближе к истине, ведь сани были нужнее ковша.
Как библиограф, я покопалась и в словарях. В частности, В.И.Даль приводит  слово кошевник в таком толковании: кошевник – дровяной трёхполенный лес в сплаве, в кошмах. Мне кажется, это тоже заслуживает внимания, тем более, дрова на севере – первейшая необходимость. К тому же, это слово сплавщиков и так перекликается с судьбой – дед наш Михаил Ковшевников на старости лет был вынужден работать в сплавной конторе. Ну, от какого бы слова ни происходила наша фамилия Ковшевниковы, главное – от ремесла, значит, предки наши были простыми ремесленниками. Это подтверждают писцовые книги и переписные книги, которые есть в Российском государственном архиве древних актов – РГАДА. Архив находится в Москве. Вот, например,
Писцовая книга г. Великого Устюга и Устюжского уезда. 1623-26 г. Копия.
РГАДА, Ф.137.Оп.1. Д. 214. Л.8:
«Место дворовое тяглое что был двор Ивашка Денисова ковшовника а ныне тот двор снесен в Стрелецкую слободу» (Л.8).

    «Место дворовое» – значит собственный дом, «тягловое» - значит Иван Денисов ковшовник платил налог, как и положено горожанину-ремесленнику. «Двор снесён в Стрелецкую слободу» значит, что дела у этого ковшовника шли достаточно хорошо, чтобы переехать на другую улицу, скорее всего, более знатную улицу и поселиться со стрельцами. А ранее он жил на улице у острога, но вместе с другими стрельцами переехал:
«Улица Аклин от острога идучи к торгу дворы по левой стороне
Место дворовое тяглое был двор стрельца Осипка Чебыкина а ныне снесен в Стерецкую слободу
Место дворовое тяглое что был двор стерльца Ивашка Павлова а ныне тот двор снесен в Стрелецкую слободу
Место дворовое тяглое что был двор Ивашка Денисова ковшовника а ныне тот двор снесен в Стрелецкую слободу
(РГАДА, Ф.137.Оп.1. Д. 214. Л.8).

        Здесь же в Устюге жил еще один Иван - Иван Фотиев ковшевник, - как видим, такое произношение ремесла полностью совпадает с нашей фамилией – Ковшевниковы. А жил он на улице с потрясающим названием – Вздыхальная!
«Улица Вздыхальная едучи к торгу дворы по правой стороне
Место дворовое Олешки Мануйлова ходит меж двор а двор згорел  во 128м году (1620 год)
Место дворовое Безсонка Потапова серебряника он живет в улице в Селце
Ивашко Фотиев ковшевник»
(РГАДА, Ф.137.Оп.1. Д. 214. Л.9)

       В наше время некоторые древние акты можно прочитать не только в  Москве, но и по интернету в открытом доступе, чем я и воспользовалась. Читать эту писцовую книгу 17 века города Великий Устюг - особенное удовольствие, потому как ясно встает перед глазами жизнь северного города в названиях улиц и площадей, в профессиях его обитателей, что прямо на глазах превращаются в фамилии. Вот, например, живут ремесленники, которые режут костяные пуговицы для одежды -«пугвишники». В одном месте писец их называет  «Митка Офонасьев пугвишной мастер», в другом месте - «Меншичко Кондратьев пугвишник», а вот появляется и настоящая современная фамилия, написанная уже с заглавной буквы: «Изотка Иванов Клюсов Пугвишников » (Л.25).
        Вот таким способом в 17 веке начали возникать русские фамилии из названий ремёсел, уличных прозвищ, от имён дедов.
        Наши предки ковшевники жили среди других ремесленников. Послушайте, как звучат названия их ремёсел – будущие фамилии:

«В той же Вздыхальной улице дворы по левой стороне
Гаврилко Михайлов Шутов (Л. 10) сапожник да дети ево Игнашко а прозвище Зелена
Ларка Васильев Бучин свечник да братья ево Гараска да Огафонко
Онуфрейко Ларионов крупяник
Пятунка Самсонов иконник
Якушко Иванов плотник
Петрушка Григорьев пугвичник
Сенка горшечник
Ивашко Иванов Хомяк крупеник.
 Сенка да Ивашко Ивановы дети Гольцова иконники.
 Ондрюшка хлебник
 Остафейко Черепанов горшешник»...

         Чем занимались наши предки каждый день своей жизни, видно из ремёсел. В Великом Устюге пекли разный хлеб, поэтому жили хлебники и колачники, пирожники, крупяники и крупеницы, солоденики и квасники. В городе жили мясники, луковники, зеленщики; делали обувь кожевники, сыромятники и сапожники; шили одежду портные мастера, овчинники, скорняки, а рядом с портным жил «Из Рожественские улицы направо идучи к торгу улица Никольская дворы по правой стороне Микитка Емельянов завязочник». Скорей всего, он плёл завязки не для одежды, а для мешков и рогожных кулей, но ведь нашел себе нужное ремесло, тем и кормился.
«У Николы Чюдотворца на площади» жил Шестачко Александров кошелник» (Л.7 об.), он изготовлял кошели – вероятно, для ловли рыбы, а не кошелки для устюжанских модниц. Хотя для красавиц-устюжанок трудился «Ивашко Чапля гребенщик», который резал костяные и деревянные гребешки для причесок.
В городе жили рукавичники и несколько семей пуговишников, видать, дело было прибыльное – резать пуговицы из костей – работа ручная, небыстрая, требующая художественного чутья.
Художниками были иконники, писавшие иконы, и серебряники, делавшие посуду из серебра, недаром это ремесло семейное:
« Богдашко Дементьев Потапов да дети ево Офонка да Демка да Тренка серебряники»
Кроме « извощиков», было востребованное ремесло – носовщик, то есть тот, кто стоял на носу судна и показывал путь на реке:
«Сысойко Остафьев ходит на Двину в носовщиках
 Девятко Тархов ходит на судах в носовщиках
 Гришка Олексеев Оленев ходит на судах в носовщиках».
     Очень жаль, что сейчас мы называем носовщика заморскими словами –  лоцман, штурман. Многие слова утрачены из родного языка. Вот, например, что делал моршечник и что такое моршни?
«Петрушка Палицын делает моршни
 Микитка Кузмин моршечник» (Л.21).
      Оказывается, моршни – старинная обувь, сделанная из одного куска кожи.
Но в городе на «Улице Гулыня едучи от торгу к Спасским воротам по правой стороне» жили также
«Зиновейко Микулин поршенной мастер» да
«Порошка Микитин поршевник».
     Поршни – это тоже старинная обувь. Вот как описывает Владимир Иванович Даль её изготовление:

«...поршни вообще не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздержке, очкуре, ременной оборе; обычно поршни из конины, лучшие из свиной шкуры, есть и тюленьи и прочие: их более носят летом, налегке, или на покосе, где трава резуча, а рыбаки обувают их и сверх бахил...»
Есть и поговорка в народе: «Поршнями медведя не испугаешь: сам космат.»
Словари утверждают, что эта обувь использовалась в России вплоть до начала XX века.
     Не обойтись в городе и без такой профессии, как винокур. Их в Великом Устюге 17 века было достаточно в разных частях города:
« Петрушка да Ларка Курицыны винокуры
 Мишка Елизарьев Печецын винокур
 Пятунка Офонасьев Каменев винокур
 У Симона столпника на площади
 Пятунка Шестачков Котлыгин да брат ево Кирилко винокуры (Л.28об)
Против церкви Симеона столпника дворы черные по левой стороне
 Матюшка Борисов Шелыгин ярыжной кормитца работою на винокурне
 Васка Харламов Вековицын солодовник».
      После ремесленников самая большая группа жителей Великого Устюга – торговые люди:
«Гаврилко Иванов Карабль торговой человек
 Исак Федоров сын Ревякин да сын ево Калинка торговые люди
 Куземка да Степанко Григорьевы дети Косаревы торгуют солью
 Тренка Ондреев торгует в лавке всякими товары» (Л.28)
 Сидорко да Михалко да Богдашко Прохожевы дети Березовские торгуют отъезжая болшими товары
 Фетка Демидов торгует житом
 Ивашко Моисеев Завалин торгует отъежжая (Л.5 об.)
 Онтошка Юрьев торгует мылом
 Сенка да Филка Софоновы Техонины торгуют хмелем
 Богдашко Ростовец торгует рыбою
 Безсонко Денисов торгует всякими товары от людей
Ивашко Тимофеев Игумнов торгует солью и рыбою (Л.24)...
Васка да Кондрашка Михайловы Поповы тор. в Щепетинном ряду...-

     Торговых людей, то есть купцов, много, что неудивительно для большого города, каким был на севере Руси 17 века Великий Устюг.
      Город стоит на реке Сухоне, значит, жили в нем и рыбаки. Но обратите внимание, как писец точно обозначает разновидности рыбного промысла:
«Петрушка Иванов Толоконцов рыболов
Михалко Иванов удник
Тимошка да Левка (Л. 30 об.) да Костька Ивановы дети Суслова удники
Обросимко Иванов рыболов
В той же слободе дворы черные тяглых людей от острогу по правой стороне
Петрушка Поспелов рыбной прасул
От церкви ж вниз по реке по Сухоне
 Сенка Матвеев рыбник
 Ортемко Яковлев рыбник
 Ивашко Юрьев Пестер рыбной прасул».
        Рыболов ловит рыбу. Рыбник её готовит: солит, коптит. Удник делает уды, удилища. Рыбный прасул торгует рыбой, отвозит её на ярмарки по всей Руси.
       Жил в Великом Устюге и свой переводчик-толмач, который растолковывал непонятные иноземные речи:
Место дворовое Сергейка Елисеева немецкого толмача дан на поруку что ему двор поставить (Л.5)
Видать, иноземные купцы в Великий Устюг частенько наведывались, вот толмач и потребовался.
      Для полноты картины города хочу добавить, что в писцовой книге упоминается один раз человек редкого ремесла: «Васка Болонкин скоморох» (Л.21).
      Когда я читала эту писцовую книгу, меня умилило одно прозвище-фамилия: «Микитка Федоров Душечкин портной мастер». Задумайтесь: чтобы быть хорошим портным мастером, надо быть душевным, чутким человеком, который легко и близко сходится с людьми, поэтому и прозвали его Душечкиным. Таким был мой любимый дед - портной Ковшевников Михаил Андреевич. А предки его жили на берегу реки Сухоны в Великом Устюге, откуда по строгановским землям добрались до Кунгура, что не было единичным случаем, а массовым явлением. Кунгурские земли заселялись довольно активно устюжанами, сольвычегодцами, кайгородцами и выходцами из других северных земель. Особенно в конце 17 века, когда укрепились русские острожки после башкирских бунтов.

                Ковшевниковы из Байкино

        Елена Николаевна Полякова, автор книги, которая называется "Словарь Пермских фамилий" ( г. Пермь: Книжный мир, 2005 ) ссылается на документ, имеющийся в Пермском архиве:
"КОВШЕВНИКОВ. Крестьянин с.Таз Василей Ковшевников, О приписных и государственных крестьянах Кунгурской округи,1782 г. Рукопись. ГАПО, фонд 111, опись 1, дело 374, лист 629.

В этом же документе другой вариант фамилии:
"КОВШЕННИКОВ. Крестьянин д.Байкина Иван Ковшенников, лист 463 об. »

        Значит, род моего деда – Ковшевниковы -  не был собственностью Строгановых, а относился к государственным приписным крестьянам.
         
         На сайте Поколения Пермского края представлены метрические книги церквей, которыми располагает государственный архив Пермского края (ГАПК). Оцифрованы не все метрические книги. Из тех, что уже доступны, мне удалось найти несколько интересных записей на фамилию Ковшевниковы.

                1784 год. Села Тазу Предтеченской церкви родились

23 ноября деревни Байкино крестьянина Ивана Ковшевникова дочь Катерина.
Восприемница брата ево родного Егора дочь Соломиа.
(ГАПК.Ф.37.Оп.1.Д.1.стр.144).

                1796 год. Предтеченская церковь села Таз

29 октября родилась, а 31 октября крестилась Ковшевникова Кирила дочь Параскева. Кума той же деревни Егора Ковшевникова дочь Параскева.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.2а)               

                1801 год. Иоанно-Предтеченская церковь. Часть первая. О родившихся

3 февраля родился, 5 февраля крестился деревни Полушкиной  Ивана Ковшевникова сын Алексий. Кум сын ево Михiй.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.202)
13 апреля родился, 16 апреля крестился деревни Байкино Кирила Ковшевникова сын Семен. Кум той же деревни Василий Никитинов Луканин. Крестил иерей Феодор.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.202)

                1801 год. Иоанно-Предтеченская церковь. Часть вторая. Бракосочетавшихся

25 января  деревни Байкина вдовец Андрей Ковшевников. Березовского прихода деревни Бырыловой Андрея Русинова с дочерью девкой Мариамной. Жених вторым а невеста первый брак.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.202)

                1805 год. Крестовоздвиженская церковь села Сылвенское

18 января родилась, 25 января крестилась деревни Байкино Ковшевникова Федора дочь Мария.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.204т1)

15 сентября родилась, 17 сентября крестилась деревни Подволошной Андрея Ковшевникова  дочь Анна.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.204т1).

18 октября родился,  23 октября крестился  деревни Полушкиной крестьянина Ковшевникова Ивана сын Яков.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.204т1)
             
                1815 год. Иоанно-Предтеченская церковь села Тазовское

10 января крестился деревни Байкина крестьянина Федора Ковшевникова сын Гордiй. Кум сын ево Петр.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203.стр.384)

20 апреля крестилась той же деревни девки Александры Ковшевниковой дочь Ирина. Кума сестра девки Татiана.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203.стр.390)
Брак
3 апреля деревни Молебки крестьянина Ивана Кирякова сын Фаддей. Того же прихода той же деревни крестьянина Козмы Ковшевникова с дочерью девкой Татiаной. Оба первый брак.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203.стр.406)

        К сожалению, по найденным метрическим записям пока не удается составить стройное родословное дерево. Подвигнуть кого-то из родственников на просмотр документов в Пермском архиве мне не удалось, поэтому нужно ждать дальнейшей оцифровки фондов и самой продолжить поиск, если доживу. Пока у меня получились такие родословные веточки:

1.Дед Ковшевников Михаил Андреевич (13.02.1895 -25.12.1965) + бабушка  Третьякова-Ковшевникова Анастасия Фёдоровна (31.10.1895-14.04.1963)

2.Прадед Ковшевников Андрей Данилович (1868 – 09.04.1955) + прабабушка Корноухова -Ковшевникова Анна Евстигнеевна (?-11.11.1935)
 
3.Прапрадед Ковшевников Данила: вот тут надо искать, чей сын был этот Данила?  Данила Андреевич или Данила Кириллович? А, может быть, Егорович или Иванович?

      В конце 18 - первые годы 19 века в Байкино жили, как минимум, 5 семей Ковшевниковых: 
    1) Иван, который крестил в 1784 году дочь Катерину;
    2) Егор, его родной брат;
    3) Андрей, который женился вторым браком в 1801 году;
    4) Кирилл, у которого в 1801 году родился сын Семён;
    5)  Фёдор, который в 1805 году крестил дочь Марию.

      Прапрадед мой Данила мог родиться где-то  в 1830-1848 годы, так что мог быть и сыном Семёна. Но я почему-то склоняюсь к Андрею. Вдовец, который в 1801 году женился вторым браком на девке Мариамне, дочери Андрея Русинова из деревни Бырыловой Берёзовского прихода. И в душе называю прапрадеда  - Данила Андреевич, опять же по традиции повторенья имен-отчеств. Подтверждения моим предчувствиям пока нет, надо продолжать архивный поиск, в частности, дождаться отсканированных сведений о первой половине 19 века, чтобы точно выяснить, чей сын был Данила. Для меня это важно, ведь в даниловом доме, то есть построенном прапрадедом Данилой, а моим дедом перевезенном в Кунгур, я провела первые восемь лет моего счастливого детства.
      
        А кто такие – государственные приписные крестьяне? Приписные к кому или к чему? Да, разумеется, приписные к уральскому заводу. А завод частный,  прав у приписных крестьян никаких нет, вот и получается, что хоть и государственные крестьяне, а всё равно как крепостные.
      Ближайший завод к  деревне Байкино – это Шаквинский медеплавильный завод Демидовых. Был построен Акинфием Демидовым в 1740 году на реке Шакве в 37 верстах к северо-востоку от Кунгура как медеплавильный завод. На заводе имелись всего две медеплавильные печи, выплавленная черновая медь отправлялась для очистки на Суксунский завод.

По ревизии 1858 года за Шаквинским заводом числилось 690 душ обоего пола, из которых мастеровых и работных людей было 311 человек, а в работы употреблялось только 167 человек. Остальные приписные крестьяне для собственного прокорму занимались кто чем мог, живя по окрестным деревням.
Наши Ковшевниковы издавна шили тулупы для крестьян.
       Современные исследователи нашли данные, что в 1861 году на Шаквинском заводе осталось только 45 рабочих, которые выплавили 28 тысяч пудов меди за год и завод как нерентабельный был остановлен. В 1863 году вместе с другими Суксунскими заводами Демидовых взят в казенное управление, но попытки его продать окончились безрезультатно. Заводские постройки ветшали, разрушались и лет через двадцать исчезли, как и заводской пруд. Население переключилось на земледелие, огородничество и подсобные ремёсла. Так наши Ковшевниковы стали потомственными портными и выжили в Байкино вплоть до 1955 года, когда « съехали на Кунгур » вместе с даниловым домом. Но в Байкино остался двоюродный брат деда – Иван Ковшевников с женой Натальей. Их дом, обшитый тёсом и выкрашенный в голубой цвет, с красивыми резными наличниками в виде травяных узоров я прекрасно помню. Он стоит наискосок от избы тёти Пии в нижнем Байкино. Помню розовые отблески заката в их окнах и высокие старые берёзы рядом с домом. Живут Ковшевниковы в Байкино и сейчас.
     Из приведенных выше записей видно, что в конце 18-начале 19 века Ковшевниковы жили не только в деревне Байкино, но и в ближайших деревнях – Молебке, Полушкиной, Подволошной. Места дивной красоты. В наши дни, то есть в конце 20- начале 21 века, прославилась деревня Молебка. 
      Предки называли эти явления чудесами и не особо удивлялись им, ведь на холме у реки Молебной было когда-то молебное место племени манси, их другое название – вогулы. А вот в «просвещенном» 20 веке люди увидели в физических явлениях «аномальную зону», М-ский треугольник, пришельцев, НЛО, кому что нравится. И в этом ничего плохого нет, каждый верит во что-то.
      Ученые верят в свою науку. Так, геофизики утверждают, что из-за подземного рифа на небольшой глубине в районе Молебки, который давит на верхние породы, создается магнитная аномалия, геомагнитный разлом, а выходящий газ создает светящиеся объекты и просто отравляет человека, вызывая галлюцинации.
     Уфологи верят, что в Молебке  происходят паранормальные явления. Они говорят, что площадь этих явлений включает всю окрестность в 70 квадратных километров. Это значит, что моя любимая деревня в России – родное Байкино – тоже попадает в аномальную зону. Байкино с Молебкой на одной параллели, только западнее на десять километров. От Молебки до деревни Вилисово плохая дорога, а дальшей и такой нет – сплошной лес. А наш род жил в этих местах триста лет. Может, аномальность проявилась в моих генах? Может, поэтому я стала поэтессой? Ведь поэтов многие считают людьми аномальными и анормальными.
      Под впечатлением Молебки оказались после её посещения пермские поэты Юрий Беликов и Владислав Дрожащих. Они пишут прекрасные стихи.
Тогда я – ЗА! За аномальность Молебки! За аномальность поэтов!
       Пермская аномальная зона стала широко известной среди туристов.  Больше всего посещений Молебки пришлось на девяностые годы, когда только на чудо и можно было надеяться, чтобы выжить и не свихнуться от событий. Но приезжали даже заграничные туристы. Как утверждают, половина туристов посещают Пермский край ради Молебки. Кроме НЛО, в Молебке есть спутниковые тарелки и сотовая связь, разрушенная церковь и действующая деревенская библиотека. Здесь проводятся конференции и фестивали, а в промежутке между ними Молебка живет обычной деревенской жизнью. И ждет, когда восстановят церковь … и построят обсерваторию.


                Третьяковы из Любимово
   
      Любимово – деревня Комаровской волости Кунгурского уезда, где в 1895 году родилась моя бабушка Анастасия Фёдоровна Третьякова. Самые ранние упоминания, которые мне пока известны, о деревне Любимовой есть в «  Сказках крестьян... » 1686 года. Третьяковых среди перечисленных жителей нет, но деревня Любимово относилась к селу Рождественскому, и в 1686 году там жил Третьяков (Л.61). Итак, деревня Любимово точно уже существовала в конце 17 века, то есть либо возродилась, либо возникла « после башкирского раззорения ».  А подтверждение – исторический документ-перепись, в двух частях, под названием « Сказки крестьян, бобылей, стрельцов и пушкарей Кунгурского уезда, поданные писцу стольнику Г.И.Анненкову », 1686 года. (РГАДА. Ф.159. Оп.3. Д.2488. Л.67).
      Третьяковы могли появиться в Любимовой из другой, не слишком дальней деревни, известной по переписи 1703 года  - « села Введенского приходу деревня Советная вверх речки Санды. В ней крестьяне.
Во дворе Афонасей Павлов сын ТРЕТЬЯКОВ. сказал у него сын Кирило 13 лет родилса де он Афонасей в Устюшском уезде жил за великим государем во крестьянех а в Кунгурской де уезд пришел и живет в той деревне по 1703-й год 20 лет <…>
(РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.703.(л.333)
 Во дворе Иев Павлов сын ТРЕТЬЯКОВ. сказал у него дети Сава 20 лет Вавило 10 лет родился де он Иев в Устюжском уезде в Никольском стану в деревне Рышкове жил за великим государем во крестьянском тягле а на Кунгур де он пришел и живет в той деревне Советной по 1703-й год 20 лет <…>
( РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.703.(л.340). »

     Эти сведения из « Переписной книги города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева 1703-1704 годов » еще более ценны тем, что указывались места, откуда « на Кунгур » пришли жители. Вот и Третьяковы в Кунгурском уезде появились из Устюжского уезда из деревни Рышково Никольского стану. Устюг, Соль Вычегодская, Соль Камская– земли Строгановых, поэтому неудивительно, что крестьяне перемещались в Прикамье в строгановских владениях. Всего же у Строгановых только в пермских владеньях было более восемнадцати тысяч крестьян.
     В  первой половине 16 века люди, жившие в северном краю, назывались слобожане и никому не принадлежали. Но вот царь Иван Грозный в 1558 году пожаловал  разбогатевшему солепромышленнику Григорию сыну Аникея Строганова огромные владения на земли Уральского Прикамья. Род Строгановых ведёт своё начало от новгородцев: в Сольвычегодском и Устюжском новгородских районах Строгановы ведали сбором оброка. В 1568 года жалованную грамоту на земли по реке Чусовой получил старший сын Аникея Яков Строганов.
     Современный историк, исследователь рода Строгановых, Т.Г.Мезенина в своей диссертации отмечает: «Статус населения строгановских земель был определен первыми жалованными грамотами. Согласно этим документам Строгановы имели полное и безусловное право «судить своих слобожан во всем» и распределять их на работы при собственных соляных промыслах без вмешательства местной администрации. С утверждением вотчинного права население окончательно сравнялось по статусу с крепостным крестьянством.»
      Известно, что были Третьяковы из крестьян «имянитого человека господина Григорья Дмитриевича Строганова». Воспользовавшись строгановской переписью 1710 года, я попробую найти некоторые подходы к архивному поиску на фамилию Третьяковых.

 Дворовое место Михея Яковлева сына Третьякова с сыном Максимом и во 189-м году Михей с сыном съехали на Кунгур.

(Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Соликамский уезд: Переписная книга 1711 года вотчин именитого человека Г.Д. Строганова переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева)
(РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.2119. Л.1-4)
(РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1497)

           Первое упоминание о Третьяковых в деревне Любимовой, что под Кунгуром, которое я нашла,  следует из записи в метрической книге Христорождественского прихода  села Комаровское, к которому относилась деревня Любимово, в 1796 году:
«умерла 1 августа деревни Любимовой вдова Марфа Гаврилова дочь Третьякова»
(ГАПК.Ф.37.Оп.1.Д.2б.стр.47).

           Государственным архивом Пермского края отсканированы метрические книги Рождественского прихода села Комаровское 1815 года, где есть записи о семье Третьяковых:
29 апреля крестилась деревни Любимово крестьянина Фрола Третьякова дочь Ирина крестил иерей Кротов восприемница сестра родная Ирина.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203.стр.443)

5 мая крестилась деревни Любимовой крестьянина Фомы Третьякова дочь Пелагия. Восприемница жене ево племянница Ирина.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203.стр.444)

умер 7 апреля дер. Любимово крестьянина Ионы Третьякова сын Ефим 5 лет.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203).

     Как видим по этим выпискам, угнездились Третьяковы в деревне Любимовой прочно и продолжали в ней жить несколькими семьями весь 19 век.
     В 19 веке деревня Любимова разрослась, жили в ней больше сотни человек, в 20 веке стала приходить в упадок, а сейчас, в 2016 году, жителей в деревне и двадцати человек не наберется. Что я думаю по этому поводу? Думаю, что вскоре всё вернется на круги своя и деревни будут разрастаться. Северные люди любят простор, а скученность современных городов уже многим не по душе, как и бездуховность. Работать на себя в меру своих сил стало возможным и в далёкой деревушке, была бы хоть какая-то дорога и минимальный транспорт.  Возможности связи улучшаются, поэтому можно не чувствовать себя в деревне оторванным от «большой жизни» и ценностей культуры. Всё идет к тому, что жизнь в деревне станет привлекательна для большого числа людей, вот тогда на прекрасной кунгурской земле вновь расцветут небольшие деревеньки, как моё дорогое Байкино или Любимово, где родились мои дедушка  и бабушка.

       В конце 19 века отец моей бабушки, Фёдор Иванович Третьяков из деревни Любимово Кунгурского уезда, занимал выселок Третьяков, где имел довольно большую пасеку, раз поставлял кунгурским купцам мёд оптом, бочками. Мёд-сырец продавал пудами. Тем и кормился. Имел жену Федосью Сергеевну и шестерых выживших детей : пять дочерей и сына. Единственный сын Максим Третьяков, 1906 года рождения,  сгинет в ГПУ в 1936 году в городе Архангельске. В лихие тридцатые годы на свою беду Максим уехал в Архангельск или его сослали, работал счетоводом на лесной бирже. В семье его звали Сима.
      В 1930 году чекисты забрали из дома его сестру-двойняшку Евдокию, молодую женщину 25лет, а когда родные бросились в милицию искать её, им пригрозили : не ищите, а то сами пропадёте. С той поры  мать их Федосья плакала день и ночь, не могла остановиться. В 1919 году ушла в Сибирь с мужем Кобелевым вслед за белыми её старшая дочь Анна, от которой только два письмеца за десять долгих лет получила бедная мать, а теперь еще Дусенька пропала, Сима то ли уехал, то ли увезли. Безвестие хуже смерти. Вся душа изболелась у бедной матери.
        Дочери Настя и Татьяна давно замужем, живут в деревнях неподалёку, навещают мать-отца. А в доме Третьяковых в Любимово осталась последняя дочка Санка - взбалмошная старая дева. Одно утешенье для старой Федосьи, по-уличному Сырой, - её туески с сухими травами да пучки трав, развешаных по всей избе.
       Всю в слезах запомнила свою бабушку Федосью Третьякову моя семилетняя мама, когда последний раз видела её на пасхальной неделе 1940 года, в год смерти Федосьи.
        Муж её пасечник Фёдор Третьяков, мамин дед, умер в 1946 году, выдержав всю войну на ногах. Всё надеялся хоть какую-то весточку о Симе дождаться, но умер, так ничего и не узнав о гибели любимого единственного сына. Это я, через 80 лет, нашла в интернете весточку о нем: Третьяков Максим Фёдорович, 1906 года рождения, счетовод лесобиржи № 02, проживавший в городе Архангельске,  арестован 25 сентября 1936 года, обвинен по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР, приговорен к лишению свободы сроком на 3 года с поражением в правах на 1 год.
       Вероятно, Максим погиб в лагере. Недаром оплакивала его родная мать, Федосья Сергеевна Третьякова, по-уличному Федосья Сырая, чуяло беду материнское сердце.
       После войны и смерти отца взбалмошная старая дева, известная в окрестных деревнях как Санка Любимовская, продаст отцов дом за бесценок и уйдет в няньки в Кунгур проедать последние деньги на пряниках. Так исчезла навсегда фамилия Третьяковых из деревни Любимово и из нашей семьи.
 
2015-2016 гг.


Рецензии
Не первый раз возвращаюсь к вашим архивным записям, уважаемая Алина. Интересные и живые подробности. Наш замечательный пермский фотограф и публицист Алексей Уткин частенько описывает старинные деревни и сёла, что по берегам Сылвы и других рек нашего края, сопровождая свои тексты профессионально сделанными фотографиями. Может вам покажется интересным, попробую дать ссылку: http://dzen.ru/au3142?lang=ru&country_code=ru&from_page=other_page. Опасаюсь правда, что здесь ссылки на сторонние сайты не приветствуются. Всегда с уважением к Вам, Андрей.

Андрей Баженов   14.04.2025 12:01     Заявить о нарушении
Спасибо большое за ссылку на фотографа-журналиста Алексея Уткина, действительно, замечательный он мастер - и фото отличные, и текст интересный и грамотный - но главное для меня - получилась настоящая экскурсия по родному Кунгурскому краю.
Особенно поразили снимки в Сретенском храме в селе Романово и резные мотивы в доме в стиле пермской деревянной скульптуры, которые заметил фотограф-художник, а так же видео о камнерезах Красного Ясыла и художнике Виталии Гнатюке-выпускнике Кунгурского художественного училища - и хитрые наши светлые совушки - такие родные камни. Видео с именными домами в Павловском мастера Кочергина - шедевр по замыслу и воплощению, ранняя весна с остатками сугробов, улички и дома на заснеженных взгорках - такое всё родное мне, а запах талого снега я помню с детства, он тут просто чувствуется. Как я вам всем завидую, моим пермякам, живущим на родной земле! Успокаиваю себя только тем, что судьба меня так отесала, что привела к поэзии и прозе. Не будь моих мытарств, осталась бы навеки безвестной и честной учительницей начальной школы города Кунгура, не больше. Но... и дальше вся моя жизнь на чужбинах... И жалею, и не жалею...
К сожалению, не могу на сайте фотохудожника подписаться и оставить свои комментарии, так что прошу Вас, Андрей, сделать это за меня, передайте ему мою искреннюю благодарность и поклон от далёкой землячки, можете процитировать меня.
А Вам еще раз поклон за счастье побывать в родном крае хотя бы издали одним глазком... плачу...

Алина Дием   14.04.2025 14:17   Заявить о нарушении
Алина, вы человек редкой душевной глубины. Рад, что смог поделиться с вами чем-то хорошим. Алексею Обязательно передам. В одном из своих сюжетов он рассказал и о моей семье, начав рассказ с венских стульев, которые ещё сохранились у нас в семье с 19 века.

Андрей Баженов   14.04.2025 19:56   Заявить о нарушении
Как мило! А дайте, пожалуйста, ссылку, с удовольствием посмотрю про Вашу семью и венские стулья. Спасибо за приятное общение, Андрей!

Алина Дием   14.04.2025 21:46   Заявить о нарушении
Добрый день, Алина. Вот, пожалуйста, ссылка на историю с венскими стульями: http://dzen.ru/a/Zv-i2_3lqh_jsFjw
Лет десять назад я сделал фильм о своей династии. Он есть на YouTube. Но из России туда вход сейчас сильно затруднён.

Андрей Баженов   15.04.2025 10:35   Заявить о нарушении
Добрый день, Андрей! Благодарю Вас за интересную ссылку о венских стульях и вашей семье. 7 поколений - впечатляет! И все такие красивые! Ваши потомки сохранят еще на два века (минимум) добрую память о Вас, Андрей! Желаю всей вашей семье счастья и здоровья на долгие годы.
Я живу во Франции, на ютубе могу смотреть текст и фото из России, а вот видео не всегда удается, к сожалению.

Алина Дием   15.04.2025 14:09   Заявить о нарушении
Добрый день, Алина. У меня в Дзене тоже есть страничка. И даже есть ролики с моими стихами, переведёнными на французский язык(субтитры) профессиональным переводчиком. Как это воспринимается франкоговорящими читателями, судить , конечно, не мне. :-)) Если вам будет интересно:
http://dzen.ru/video/watch/67fe18cb729c784c9e0309e4
http://dzen.ru/video/watch/67fe19a13503e23f168b310c

Андрей Баженов   15.04.2025 14:25   Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей! Всего доброго!

Алина Дием   15.04.2025 19:47   Заявить о нарушении