Послесловие
Владимир Фёдорович Соловьёв родился в апреле 1940 года в городе Егорьевске. Закончил вначале танкостроительный техникум, а затем МВТУ им. Баумана. В 1968 году Соловьёв переехал в Коломну. Здесь он начал заниматься литературным творчеством. Учился на заочном отделении Литературного института им. Горького, писал рассказы и повести, некоторые из которых были напечатаны в газете «Грань» и ежегоднике «Коломенский альманах». В 2003 году в Москве вышла единственная книга прозы Владимира Соловьёва «Федина жизнь».
Когда 5 сентября 2011 года Владимир Фёдорович Соловьёв умер, архив его рукописей в большой картонной коробке был передан в редакцию ежегодника «Коломенский альманах». Я в то время был членом редколлегии этого журнала. Главный редактор ежегодника Виктор Семёнович Мельников достал из коробки весьма потрёпанную толстую папку с рукописью романа Владимира Соловьёва под условным названием «Дорога» и поручил мне проверить её на возможность публикации в «Коломенском альманахе». К сожалению, оказалось, что в папке находится не готовая к публикации рукопись романа, а только черновой вариант, да и тот не полный. Почему-то отсутствовали целые главы и отдельные страницы, общим числом 132 из 407 листов, практически треть романа. Некоторые листы рукописи носили следы основательной правки, имена нескольких персонажей были в одной из глав изменены, словом, автор явно пытался кардинально переписать роман, но не успел. Я рассказал об этом Мельникову и предложил проверить коробку с архивом рукописей Соловьёва: вдруг недостающие листы романа вывалились из папки или перемешались с другими черновиками. Мельников обещал это сделать, но, видимо, в текучке дел позабыл. Через четыре года я покинул редакцию «Коломенского альманаха», и папка с рукописью осталась у меня, потому что никто о ней не вспомнил. И только в начале 2023 года, наводя порядок в собственном архиве, я вдруг наткнулся на папку с рукописью романа Владимира Соловьёва. Я написал Виктору Мельникову, спросил, не обнаружились ли недостающие листы романа? Мельников мне не ответил. Я объяснил ситуацию двум коломенским писателям, близким к редакции альманаха и регулярно публикующим на его страницах свои произведения, и попросил их продублировать мой вопрос Мельникову. Безрезультатно!
Как человек пишущий я прекрасно понимаю трагедию автора неоконченного произведения. Человек работал, вкладывал душу, а весь его труд оказался напрасным, потому что болезнь или смерть не дали его завершить. Я не был лично знаком с Владимиром Соловьёвым, но не смог спокойно отправить папку с неполной рукописью черновика его романа в макулатуру. Мои попытки найти родственников Владимира Соловьёва, чтобы согласовать с ними дальнейшую судьбу рукописи романа, не принесли результата, и я начал работу над ней без их разрешения или запрета. Скажу прямо, текст Соловьёва был очень «сырой», пришлось проделать огромную редакторскую и корректорскую работу, написать отсутствующие главы и заполнить многочисленные лакуны, исходя из имеющегося текста и собственной фантазии, чтобы сохранялась непрерывность сюжетных линий и логика поступков персонажей. Кроме того, мне пришлось придумать биографии почти всех главных персонажей романа, чтобы у них появилось не только «настоящее», но и «прошлое», и их образы и поступки стали более понятны читателю. Часть этих придуманных мною эпизодов я ещё до окончания работы над романом «Пути-дороги» опубликовал в виде самостоятельных рассказов, изменив имена персонажей.
Владимир Соловьёв хотел в своём романе «Дорога», как я понял, показать трагедию России девяностых годов двадцатого века, крах страны и слом устоев жизни её граждан на примере жителей двух провинциальных городов. Многие приметы в тексте позволяют угадать в этих городах нашу подмосковную Коломну, разделённую в романе Соловьёвым на отдельные самостоятельные города Беловодск и Красногвардейск. Учитывая воцарившуюся в России после распада Советского Союза антисоветскую и антикоммунистическую вакханалию со сносом памятников и переименованием улиц и городов, я посчитал некорректным название города «Красногвардейск» и изменил его на «Трёхреченск», ведь наша Коломна стоит на трёх реках.
Некоторые страницы романа больше похожи на текст публицистической статьи, отражая и выражая мнение Владимира Соловьёва на то, что происходило с нашей страной в «лихие девяностые». Не со всеми его высказываниями я согласен, но оставил их без изменений, преобразовав кое-где из авторского монолога в диалог, добавил свои монологи и диалоги на спорные темы, чтобы по возможности не выбиваться из стиля, и пусть читатель сам решает, какая точка зрения ему ближе.
Абсолютно не понравилась мне явно нереалистичная авторская концовка романа, и я её заменил на мой собственный вариант. Кому интересна изначальная версия Владимира Соловьёва, тот может ознакомиться с ней в Приложении.
Изменил я и название романа, потому что дорога - это путь, по которому люди вынуждены идти в одном общем направлении, а в романе показаны судьбы нескольких разных людей, которые шли к финалу разными «путями». Поэтому роману, на мой взгляд, более подходит название «Пути-дороги».
Сергей Калабухин
Свидетельство о публикации №224091500672