Пушкин - изгнанник самовольный

В 1821-ом (в год мировоззренческого и духовного кризиса, когда написана кощунственная для РПЦ и ее прихожан Гавриилиада, задуман Демон, придуман отчаянный манифест Свободы сеятель пустынный и зачат сатирический Онегин) Пушкин написал стихо-творение «К Овидию».  В нем есть такие важные показания  чела на явке с повинной:
Суровый славянин, я слез не проливал,
Но понимаю их; изгнанник самовольный,
И светом, и собой, и жизнью недовольный,
С душой задумчивой я ныне посетил
Страну, где грустный век ты некогда влачил.
Здесь, оживив тобой мечты воображенья,
Я повторил твои, Овидий, песнопенья
И их печальные картины поверял;
Рассмотрим личное авторское извещение  в послании Овидию
1-е показание:
« изгнанник самовольный»
Оно может быть истолковано двояко - Пушкин был известным мастаком в двусмысленности

а-толк:  автор называет свое изгнание в «проклятый город Кишинев» (его дефиниция)  самоволкой – т.е.  он отправлен «на юга»  за свое самоволие, своеволие и по как-бы по собственной воле (из-за собственных проступков, общественного поведения и непристойных выходок), как говорится – «сам виноват»

б-толк: автор намекает, что изгнан по самоволию деспотии самодержавного  самовластца (монарха)

Нам предпочтительнее  первый вариант, хотя многие будут уверять, что параллель с Овидием должна быть полной – Овидия изгнал из Рима лично император Август
Прим. В возрасте 50 лет Овидий, самый известный поэт своего времени[8] был изгнан из Рима в отдаленный городок Томис на Черном море. Это случилось с Овидием в 8 году н.э. исключительно благодаря вмешательству императора Августа, без участия Сената или какого-либо римского судьи,[9] и стало крушением его честолюбивых надежд. Причины его изгнания неясны.[=] Изгнание Овидия описано самим поэтом, а также в кратких упоминаниях об этом событии Плинием Старшим и Статием. Позже Овидий написал, что причиной его изгнания была carmen et error ("стихотворение и ошибка"),[] утверждая, что в том, что он сделал, не было ничего противозаконного, но хуже, чем убийство,[] вреднее поэзии. Кармен, на которую ссылался Овидий, была идентифицирована как Ars Amatoria ("Искусство любви"), написанная примерно за семь лет до его изгнания.  Арс аматория (Искусство любви) - это обучающая серия элегий в трех книгах написанная во 2 г.н. э.
Первая книга Ars amatoria была написана для того, чтобы показать мужчине, как найти женщину. Во второй книге Овидий показывает, как ее удержать. Третья книга, написанная через два года после публикации первых книг, дает женщинам советы о том, как завоевать и сохранить любовь мужчины. Предположения о природе "ошибки" Овидия различались на протяжении веков и включали:
• сексуальные:
• Овидий обнаружил, что Август совершил инцест со своей собственной дочерью, Джулией Старшей, или со своей внучкой Джулией Младшей;
• Овидий сам прелюбодействовал с этими дамами или был свидетелем их прелюбодеяния с кем-то другим.
• политические:
• Овидий часто вращался в кругах, политически оппозиционных императору, таких как Луций Эмилий Павел, который вступил в сговор с другими, чтобы восстановить право императорского престолонаследия Агриппе Постуму, внуку Августа.

Кстати (или нет) есть несколько авторов, доказывающих, что изгнание Овидия было вымышленным -  «поэтическим», а не настоящим: Овидий изобрел выдумку.

Это и дает второе основание, кроме «вкусового», считать : Пушкин оценивал свое изгнание в командировку как следствие его неприличной самовольности в поэзии и жизни.

***

2-е показание Пушкина:

«И светом, и собой, и жизнью недовольный»

Стих полностью описывает Пушкина как прототипа Онегина. Он недовольно тотально всем. Он на грани хандры и хотел бы попасться Татьяне

В заметке «ЕО44 Пушкин и Онегин. Три роддома романа Евгений Онегина» http://proza.ru/2022/03/09/1161: Зачат ЕО в Гурзуфе, вынашивался в Кишиневе и родился роман в Одессе
Дьяконов в ст. »ОБ ИСТОРИИ ЗАМЫСЛА «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА»: Мысль об «Онегине» пришла Пушкину, по его свидетельству, еще в 1820 г. в Гурзуфе. Но тогда он мыслился еще не в виде романа (хотя бы и стихотворного), а в виде строфической сатирической поэмы

***

Самовольное изгнание привело поэт-человека Пушкина, обожавшего аристократию и тщеславные тусовки среди столичного бомонда, к кризису душевному, духовному и  мировоззренческому


Рецензии