Как я работал прицепщиком
Прицепщики из книги академия жизни-1
Василий Гурковский http://gurkovskiy.ru
Прицепщик — не профессия, это человек, работающий на каком-либо прицепном орудии — плуге, сеялке, косилке, копнителе и т. п. Можно сказать даже «работавший», так как с каждым годом все меньше и меньше выходят в поле агрегаты с прицепными орудиями, а все больше с гидравлическими и электронными приспособлениями, объединяющими и контролирующими многие рабочие процессы. То есть, работа прицепщика постепенно растворяется и за ненужностью исчезает. Но при нашей, отечественной «автоматизации», при которой, как говорят украинцы, — «нажымаеш кнопку и спына мокра», и сегодня на ряде механизированных работ прицепщики используются, как раньше. А в былые времена они использовались на большинстве работ, не сложных по содержанию, но почти всегда пыльных, грязных и малооплачиваемых. И трактористам было не сладко, так как вся наша техника вплоть до сегодняшнего дня, далека от совершенства, но попробуйте посидеть на плуге сзади работающего трактора хотя бы день! Из-под гусениц беспрерывно, тем более при движении против ветра, выбрасываются не просто клубы пыли, а целые комья земли, обогащенные остатками прошлогодней растительности. Короче говоря, сзади трактора, что бы он за собой не тянул — плуг, сеялку, сенокосилку и т. п., всегда образовывался своеобразный «микроад», внутри которого, за три трудодня в день, находился прицепщик. Но это, когда агрегат работает. А когда стоит — прицепщик должен смазывать, подтягивать, приносить, относить, ставить сигнальные вешки, чистить, мыть, регулировать, подменять и делать еще десятки разных дел, поручаемых ему трактористом. Он был и прислугой, и мальчиком для битья. Прицепщиками работали или молодые люди, которые впоследствии учились и становились трактористами, или люди среднего возраста, не имевшие элементарного образования, да и не желавшие его иметь.
Пик востребованности этой категории работников пришелся на период, предшествующий появлению гидравлических приспособлений и навесных сельхозорудий. Тракторов стали выпускать много, прицепной техники тоже, и прицепщик стал дефицитом. Гораздо легче было найти тракториста, чем прицепщика. Уровень образованности в селе повысился, никто уже не желал глотать пыль и быть прислугой за полставки. Постепенно появилась проблема с заполнением прицепных мест, туда начали посылать проштрафившихся трактористов, но это качественно снижало статус настоящего прицепщика и порождало массу ненужных конфликтов между действующими трактористами и штрафниками-прицепщиками. Особенно эта проблема стала острой в тех местах, куда большим потоком поступала новая техника, а людей было мало. Я начинал работать в Казахстане, в период освоения новых земель. Техника туда в первые годы поступала прямо с заводов в больших количествах. Там в те годы постоянно не хватало трактористов, комбайнеров, водителей и т. п. Что же говорить о прицепщиках! Конечно, мы пытались как-то выходить из такой ситуации, что-то конструировали и приспосабливали, но таким образом решалась только часть проблем. В бригадах прицепщиков не хватало, они были тогда в большой цене, и каждый тракторист пытался их как-то заполучить.
Мне практически никогда не улыбалось счастье иметь помощника-прицепщика. Молодым обычно их не выделяли, а те несколько человек, что числились в наличии — были местные и работали со своими родителями, родственниками или просто знакомыми односельчанами. Нам, приезжим, их уже не доставалось. А если и доставалось, то тоже из числа заезжих студентов, наемных рабочих и т. п. Но это было очень редко и, как будет показано ниже, — не всегда хорошо. Если честно сказать, то прицепщик нужен был трактористу не столько для того, чтобы быть на прицепе, а для того, чтобы хоть час-два в сутки подмениться. Тяжело одному работать сутками, какую бы работу не выполнял. А мы работали, и давали хлеб. Много хлеба. Мне никогда не везло с прицепщиками, в одной из былей я рассказывал, как меня чуть не сжег в тракторе практикант, но после очередной серии неприятностей с этой публикой, зарекся вообще иметь с ними дело. Приведу случай, происшедший со мной в одном колхозе. Наверное, я первым в истории рассказываю просто о прицепщиках. Шел пятьдесят шестой год, работал я в одной из бригад колхоза им. Чапаева Отдел кадров нами, приезжими, ежегодно закрывал кадровые проблемы по хозяйствам зоны МТС. Местные механизаторы жили и работали в своих селах, молодежь училась и заполняла возникающие вакансии, при получении новой техники или увольнении по каким-либо причинам В селах шла внутренняя кадровая ротация, а значительное количество приезжих жило на центральной усадьбе МТС. Ежегодно их перебрасывали в те бригады, по разным колхозам, где возникали кадровые проблемы. Я в предыдущий год начинал трактористом в колхозе Буденного, затем был переведен одновременно на комбайн и трактор в колхоз «Красное поле». Зимой мы занимались ремонтом, доставкой техники и запасных частей, а летом шли туда, куда было надо. Колхозы зоны нашей МТС располагались веером с лучами по 18—20 км вокруг центральной усадьбы, так что практически не было разницы, куда пошлют. В колхоз Чапаева я прибыл уже с определенным опытом работы, и, как в предыдущем колхозе, был одним из самых «энерговооруженных». Трактор и самоходный комбайн. Начало моей механизаторской деятельности совпало с периодом расцвета прицепных зерновых комбайнов. Самоходный С-4, в то время советский первенец, был далеко не совершенным и использовался в основном при обкосах полей и прокосов загонок, для прохода прицепных комбайнов. В уборку я комбайном прокашивал на весь колхоз загонки, затем садился на трактор и буксировал прицепной комбайн. Когда комбайн стоял по разным причинам и по ночам, приходилось прицеплять плуг и пахать зябь. Сменщика мне не дали, так как комбайн работал по 18—19 часов, и не было смысла делать замену на 3—4 часа, тем более что еще техуход занимал до часа времени. Должен признаться, что, несмотря на врожденную патриотичность, очень не хотелось после жаркого и пыльного дня идти в ночь пахать зябь. Утром с 6-ти опять же под комбайн. А дремать за рычагами, когда комбайн сзади косит, — нельзя. Бригадир тоже понимал это, а все равно просил, если есть малейшая возможность — пахать ночью. Зябь-то поднимать надо, сроки уходят. В такие моменты я всегда в ответ просил на ночь прицепщика, но, как правило, не получал. В пятьдесят шестом году в Казахстане был неплохой урожай зерновых. За обещание выложить на союзный стол миллиард пудов зерна Брежнева взяли из Алма-Аты в Москву, не дождавшись итогов уборки. Под тот же миллиард начала поступать дополнительно сельхоз-техника, эшелонами шли укомплектованные водителями автомобили из воинских частей, впервые на целине появились студенты. К нам в бригаду попала группа будущих культработников из украинского города Проскурова (ныне Ивано-Франковск). Они работали на зернотоке, разгружали-погружали машины, очищали зерно веялками и т. п. Что интересно, все будущие культработники были девчатами. Парень — всего один. Будущий вокалист, довольно высокого роста, он очень неуютно чувствовал себя с веником на току среди девчат и постоянно просил нашего бригадира дать ему какую-нибудь другую работу, хоть прицепщика, но только не «подметалы». Бригадир никак не решался, но однажды после дождя, когда и косить было нельзя, да и на току было мокро, он дал мне этого «артиста» в прицепщики, наказав мне при этом воспользоваться случаем и до вечера разбить освобожденное от соломы большое поле на загонки, так как в ночь выйдут пахать все трактора бригады. Мы с Павлом (так звали студента) очень оперативно разбили поле на загонки. Высокий сам по себе, да еще с палкой-вехой в руках, Павло смотрелся идеальным ориентиром для меня при разбивке загонок. Его было видно с одного конца поля на другой. В одном месте борозда попала прямо на старинный колодец, вырытый в балке еще на заре освоения этих степей. Колодец выделялся вросшим в землю бетонным кольцом, вокруг которого было выложено что-то вроде отмостки из крупных камней. Я запомнил это место и, чтобы не иметь лишних проблем ночью, занял для себя загонку, где-то третью от той, где находился колодец. Пахота — дело хоть и необходимое, но довольно нудное и пыльное, не говоря уже о том, что шумное. В принципе, к реву тракторного двигателя привыкаешь и просто не замечаешь его, а вот однообразие и пыль — донимают. Часов до трех ночи все шло хорошо. Тепло, двери кабины сложены, двигатель ночью лучше тянет, Павло беспрерывно поет украинские песни, стараясь перекричать рев двигателя. Иногда это ему удается. В общем, все хорошо. Но так как он ночью и днем спал, а я работал, то часам к четырем мне стало трудно осознавать, что вокруг происходит. Начал приходить сон, и я все чаще «клевал» носом по рычагам. А Павло все пел ….
«Слушай, Павло, — говорю ему, — ты когда-нибудь на тракторе ездил?» «А як же, — отвечает, — я ж из сэла, а батько мэнэ вжэ рокив пьять бэрэ з собою у полэ, на трахтор». «Ты видишь, я не могу больше, уже месяц скоро без нормального сна. Давай поспим хотя бы с час, а потом продолжим». «Та ни, давайтэ я пройду до краю, та вас разбуджу, там развэрнэтэсь и опьять я поиду. Я цэ вмию». Ну, думаю, давай посмотрим. Мы поменялись местами, он положил свои длинные руки на оба рычага поворотов, тронулся с места и опять запел. Я несколько минут наблюдал за ним, как он орудует рычагами, как будто хором дирижирует, послушал его песни и незаметно... отключился.
Проснулся от непривычной и явно неуместной тишины. Темень, прохладно, невдалеке слева и справа мирно поблескивая фарами, гудят трактора в загонках, где-то рядом подают сигналы сверчки. И никого... «Павло», — закричал я в темноту, не понимая, что происходит. «А-а-а», — откуда-то издалека послышался стон-голос. Я передвинулся вправо, на место тракториста, так как голос слышался с той стороны, достал спички, сложил вместе несколько штук, чиркнул о коробку и от неожиданности отпрянул назад. Прямо передо мной (сантиметров восемьдесят от правой гусеницы) серело бетонное кольцо, и зияла дыра колодца. И именно из его глубины исходил тот стон. «А-а-а, рятуйтэ»! «Павло, — промелькнуло в голове, — как он туда попал? Живой»? Посветил спичками — ничего не видно. Кричу «Павло, ты там?» «Тут, я, тут, рятуйтэ мэнэ, бо по голови якись жабы та жукы лазють!» Я сделал из тряпки факел, намочил его в солярке, зажег, стало виднее. Картина впечатляющая — на дне заброшенного колодца, по шею в воде, весь увешанный чем-то непонятным, перепуганный насмерть, стоял несчастный прицепщик-студент, опираясь локтями о заплесневелые камни ствола колодца, и беспрерывно кричал: «Рятуйтэ, рятуйтэ!» Быстро снял проволоку, с помощью которой опускали-поднимали плуг, и подал ему. Павло ухватился одной рукой за проволоку с таким отчаяньем, что чуть и меня не стащил к себе. Что делать? До его головы от меня где-то три метра, да сам он около двух, да еще мокрый. Мне эту пятиметровую «гирлянду» на проволоке не поднять, тем более что в данном случае на его перепуганное тело не действовала никакая выталкивающая сила, скорее наоборот, действовала затягивающая. «Подожди, — говорю, — я ребят позову» «Ни, ны кидайтэ мэнэ, бо я помру», — вопил он, царапая камни. Я все-таки пошел к ближайшему трактору. Сняли еще одну проволоку и втроем еле-еле вытащили моего прицепщика, клацающего зубами от страха и холода, обвешанного всем тем, что накопилось за многие годы в заброшенном колодце. Я завез его на полевой стан. Собрал у ребят кое-какую одежду, помог умыться и устроил спать в нашей будке. Слава Богу, что его сокурсники уже спали, а то им было бы, что рассказывать по приезде домой, в Проскуров. Утром я поехал разобраться, как; получилось, что, работая на две загонки левее, мы оказались там, где был колодец. Провести «следственный эксперимент» было просто. На желтом стерневом фоне все было написано языком плуга и гусениц трактора. Павло пел, пока я бодрствовал рядом, а как только я заснул, он, даже не проехав до середины загона, тоже задремал, и трактор пошел пахать сам. По закону сопротивления почвы и логике жизни, трактор всегда как бы пытается выйти влево, то есть из борозды. Неуправляемый, он и ушел влево, постепенно увеличивая угол ухода. Пересек одну, вторую загонку. При переходе через очередную борозду его сильно качнуло. Павло очнулся, увидел, что трактор уходит из борозды, выровнял его и пошел пахать уже по другой загонке, именно по той, где находился колодец. Проехав немного, снова задремал. Трактор затянул плуг на окружающие колодец камни и заглох. Павло проснулся, не поняв в чем дело, выскочил из кабины и... попал через кольцо в колодец. Я никому ничего не сказал, но к обеду об инциденте знала вся бригада. И тут выяснилось, что за неделю, пока Павло ходил в прицепщиках, он успел с одним трактористом свернуть в рулон сцепку чужих борон и затащить их на посеянное поле, с другим — забросить плуг почти на кабину, а со мной — упасть в колодец. Во всех случаях все могло закончиться гораздо хуже и не только для него, но (за неимением людей) эти случаи хранились как бригадная тайна. Я даже в душе сожалел, что отказался от услуг Павла, все-таки живое что-то с тобой в кабине всю ночь присутствует. Но дня через два Павло, это ходящее несчастье для всей бригады, сделал то, что удержать в тайне не удалось. Его взял на ночь один местный тракторист. Пахали рядом с селом, и он пошел домой за куревом. Павло его заменил, и вот что из этого вышло. Пахали «гуськом», два трактора-один за одним. Павло шел сзади. В принципе — это не сложно, следи за бороздой и соблюдай дистанцию. Все было хорошо до тех пор, пока не заснул тракторист переднего трактора. Он на конце поля перепахал дорогу, затем поле с молодой капустой и остановился лишь в озере за овощным клином. Павло, подремывая, ориентируясь на борозду, так и шел за ним по всему пути, пока не выехал на плуг стоящего впереди в воде трактора. Опять же, к счастью, его двигатель заглох сам. Узнав об этом, я перестал сожалеть о том, что у меня нет прицепщика. Я внутренне понял, что если хочешь жить — лучше работать самому. Конечно, это мое личное мнение, тем более мнение из тех лет, когда я думал, что мне не будет износу, и мог работать без подмены сколько угодно. Скорее всего, оно субъективно, и нельзя по отдельным случаям и по случайным людям, судить обо всей миллионной раньше армии прицепщиков. Не буду повторять, как тяжела и как необходима эта работа Работа, без которой не было бы хлеба, да и многого другого на нашем столе.
Слава тебе, простой прицепщик! (с)
Это была преамбула. А теперь, понимашь, моя амбула! Летом 63-го года удалось устроиться прицепщиком сельхозорудий на трактор.
Поперечные грабли предназначены только для сгребания сена в валки. Они самые простые, без всякой тогда гидравлики и пневмоколес. Валки, образованные поперечными граблями, располагаются поперек направления движения агрегата. Поперечные грабли снабжены стальными пружинными зубьями. Нижний конец сплющен и заострен, верхний изогнут в кольцо, при встрече с препятствием зуб сгибается.
Это конные грабли. Мои тракторные такой же конструкции были, но большего захвату.
Тут есть гидроцилиндр подъема секции зубьев и высвобождения собранного валка сена. Прицепщик не нужен. Потому и сидушки для него нету. И здесь колеса-пневматики, не металл. Грабельный брус с зубьями здесь поднимается гидроцилиндром! А у меня рычагом дергать надо было!
В те времена, в 60-е годы, ежели ты, сельский парнишка, летом не прирабатываешь, то тебе всеобЧее презрение, аки инвалиду и негодящему элементу. А местоВ рабочих таки для нашего брата было не ахти. Преимуществом пользовались те, у кого отец, там, строитель иль механизатор, иль иной мастер ручного труда, вот они, отцы, их и пристраивали к себе в бригады. Белоручкам было куда как хуже с этим делом. Главное, к тому времени, 60-м годам, закончилась такая трудовая лафа, как проводник зерновой машины при доставке хлебофонда на элеватор. Работа была необременительной и платили якись гроши. И пацанва с 14 лет этим активно пользовалась, пока эту лавочку не прикрыли. А на зерновом току на подработке зерна за весь день заработать можно было разве что копеек 50-80. Разве ж это гроши? Но девчонки туда ходили многие, из тех, что победней.
Итак. На ферме номер 4 (так назывались самостоятельные отделения совхоза, по традиции, с 20-х годов, калька с американского образца!) совхоза Дубовский. Утром с тормозком, иль с торбочкой инше, прихожу на мехдвор фермы нумер 4. Он был через балку с прудом, что за парком пятовским. Балка была глубоченная! Кузница саманная, парк прицепных сельхозорудий – плуги, бороны, грабли прицепные, сеялки-веялки, раазукомплектованные трактора Универсал и ДТ.. Народ толпится, получая указания от управа (управляющий фермы). Фамилию забыл, по помню его исполнение голосовое У бабушки под крышей сеновала и Раз пришли на угощенье, на празднике 7 ноября, он в соседнем коттеджике квартировал. От кузницы курным углем тянет. Я робко ошиваюсь у толпы, но подать голос не смею. Наконец, управ меня замечает, вспоминает, хто я такой и чего жду, и определяет к молодому, который вякать не будет насчет нового нахлебника. Это был Сашка Журба, он после 8 класса год отучился на механизатора и теперь рулил старым МТЗ-5Л, который заводился пускачом. Старше меня был на два-три года.
Сашка недовольно переминается, но молчит. Потом командует - за мной. А потом... Потом Сашка сосредоточенно чего-то крутил у двигателя, потом ловко наматывал на маховик пускача УЧКУР из сыромятной кожи (УЧКУР - муж. очкур, очкура, широкий рубец, в который продевают вздержку, тесьму, шнурок; самая вздержка эта, особ. у брюк, гачник), резко дергал, чих-пых, по нулям, потом снова и снова. Наконец, пускач победно взревывал с пулеметным треском, прогревался и Сашка переключал рычаг якысь там якого БЕНДИКСа (бендикс – механизм, управляющий шестернёй входящей в зацепление с маховиком дизеля), после чего начинал сыто урчать дизелек, а пускач умолкал. Вот. Потом начинались танцы с бубнами по навешиванию орудия. Моим первым орудием были прицепные тракторные грабли без всякого там искусственного интеллекту и даже без гидравлики. Вот. И у трактора гидронавеса сзади не было. Сашка подруливал фаркопом к серьге граблей, раму сцепки я с натугой и геморроем приподнимал со стояночного чурбачка под ней и Сашка долго тыкался, пока папа не входил в маму. А потом я втыкал шкворень в сцепку серьги и ушка прицепа, забирался на трактор к Сашке – и айда в поля!
"Скошенные и провяленные травы из прокоса в валки собирают поперечными граблями. Они формируют валки, условная ось которых расположена поперек (перпендикулярно) направлению движения агрегата. Основной элемент поперечных граблей – зубья, образующие короб, в котором формируется валок из травы. Зубья соединяют с грабельным брусом. при сгребании пальцевой брус опускается, концы зубьев устанавливаются на расстоянии не более 1 см от поверхности поля. Такая установка достигается изменением длины звеньев механизма подъема. После заполнения короба травой механизмы с ячеистыми автоматами (конные грабли) или гидроцилиндрами (тракторные грабли) поворачивают грабельные брусья, концы зубьев поднимаются и трава остается на поле. Для снятия травы с зубьев грабли снабжают очистительными прутьями, устанавливаемыми между группой из 5…10 основных (сгребающих) зубьев. После подъема зубья возвращаются в рабочее положение. Валки, сформированные граблями, должны быть прямолинейными шириной не более 1,3 м и равномерной плотностью по длине. Прямолинейность валка обеспечивается в том случае, если подъем зубьев при следующих заездах начинается на одной прямой линии с предыдущим. Ширина валка зависит от траектории подъема и опускания зубьев.
Если грабельный брус поворачивает механизм с приводом от колес граблей, то траектория не зависит от скорости движения, а с приводом от гидроцилиндра изменяется при увеличении или уменьшении скорости агрегата. Зубья опускаются под действием собственного веса, при этом траектории движения конца зуба зависят от высоты его подъема и скорости движения граблей. С ростом высоты подъема и скорости движения граблей увеличиваются проекции траектории на горизонталь, а следовательно, и огрехи. Высоту подъема грабельного аппарата и скорость движения агрегата следует выбирать такими, чтобы получить валки правильной формы: без растаскивания травы и больших огрехов. Изменяют высоту подъема грабельного аппарата перестановкой упорных элементов сбрасывателя (механический автомат подъема) или ограничителя на штоке гидроцилиндра (при гидравлическом механизме подъема). Поперечные грабли могут быть прицепными или полуприцепными с шириной захвата от 2 до 16 м. Грабли ГК-2 шириной захвата 2 м работают на тяге одной лошади, с приводом механизма подъема и сбрасывания грабельного бруса, действующего от колеса граблей посредством ячеистого автомата.
Большой путь перемещения сена зубьями поперечных граблей по стерне приводит к высоким потерям, особенно листовой части растений. Подвяленная трава формируется в плотные валки, что приводит к увеличению времени высушивания. Применяют поперечные грабли при уборке трав с урожайностью до 5 т/га."(c)
Наука!! Но меня ей никто не учил. Садись на дырчатое сидение граблей, по заполнении грабель дергай рычаг подъема для вывалки валка, следи, чтобы валки по полю шли не как бык поссал, а ровненько, а то писды получишь! Колеса граблей были не пневматики, а посконный металл, амортизации херма-с, но интерес и молодость рулили! Работали часов до 4-х, 5-ти дня. Трактор у Сашки довольно часто ломался, он чего-то в нем крутил, я подавал ключи и путал их номера, за что подвергался матюкам. Так и работали дней десять. С перерывом на обед. Обед был тоже посконно-исконный. Бутылка с под водки, с утрешним молоком, заткнутая газетной пробкой, пара крутых яиц, кусок старого с рыжинкой сверху, сала, да пара ломтей хлеба. Иной раз цыбуля уже с большой головкой и загрубелыми перьями. Вода была в анкерке на тракторе. И анкерок тот был деревянный, с деревянной пробкой!
Потом, к концу июня, как пошла уборка зерновых, направили на стяжку соломы, с еще двумя прицепщиками. Эти были половозрелыми, годов под 30-ть. Два ДТ-54 тащили волокушу на тросах, собирая в неё копны соломы, стаскивали солому на край поля, где потом при помощи стогомёта появлялась скирда соломы. Устройство волокуши весьма простое. К сварной раме из швеллеров и угольников присоединены две одинаковые боковины — левая и правая. Каждая боковина состоит из верхнего и нижнего тросов, укрепленных на стойках. Для загущения к тросам прикреплены перемычки. Тросы боковин по мере удаления от рамы сходятся, и концы тросов присоединены к прицепу, заканчивающемуся удлинителем, которым боковина прицепляется к трактору. А рама стояла на лыжах из бруса!
Волокуша и ее составные части: 1 — удлинитель; 2 —прицеп; 3 — перемычка; 4 — левая боковина; 5 — рама; 6 — правая боковина; 7 —полоз; 8 — серьга; 9 — стойка.
Задача прицепщика - зацепить тросы к скобе трактора, и встать на нижний трос ногами, за верхний держаться руками (без верхонок, сука!!! А трос колючий!!), выравнивать тросы, пока они не прижмутся соломой. Потом, когда волокуша поднабиралась соломы, трактора останавливались, мы садились по кабинам и катились на тракторе. На краю поля, полную соломы волокушу отцепляешь, обычно один из тракторов, цепляет и выволакивает ее в поле. При движении двух тракторов с прицепленной к ним волокушей копны соломы собираются и сдвигаются по стерне волоком. Когда волокуша полностью заполняется, ее транспортируют к месту скирдования. Чтобы освободить волокушу от соломы, тракторы иногда разворачиваются и отъезжают назад, и масса соломы остается на месте для скирдования. Чтобы избежать загрязнения соломы землей, надо перемещать массу только на короткие расстояния — до 1 км. Для скирдования соломы используется также стогометатель.
А иногда трактора становились пошире и брали сразу два ряда копен соломы. Поле быстрей очищалось от соломы. Когда набирали полную волокушу, трактора начинали разворачиваться, при развороте один трактор притормаживает, второй наоборот увеличивает ход. Так и маневрировали. Да и копна тоже не по линейке стояли, а так, криво довольно-таки.. В солому на рыхлом поле все-равно набивалось внизу уйма почвы, потом это все скотине доставалось! Работа была в целом интересная, с экстримом, хотя и подзаебывала физически. Почему интересная? и побегать приходилось и трактористы давали посидеть за рычагами. Но руки – ладони- были сплошь в язвах и болячках. Охрана труда, где ты, сука продажная?
Дт-54 был тогда, в 60-х, массовый трактор. В августе Сашка Журба сел уже на него. И мы с ним косили на силос кукурузу! Сашка меня не обижал в целом, он запал на мою старшую сестренку, Валю, и, типа, мне покровительствовал. Я с ним встретился случайно в Пятом, в 2004 году, при моем приезде туда. Сашка оказался невысоким мужичком, хотя я признал его сразу, но тогда, в 1965-м, он был на полголовы выше и ваще орел! Чернявый, кареглазый, на нижней губе темное пятно, а когда ссал, хер его в боевом положении, поразил мое представление – он был как верблюд, двугорбый и длинный! А ссал Сашка на три метра, против ветра, не считая мелких брызг! Точно, орел.
Весной 64-го одиннадцатиклассник Генка Киреев брал меня с собой в ночную смену на пахоту. Поле было за балкой приморской, перед посадкой. Я должен был вот за трос, протянутый от рычага заглубления плуга через окошко заднее школьного ДТ-54 дергать при въезде в борозду и при выходе, для подъема лемехов. А он за фрикционами, значицца. Отака, блять, механизация. Прицепщики тогда еще были нужны, не было у страны хидравлики, чтоб не дергать за рычаги.
https://youtu.be/q01V0fKQoR0
- А почему ночная? Надо было так срочно, что днём и ночью? Или по другим причинам? Вряд ли Генка был такой опытный. Втравил ты меня падла в эту тубаретку. Кушать не могу. (с) Леша Жеребятьев
- Пахали все парни их класса, ему ночная смена досталась. Про тубаретку - маладэс, пилят нерусски! Hefe
- Их класс был первым в формате одиннадцатилетки, а наш последним. Мы не пахали. А почему ты там оказался? Они сами наверное должны были . В газету районную кто то написал якобы от их имени- всем классом остаемся в родном совхозе тракториста ми. Как они ругались! Нет, чтобы остаться. Отправлено из Mail.Ru для Android Алексей Казаков azkaz@mail.ru
- Хер ево знат. Ну, я прицепщиком прошлым летом работал, с Сашкой Журбой, в Пятом. Солому сгребали тросовой волокушей, граблями сено, зябь пахали. Типа, спец. Може, похвалился и меня на цугундер. А пахали интернатские парни в основном. Генка и еще двое, высокие хлопцы, не помню, как звали. Hefe
Последний раз на полевых работах был весной 70-го года. На посевной вспомогательного народа, кроме собственно трактористов, не хватало всегда, это ж сезонная краткосрочная работа была. Вот комсомольцев и мобилизовывала на нее организация. И нас, учителей молодых привлекли-обязали. Трактор ДТ-54 тянул специальный прицеп, на котором были смонтированы соответствующие узлы для крепления трёх сеялок. Каждая сеялка была оборудована специальной приступкой на всю свою длину. По этой доске-приступке, во время посева ходил сеяльщик и специальной палкой прочищал семяпроводы сеялки, когда они, по каким-то причинам, забивались. Кроме того, при выезде из поля для разворота, нужно было привести сеялки в нерабочее состояние, дёрнув за специальный рычаг. Заправлялись расходные ёмкости сеялки семенами из бункера специально оборудованного автомобиля, либо вручную, из подвезённых к полю мешков. Работа была нехитрая, однако очень трудоёмкая, да еще и в ночную смену. На все сеялки штатных рабочих никогда не хватало, поэтому сначала мы с Ниночкой, учительницей математики, моей будущей женой, вдвоём обслуживали 3 сеялки, потом на весь прицеп оставалась она одна, а я на ходу прыгал с сеялки на сеялку, если замечал, что нагруженная пшеница не убывает из бункера, большим искусством было выключить все сеялки, при выезде из поля, не оставив при этом незасеянных участков. Обязанность главная – протыкать палкой засор семяпровода к сошнику и не свалиться со ступеньки, ночью ж дело было. С Ниночкой вдвоем были на одной прицепке. Но больше всего страдали мы от ветра и пыли. Весна была в 70-м году ранняя, в нашей местности в это время всегда дуют сильные восточные ветра, “калмык” называется. Пахота сверху моментально подсыхает, за сцепкой сеялок и борон, и тракторных гусениц поднимаются тучи пыли. Опытные сеяльщики полностью завязывали лицо платками, оставляя только узкие щелочки для глаз. У нас платков не было и в первый же день наши лица обветрились, кожа на них потрескалась, и покрылась настоящими «цыпками», как в детстве на ногах. Вечером лица «жгли огнём», умываться было невозможно больно, как и невозможно было заснуть. На сон отводилось несколько часов, поднимали нас затемно, нехитрый завтрак и опять на сеялку. Но мы с Ниной проработали только два дня, субботу и воскресенье, а потом в школу!
Отсюда следующий текст: https://www.ngpedia.ru/id323030p1.html Большая Энциклопедия Нефти и Газа Прицепщик
Прицепщик должен стоять в стороне до полной остановки трактора. Окончательно навесную машину или орудие соединяют с трактором при плавающем положении рукоятки распределителя, после того как шаровые шарниры продольных тяг механизма навески подведены к осям подвески машин.Прицепщики в большей степени, чем трактористы, подвергаются влиянию погодных условий. Значительное количество прицепщиков, обслуживающих работающие в настоящее время в сельском хозяйстве машины, может быть также снижено за счет дооборудования плугов, культиваторов и других машин дополнительными приспособлениями, дающими возможность трактористам управлять этими машинами без прицепщиков - с помощью гидравлики и механическими способами.
Что касается прицепщиков и некоторых других категорий рабочих, то они должны быть набраны главным образом в порядке организованного набора. Было высвобождено несколько десятков тысяч прицепщиков, работавших в очень тяжелых условиях. Как ни велики сегодняшние успехи, они были бы немыслимы без героических 30 - х годов, к исходу которых Советский Союз стал одной из ведущих тракторных держав мира. Сельское хозяйство получило тогда больше полумиллиона отечественных тракторов, а это позволило высвободить в деревне около 10 млн. человек, необходимых для индустриализации. Так, за работу без прицепщика на работах, где он полагается, рекомендуется производить доплату трактористу-машинисту в размере до 20 % заработка, начисленного на этих работах. Перечень таких работ должен утверждаться правлением колхоза. При выполнении шоферами-сдельщиками обязанностей грузчика на работах, где не требуется большого физического напряжения, эта работа должна оплачиваться по сдельным расценкам, установленным для грузчиков, а при выполнении погру-зочно-разгрузочных работ шоферами-повременщиками доплачивать им до 30 % повременной тарифной ставки высвобожденного работника.
Значительное физическое напряжение в работе прицепщиков вызывается также ходьбой по вспаханной почве и регулированием органов управления прицепных машин. При культивации междурядий пропашных культур работа прицепщика несколько усложняется, так как возникает необходимость перемещения рамы культиватора строго по междурядью. Работа на сеялке сложна, так как от нее зависит качество сева. Она сопряжена с частой сменой условных зрительных раздражителей и значительным напряжением внимания.
Концентрации пыли при пахоте в зоне дыхания прицепщика могут доходить до нескольких граммов в кубометре воздуха. Периодически в зоне дыхания прицепщика наблюдается повышенная загазованность воздуха, когда прицеп попадает в факел выхлопных газов трактора. Известно, что навесные машины не требуют прицепщиков, а в производстве менее трудоемки. Они на 30 - 50 процентов легче прицепных, обладают лучшей маневренностью п более производитель.
Выхлопные газы могут вызывать у трактористов и прицепщиков хроническую интоксикацию окисью углерода. У механизаторов к концу рабочего дня отмечается ухудшение слуха, особенно выраженное в диапазоне частот 2048 - 4096 Гц. Начало работы фиксируется с того момента, когда тракторист и прицепщик подошли к трактору или машине, и конец работы, когда трактор и машина поставлен на стан.
Начало работы фиксируется с того момента, когда тракторист и прицепщик подошли к трактору или машине, конец работы-когда трактор и машина поставлены на стан. Работы по смене навесного оборудования должны выполняться двумя-тремя рабочими.
В выступлениях делегатов справедливо отмечалось, что на обслуживании сельскохозяйственных машин занято значительное количество вспомогательных рабочих, в первую очередь прицепщиков. При создании новых сельскохозяйственных машин нами будет положен в основу принцип максимального сокращения затрат человеческого труда - сокращения количества обслуживающих рабочих.
В ближайшие два года мы проведем работу по внедрению почвообрабатывающих навесных машин, управляемых трактористами с помощью гидросистем, что почти полностью высвобождает прицепщиков. Только переход от прицепных на навесные орудия, что уже давно осуществлено в ряде развитых капиталистических стран, позволил бы нам высвободить подавляющую часть прицепщиков, которых сейчас насчитывается более миллиона человек.
Известны преимущества и экономические выгоды применения навесных машин и орудий, которые позволяют сократить количество рабочей силы, так как ими управляет тракторист и не требуется прицепщик.
По предварительным подсчетам, для совхозов потребуется дополнительной рабочей силы всех категорий примерно 70 тысяч человек, из них трактористов и комбайнеров - 30 тысяч и прицепщиков - 30 тысяч.
Высокоэффективным мероприятием по борьбе с запыленностью является установка приточных вентиляционных установок, обеспечивающих подачу очищенного воздуха и подпор его в пределах 2 - 3 мм вод. ст. Для защиты прицепщика от пыли колеса прицепных машин должны быть ограждены жесткими защитными крыльями. На комбайнах надлежит укрывать все узлы, являющиеся источниками пылевыделения. Впереди сидений необходимо устанавливать поворотные ветроотбойные щитки.
Значительное количество прицепщиков, обслуживающих работающие в настоящее время в сельском хозяйстве машины, может быть также снижено за счет дооборудования плугов, культиваторов и других машин дополнительными приспособлениями, дающими возможность трактористам управлять этими машинами без прицепщиков - с помощью гидравлики и механическими способами.
К сожалению, еще не все сельскохозяйственные рабочие пользуются сиденьями. Прицепщик, например, по милости конструкторов некоторых заводов сельхозмашин балансирует на узенькой жердочке, да еще и держаться ему не за что. Чаще всего на металлическом листе в форме чаши или плоской полужесткой подушке, укрепленной на корпусе - так это называется в официальных документах. Спинки, как правило, вообще нет, а если есть, то ее высота при норме 24 сантиметра нередко достигает 42 сантиметров. Иными словами, вместо того, чтобы служить опорой пояснице, она врезается в спину где-то под лопатками. Сиденье - горизонтальное, и чуть трактор тронется с места, как тракторист сползает с него.
Концентрации пыли при пахоте в зоне дыхания прицепщика могут доходить до нескольких граммов в кубометре воздуха. Периодически в зоне дыхания прицепщика наблюдается повышенная загазованность воздуха, когда прицеп попадает в факел выхлопных газов трактора.
У нас в крае прицепщиками работают свыше 35 тысяч колхозников и рабочих совхозов.
Значительное физическое напряжение в работе прицепщиков вызывается также ходьбой по вспаханной почве и регулированием органов управления прицепных машин. При культивации междурядий пропашных культур работа прицепщика несколько усложняется, так как возникает необходимость перемещения рамы культиватора строго по междурядью. Работа на сеялке сложна, так как от нее зависит качество сева. Она сопряжена с частой сменой условных зрительных раздражителей и значительным напряжением внимания.
При наступлении темноты или густом тумане необходимо включить освещение. В ночное время машины, обслуживаемые прицепщиками, должны быть оборудованы сигналом и осветительными приборами.
Управление навесными машинами производится непосредственно трактористом. При этом необходимость иметь для этой цели дополнительных рабочих, так называемых прицепщиков отпадает. Осуществление этого мероприятия будет связано со значительными трудностями. Наиболее желательным было бы привлечение на работу в совхозы восточных районов Союза трактористов, бригадиров, шоферов, прицепщиков и других работников в добровольном порядке. Для этого необходимо партийным, комсомольским и профсоюзным организациям провести большую разъяснительную работу, в первую очередь среди комсомольцев и молодежи, о массовой организованной поездке на постоянную работу в районы освоения новых земель на выполнение задания партии и правительства, как особо важного задания по увеличению производства зерна в стране.
Надо переходить на навесные почвообрабатывающие и другие орудия, применяемые для возделывания сельскохозяйственных культур. К тем прицепным орудиям, которые не могут быть навесными ( например, тяжелые плуги), заводы должны разработать и изготовить специальные приспособления, дающие возможность трактористу работать без прицепщиков.
В серьезных комплексных мерах борьбы с шумом нуждается, естественно, не только индустриальная, но и сельскохозяйственная техника. Действительно, почти все механизированные операции в сельском хозяйстве сопровождаются весьма большим шумом. Особенно сильному его воздействию подвергаются трактористы, комбайнеры, прицепщики, а также те, кто обслуживают молотилки, кормодробилки, зерноочистительные и другие машины. Так, громкость шума у тракторов ХТЗ-7 и Универсал достигает грани вредного воздействия, а у КД-85, ДТ-54 и С-80 даже превышает этот уровень.
Интересы дальнейшего повышения производительности труда требуют переходить на навесные орудия. Если мы перейдем на навесные орудия, то миллион или миллион с липшим прицепщиков высвободим в МТС и совхозах. Да и сама работа прицепщика малоинтересная. Это ведь не квалификация, а, так сказать, переходная ступень для человека, который собирается потом сесть на трактор.
У нас очень мало выпускается навесных сельскохозяйственных машин и орудий. Между тем Соединенные Штаты Америки перешли на навесные машины, и американцы поступили правильно. Во-первых, меньше металла расходуется, чем на прицепные машины, во-вторых, не нужен прицепщик, тракторист один обслуживает агрегат, значит, сокращается число людей, занятых на том или ином виде работ.
При выпуске машин надо учитывать конкретные - потребности сельскохозяйственного производства. Колхозу важно, чтобы при наборе небольшого количества машин производилось как можно больше видов работ, с меньшими затратами труда колхозников. Речь идет о том, чтобы к трактору давать нужное количество навесных орудий, управляемых самим трактористом без прицепщика, выпускать машины с учетом различных почвенно-климатических зон.
Свидетельство о публикации №224091601130