21 Арм дневник срочника СССР 3 часть 7 гл

Глава седьмая

Акулы и мои прогулки по побережью — как я плавал с акулами

1. Акулы и мои прогулки по побережью

На чердаке я прятал до дембеля огромный хвост акулы лисицы - полтора метров длиной. Поначалу я думал, что это была лосевая акула, а потом узнал, что хвост принадлежал акуле-лисице, которая достигала шести метров. Но моя была четыре , что тоже не хило.

И вообще диванные болтуны до сих пор считают, что акулы в Татарском проливе  маленькие, не опасные и вообще водятся только в тропиках. А ведь только в Татарском проливе на выпасе было шестнадцать видов акул. К нам иногда заходили и касатки, эти сволочи типа хитрые подойдут поближе и пасут из-под воды, а самим невдомёк что вода прозрачная. В этом случае надо валить подальше. Эти людоеды могли запросто с берега кого угодно достать. Ам и нет солдатика. И у меня большие сомнения что касатки по глупости застревают на отмелях у берега. Думаю, охотятся залетая с разгона, а там Облом Петрович притаился и народ начинает их тягать обратно. А им это и нужно чтобы как бы между прочим кого-нибудь схватить. И таких случаев немало показано в инете. Зазевался спасатель и куку! Это сейчас всё всем рассказывают по инету, а в Союзе было всего два канала телевидения, и кому это надо рассказывать что касатка кого-то сожрала? В советское время советских граждан было запрещено пугать такими страшилками, ведь лучший и безопасный отдых был только в СССР.

У нас в посёлке не было TV только радио, которое глушилось военными. Пограничная зона. Это сейчас, когда всё радиотехнические части с побережья убрали постепенно стали развивать туризм. Хочешь, езжай без пропусков, правда, у нас море холодное и особо не искупаешься. Я попробовал вода прогревается только сверху, а ниже холоднее и планктона нет глубина прозрачная всё видно.

Мако — isurus oxyrinchus. Этот вид более обычный для наших дальневосточных вод.

Они могут достигать в длину более 4 метров и весить до 500 кг. В заливе Петра Великого акулы мако попадаются на глаза людей нечасто, но встречаются и севернее, и заплывают к нам с юга, мигрируя за стайными рыбами (скумбрия, сардина и др.). В отличие от белых акул, на тюленей ларг они обычно не охотятся.

Мако относится к опасным для человека видам акул, хотя нападает относительно редко и случаев смерти от неё немного. Если пытаться выловить такую акулу, то она может причинить серьёзные травмы.

У неё острые длинные зубы, мощная челюсть и непредсказуемое поведение, поэтому акулу-мако следует остерегаться, и при её появлении купальщики сразу должны выйти на берег или забраться в лодку. У берегов Северного и Южного Приморья этот вид акул встречается намного чаще, чем белая акула.

Я не раз наблюдал прыжки акулы мако, так вот она не большая в среднем около трёх-четырёх метров, но вырастает и до пяти, но это редкость. Обычно 3.5 метра практически это как средняя сельдевая акула.

Акулье мясо сложно готовить из-за специфического запаха мочевины. Акульи стейки если их правильно приготовить, очень питательны и вкусны и к тому же в мясе нет костей. Поэтому акулье мясо считается изысканным деликатесом. Но в мясе акул есть одна опасная особенность, там накапливается ртуть, что несколько опасно для здоровья, если есть такое мясо каждый день. Но раз в месяц или полгода можно есть без особого вреда.

Справка:

«Род акул семейства сельдевых акул. Тело узкой, стремительной формы, голова почти в точности конической формы, рот в форме острой параболы. Зубы у этих акул длинные и узкие, внешне похожи на шило и очень остры.

Акулы имеют пять жаберных щелей, два спинных плавника и анальный плавник; лопасти хвостового плавника почти симметричны. Распространены почти повсеместно в теплых и тропических водах, как в прибрежной зоне, так и в глубинах океана. Эти акулы размножаются яйцеживорождением.

В настоящее время существуют 2 вида, относящиеся к данному роду. Размер акул мако колеблется от 2,5 до 4,5 м, максимальный зафиксированный вес около 800 кг».

Одна из главных особенностей этой разновидности - их повышенная кровожадность! Они готовы растерзать все, что движется! Без разбора.

А самое опасное в этой акуле то, что они крайне подвижны и очень быстро плавают. Двигаются они сильными и резкими рывками, скорость которых может достигать 110км/ч и выпрыгивать из воды на высоту до 7 м. С легкостью выпрыгивают из воды, разинув пасть, и хватают свою жертву. Люди, увидев этого монстра, особенно в таком полете, уже никогда не смогут его забыть!

У нее длинное вытянутое тело, а рыло сужается и кажется как будто заостренным, на конце которого расположены загнутые острые как бритва зубы. Самки гораздо крупнее самцов, иногда даже их длина превышает полметра. Они могут достигать в длину 4 метров и весить 500 кг.

Самая крупная акула мако, которая была зафиксирована - 4,5 метров в длину. Питается она в основном другими акулами, только поменьше размером, кальмарами и другими обитателями морских глубин. Ну и естественно, нападает на людей.

Собирая королевских крабов на мелководье бухты, и краем глаза заметил что-то крадущееся серое. Быстро выскочив из воды, и тот час увидел пролетающую в трёх метрах от берега мимо меня длинную узкую акулу. Потом она исполнила свои прыжки и скрылась. Это была акула мако. Говорят, таким образом, она разряжается на своей неудачной охоте. Так ли это на самом деле я не стал проверять на себе, но стал ловить крабов с металлической пикой из металлического прутка. И конечно выше колена я уже вводу не заходил и смотрел в оба.

На просторах Татарского пролива обитает порядка 16-ти видов акул, но конечно просто так их не увидеть и мы довольствовались тем, что акул с путины привозили рыбаки. В основном это были акулы ламны — лососевая и сельдевая. Но только изредка наблюдали и за другими видами. Были там и касатки, но к берегу они подходили крадучись на глубине  и незаметно, а потом поднимались головами вверх и смотрели, кто это там ходит на берегу. Не часто их выбрасывало на берег или они сами зазевались на мелководье или будучи погибшими. Солдатам это была удача сфотографироваться с таким хищником. Из черепов доставали зубы, чтобы подарить, кому либо, или привезти домой как ожерелье на память. Из сырой туши вырезать акульи зубы сложно, мясо воняло мочой, так что я немного разваривал головы в котлах, а потом без труда вытягивал острые как бритва белые зубы. 

Однажды рыбаки из артели Ванинского порта имевшие свою базу на бывшем рыбном заводе притащили на буксире акулу-лисицу. Ей длина, составляла 4-е метра. Она попалась после того как запрыгнула внутрь ловушки сетчатой ловушки. Были случаи, когда попадались и другие крупные виды.

Акулы часто запрыгивали в ловушки — это такие сети на стеклянных шарах-поплавках и портили улов. Их отстреливали из мелкашки в голову и везли на разделку. Мясо пахло мочевиной и его надо долго отмачивать в воде, но выходило ничего, вкусно, как мясо тунца. Рыбаки подарили мне хвост акулы-лисицы, только у них не было формалина, чтобы обработать сам хвост, и он немного протух в позвоночнике. От хвоста так несло тухлятиной, за что меня хотели выгнать вместе с ним из самолёта пилоты, когда мы дембеля улетали в полк. Во время остановки самолёта в пос. Гроссевичи лётчики предложили мне выбор или я остаюсь и никуда не лечу или выбрасываю проклятый хвост! Вот так в пос. Гроссевичах и остался мой дембельский подарок маме. В полку я намеривался сделать хвосту обработку, но не получилось.

После обеда у меня было около трёх часов свободного времени для прогулок вдоль скалистого берега. И один раз я, исследуя берег насчёт крабов ушёл слишком далеко. На пути встретился скальный километровый обрыв с узкой полоской для прохода. Из стен этого обрыва торчали как высокие рёбра и несколько смахивали на слоения гигантской ржавчины. И наверное я удачно подошёл потому что волны медленно отступали в море вероятно и здесь присутствовали отливы и приливы.

Дойдя до ручья со странным названием Солеварка, я обратил внимание на его белую пенную воду, я попробовал её на вкус вода как вода ничего солёного. Почему такое название дали ручью от местных охотников я так и не узнал. Может быть, где-то есть соляные выходы подсаливающие ручей, а может название прилипло от балды или по примете. Как правый приток реки Луговой — Связь монтажный. При чём тут название "монтажный" так и осталось неясным. А вот по поводу ручья Солеварки, если он такой бурный и вылетает с горного распадка с пеной на ушах, может быть, этому его так и назвали, как будто он соль варит. И таких названий там много - ручей Зелёный, ручей Жёлтый и все они притоки одной речки Жёлтой. Почему Жёлтая тоже не ясно речка как речка даже очень прозрачная.

Не найдя там ничего интересного я отправился дальше и скоро вышел в низкую долину с заболоченным озером слева. Впереди виднелся бесконечно длинный  песочный пляж, с морской приливной волной с пенными барашками. На берегу лежало много выброшенных волнами раковин моллюсков и древесного плавника.

Дальше была река Луговая с широким песочным пляжем и с плавающими в её глубоком устье молодыми тайменями. Выше по течению реки была огромная разрозненная на многие рукава дельта. Жаль, что у меня не было с собой закидушки, а то бы улов получился отменный.  Как только я появился, вся рыба при виде меня тут же кинулась в рассыпную но затем вновь вернулась и оставалась там, как и прежде.

В глубине долины были ещё какие-то строения, но я туда идти не решился, слишком уж  много медвежьих следов и останков потрошеной ими рыбы. На обратном пути я где-то потерял свою пилотку, наверное, оставил на камне. Её потом принёс наш командир и пожурил меня, чтобы я так далеко не уходил. Иногда он был со мной дружен, а и мог накричать на меня и не всегда по делу так сказать для профилактики на будущее.

Он мне доходчиво объяснил, что там и медведи по берегу ходят, и скрыться от них негде, материк — высокая скальная стена, в долине реки дремучий кустарник. Только нарвёшься на пасущихся медведей, зажмут на пару в тиски и куда бежать?
— Ты хоть бы с Волчком ходил, а в одиночку погибель.
Я внял его совету и так далеко больше не гулял.

2. Как я плавал с акулами

В один из дней мне пришла в голову блестящая мысль, а что если искупаться под скалами мыса Безымянного. Я поделился ею с Беловым, на что он посмеялся, и сказал, что вода сегодня прогрелась и можно поплавать у берега.
— А где можно понырять? — спросил я.
— У рыбацкого пирса, правда, там молодые акулы могут за ноги схватить.
— Ну, тогда я за мысом попрыгаю.
— Ну, ну попрыгай да смотри яйца не отморозь, — посмеялся Белов.
Когда я ушёл Белов сказал старикам, что я собираюсь покупаться за мысом, на что они только посмеялись и покрутили у виска.
После обеда перемыв посуду я, закрыв дверь на клюшку, отправился посмотреть с обрыва на пролив. Набитая тропинка привела меня к самому краю скального обрыва, с потрясающим видом на море как мы называли Татарский пролив. В небе оглушительно орали морские птицы, стремительно ныряя с головокружительной высоты за зазевавшейся рыбой. Чайки, бакланы, кого только здесь не было, многих я вообще даже не знал, летали передо мной и гадили, так что с ними нужно было держать себя настороже, чтобы не попасть под их сметану.

Спустившись к воде, я разделся, до самого не балуйся, и потрогал ногой воду, она была горячая. Ну, наконец-то она прогрелась для комфортного купания, а то набегающие волны, перемешивая верхние и нижние слои, делали воду непригодной для плавания. Так что мне не было особой радости барахтаться в такой пятнадцати градусной воде.

Забравшись на высокий обломок скалы, я осмотрелся, вокруг ни души и только недалеко копошатся у берега толстые тюлени ларги. Выбрав место для ныряния, я вдохнул как можно больше воздуха в лёгкие, и как мне показалось, красиво взмыл ласточкой над лазурной водой. Летел я вводу доли секунды, а когда пробил своим телом верхний метровый слой горячей воды, оказался, как словно в морозильной камере. Холодная если не ледяная вода охватила меня и понесла куда-то отчего я запаниковал и ожесточённо махая руками и ногами стал выбираться на поверхность, боясь выпускать из лёгких воздух. Морская вода в отличие от пресной была плотной и тягучей как мёд и не давала сделать полноценные гребки. Подняв голову над поверхностью, я с ужасом увидел, что меня отнесло под водой метров на восемьдесят от того места где я нырнул в воду.

И хорошо, что не было набегающих волн, море спокойно дышало и грелось от палящего солнца, а я плыл в её верхней толще воды к берегу и грелся. Вдруг я увидел прорезающий верхний слой воды серый плавник,  он описал довольно большой диаметр вокруг меня и начал сужать свои кольца. Я поначалу обрадовался, подумав, что это был дельфин, но потом услышал доносящийся с обрыва истошный крик.
— Ула, ула…
— Чего они там орут, — посмотрел я на обрыв возле гостиницы.
Вода вокруг меня была прозрачная, были видны проплывающие длинные серебристые рыбки. Опустив голову под воду, я увидел то, что мне не хотелось бы видеть. Недалеко от меня плавали  какие-то длинные рыбы с оттопыренными в стороны плавниками по форме напоминающие акул. Интересно подумал я, а что они тут делают рядом с берегом.
— Ула, ула…
Чего они там кричат, вслушивался я в крики, доносящиеся сверху обрыва.
— Ула, ула…
И тут до меня дошло, что мне кричали – Акула!

Мать вашу, я постарался сохранить полное спокойствие, чтобы  не впасть в панику, потому что я был начитан, что акулы нападают на раненное или дёргающееся животное. Я спокойно раздвигая руки от себя в сторону стал приближаться к берегу почти, не гребя ногами. Две пары больших рыбин прошли мимо меня, вспарывая поверхность своими плавниками, и ушли снова на глубину, а я как можно медленнее плыл в сторону близких обломков скал и конечно трясся от одной только мысли, что мной могут закусить. Что это были за акулы я, конечно, не знал и не догадывался, только я знал одно, что влип в неприятную историю. Когда до ближайших скал осталось совсем ничего, я вдруг впал в панику и ринулся изо всех сил к большим камням, чем только привёл в движение всю серую компанию. Забравшись одним рывком на торчащий скальный обломок я, подогнув от страха ноги, и извернувшись как акробат, оседлал его и оглянулся на прочерченные на воде полосы.
Сверху меня радостно осыпали отборным матом, но я на это не обращал внимание и в душе благодарил их за своевременное предупреждение – Ула, ула!

После того как я ушёл купаться старики решили посмотреть где я барахтаюсь и как бы не напоролся на шныряющих повсюду акул. Они прошли за гостиницу и, дойдя до скального обрыва, увидели всю устрашающую картину. Меня плывущего к берегу и несколько тёмных силуэтов плавающих подо мной. Временами акулы по одной описывали вокруг меня круги, но близко не подходили. Мне рассказали, что это были сельдевые акулы или ламны (акантия сквалуса) и что они на людей вроде как бы не нападают. Но что им стоит вцепиться зубами в два ряда и тогда, поди доказывай что они не нападают на человека. А если бы рядом плавали лососёвые акулы, то вряд ли они меня отпустили. 

С ними вообще шутки плохи они большие любители запрыгивать в сетевые ловушки, где рубят лосося направо и налево. Потом их задыхающихся у поверхности расстреливают и вытаскивают капроновыми верёвками за хвост, а после везут на разделку на пирс.

Видел я такое чудовище, лежит глазами таращится от злости что попалась и ждёт чтобы схватить за ногу того кто подойдёт поближе. Палку толщиной с руку схватив, терзает, так что разламывает в щепки, а что будет с ногой да одни лохмотья. При длине в среднем 3.5 метра это были порядочные монстры, а встречались более четырёх метров, и смотреть на них было жутко. Попадись такой акуле на зубок, она церемонится, не станет, порвёт в куски. Видел я растерзанных акулами тюленей недосмотревших плавающие останки. Порезы такие словно резали гильотиной как стейк.
.
Продолжение следует...
.
Фото: сельдевая акула


Рецензии