Принимали ли участие лезгины в Кандагарском восста
Известно, что Западный Афганистан с середины XVII века был под властью персидской династии Сефевидов. В начале XVIII века власть династии ослабла и афганские племена восстали против персов, а затем стали совершать похода на разваливающиеся Персидское государство.
В 1709 году афганцы племени гильзаев восстали в Кандагаре и изгнали персов, провозгласив свое государство. Попытки персов вернуть Кандагар в 1709–1710 годах провалились. В 1711 году большая персидская армия осадила Кандагар, но потерпела неудачу. В 1717 году афганцы-абдали совместно с узбеками восстали против персов в Герате и разорили область. В 1719 году 30-тысячная армия персов прибыла к Герату, но потерпела поражение в битве и отступила. Гильзаи и абдали стали воевать за власть над западом Афганистана, победа досталась гильзаям. Внутренний кризис в Персии усилился, чем воспользовались афганцы. В 1720–1722 годах гильзаи вторгались в Персию и захватили Керман [1720 и 1722 год] и Шираз, а затем двинулись к столице — Исфахану. Исфахан пал в октябре 1722 года после шестимесячной осады, править там стали афганцы. В тоже время, в западные области Персидской империи вторглись русские и турецкие войска. В Персии началась борьба за власть. В 1725 году афганцы захватили Тегеран и в 1726 году нанесли несколько поражений туркам, имели бои с русскими. Но утвердиться в Персии афганцам не удалось. Начало изгнанию афганцев послужила осада и взятие Мешхеда в 1726 году. Персидский полководец Надир-шах [1688–1747] сумел восстановить могущество Персии. Хронология упомянутых сражений выглядела следующим образом:
Кандагар [юго-западный Афганистан, 1711 год]: грузинский генерал Хосру-хан осадил Кандагар, осажденные стали испытывать недостаток пищи и решились на контратаку. Почти вся персидская армия и её командующий погибли.
Кандагар [юго-западный Афганистан, 1714 год]: новая персидская армия победила гильзаев в поле и осадила Кандагар, однако и в этот раз персы были разбиты атакой из города.
Герат [северо-западный Афганистан, 1719 год]: персидская армия двинулась против мятежного Герата, но потерпела поражение около Герата, попав под огонь своей же артиллерии.
Керман [юго-восточный Иран, 1721 год]: Махмуд Хотаки захватил Керман, но близ него потерпел поражение от персидской армии и отступил к Кандагару.
Гульнабад [центральный Иран, недалеко от Исфахана, 8 марта 1722 года]: большая персидская армия попыталась преградить путь афганцам на столицу, но была разгромлена.
Исфахан [центральный Иран, март — 12 октября 1722 года]: не имея артиллерии афганцы могли только заморить персидскую столицу голодом. Когда в городе умерло 80 тысяч человек, шах сдался.
У Кандагара в 1711 году персы потеряли 24 тысячи человек, у Герата в 1719 году — 10 тысяч человек, в том числе 3 тысячи убитых и раненых. В сражении при Гульнабаде персы потеряли 25 тысяч человек убитыми. Племена Западного Афганистана сумели освободиться от персидского владычества и даже на несколько лет захватить власть в Персии.
В работе современного автора М. Меликмамедова [«Хаджи-Давуд», 2016 г.], есть упоминание о том, что в восстании в Кандагарской области Афганистана в 1709 году принимали участие и лезгины. Какие-либо ссылки автор к сожалению, не приводит. Есть только отсылка на записи историка Фомы Мецопского, бывшего свидетелем монгольской агрессии, «что Хромой Тимур переселил в 1396 году из Кавказа в Кандагар 10 тысяч лезгин, а по сведениям некоторых историков, число переселенцев составляло 25 тысяч человек». Вслед за этим, М. Меликмамедов пишет, — «в 1710–1711 годах вспыхнуло восстание лезгин Южного Дагестана и Северного Азербайджана», т. е. автор увязывает эти два события в один исторический процесс. При этом из текста не совсем ясно о каком «Северном Азербайджане» в начале XVIII века идёт речь, т. к. непризнанное государство АДР — предшественник современного Азербайджана образовалось, как известно, в начале XX века. Детальное знакомство с работой Фомы Мецопского [«История Тимур-ланка и его преемников», 1957 г.] также ничего не прояснило.
Особенность «текста» М. Меликмамедова в том, что вместо «поселил его в количестве 25 дымов в той стране» [у Есаи Гасан-Джалаляна], у него фигурируют «25 тысяч лезгин», вероятно здесь имеет место быть ошибка. Также в «тексте» вместо «албанцев» [в терминологии карабахских удин, а фактически — лакзы] фигурируют «лезгины», что не совсем корректно. В настоящее время термин «лезгины» несёт несколько иную смысловую нагрузку, а термин «агваны/албанцы» включал и включает себя весть спектр лезгинских [лезгиноязычных] народов.
Что касается возможно участия лезгин в Кандагарском восстании, то отметим, что в одном из исторических документов Мир Махмуд-шах Хотаки [1697–1725] — руководитель восставших гильзаев и первый независимый правитель Афганского государства, назван «принцем лезгинским или дагестанским» [см. «Свидетельство П.П. Шафирова»].
Однако из других источников нам известно, что сам Надир-шах увёл в плен с Ширвана некоторые автохтонные кавказские народности, в частности некое племя «Лакай» [«Лакзи», т. е. лезгин, т. к. о существовании лакских поселений в Ширване нам ничего не известно].
Фа’из Мухаммад в главе «The Lakai [Lagzi] Tribe Which Came to Afghanistan from the Caucasus» [«Племя Лакай [Лакзи], пришедшее в Афганистан с Кавказа»] пишет, что племя Лакзи было родом из Кавказского [Исторического] Дагестана, который как известно простирался на юге до самого Апшерона. По приказу могущественного падишаха Надир-шаха Афшара [анг. Nadir Shah Afshar] они были вывезены с Кавказа [анг. Caucasus] и направлены в Афганистан [анг. Afghanistan], где были поселены в провинции/городе Фарах [анг. Farah]. В настоящее время их численность в городах и сёлах исчисляется 300 домохозяйствами. Большинство из них в последнее время бежали в Систан [анг. Sistan] и Мешхед [анг. Mashhad] в Иране. Небольшое число осталось на месте.
О Фарахе [анг. Far;h] известно, что это ныне город в западной части Афганистана, административный центр одноимённой провинции. Расположен в долине реки Фарахруд, на высоте 650 м над уровнем моря. Население по данным на 2004 год составляет 35 800 человек, большей частью представлено пуштунами [около 90%]. Другие этнические группы включают таджиков [7%] и белуджей [3%].
С Фарахом связано и сражение упомянутых выше лезгин в 1736 году:
«Князь так же быстро повиновался, отправил царское послание хану Бухары [Bokhara], снял осаду Керчи [Kerchi] и, вновь переправившись через реку [d'Amive;], сделал равнину Балха [Balkh] главной ставкой своих победоносных войск. Вот, однако, как обстояли дела в [Zeminda;ur]. Выше уже говорилось, что командование [Zeminda;ur] и [Hezar;s] было передано Калб-‘Али-хану Ахмадлу [Kelbali Khan Kiouss; Ahmedlou], который был послан в эту страну с пушками и большим количеством войск. Этот полководец, осадив [Zeminda;ur], в течение девяти месяцев не имел успеха.
Возмущенный таким сопротивлением, он, наконец, решился на общий штурм. Находившиеся в городе персидские афганцы уговорили его отпустить их и найти гарнизон, пообещав, что при штурме они сдадут ему башни и город. Под этим предлогом они покинули лагерь, но, не выполнив своих обещаний, предупредили гарнизон о положении осаждающих и призвали их держаться. Персидские воины, не подозревая об этом предательстве, подпоясали чресла поясом храбрости и ночью двинулись вперед, чтобы со щитом мужества одолеть обороняемые стены; но, попав под пронзительные пули врага, они увидели, что судьба одержала над ними верх. При этой поспешной попытке была изрублена рота Фарахских лезгин [Lekzies de Ferah]».
Существуют также сведения о Ширванском племени в Афганистане. Так. в книге известного британского врача индийского происхождения, работавшего в Афганистане Генри Уолтера Беллью [анг. Henry Walter Bellew, 1834–1892], автора несколько книг, основанных на его исследованиях в регионе во время своей армейской карьеры, мы находим ценнейшие сведения о народах и племенах, населяющих Афганистан, в частности, Беллью упоминает об народе/племени Шинвари [анг. Shinwari], выходцев из лезгинского Ширвана.
«Таким образом, может показаться, что современный Afridi владеет лишь небольшой частью территории, указанной выше как владение его древних предков, Aparytse, упомянутых Геродотом. Северная база Sufed Koh в настоящее время находится во владении нескольких различных племен, главными из которых являются Гилджи [анг. Ghilji], Хогиани [анг. Khogiani] и Шинвари [анг. Shinwari]. Последние люди, чье настоящее имя Ширвани [анг. Shirwani], являются последними новоприбывшими в эти края и, как говорят, пришли из персидского Ширвана во времена Надир-шаха.
Они в основном утратили свой собственный язык и переняли его, а также манеры и обычаи патанов. Они занимают западную оконечность перевала Хайбар [анг. Khybar] и прилегающие долины у северного подножия Sufed Koh. Они представляют собой прекрасную расу людей, отличающихся телосложением от своих соседей, и являются главными носителями этой части страны между Кабулом [анг. Kabul] и Пешаваром [анг. Peshawar]. Их мулы и ослы превосходной породы и пользуются большим спросом как в Кабуле, так и в Пешаваре. Шинвари считается хорошим солдатом и ловким грабителем».
О племени Шинвари [анг. Shinwari; Shanwari] также известно, что это ныне этническое пуштунское племя в Афганистане. В современном Афганистане также существует т. н. «Shinwari District» — район провинции Парван, Афганистан. Племя шинвари происходит от пуштунского племени каси, проживающего в южных районах провинции Нангархар, в районах Хаска-Мейна, Ачин, Родат, Бати-Кот, Кот, Чапрахар, Шинвар, Дор-Баба и Назиан. Основная часть племени сосредоточена в Джелалабаде и афганской провинции Парван. Эти шинвари в основном торговцы и бизнесмены. В деревне Али Зай, расположенной в 15 км от Кохата, проживает от 2000 до 3000 шинвари. Мирдад Хель, подгруппа шинвари, мигрировала в долину Сват в 1750-х годах и поселилась там. Среди них одним из известных шинвари является сенатор Абдул Рахим Мирдад Хель. В Афганистане шинвари также расположены в провинции Кунар. В отчете за 2010 год говорится, что в Афганистане насчитывается около 400 000 шинвари. Одним из величайших поэтов пушту в 20 веке был покойный Амир Хамза Шинвари, также известный как «Хамза Баба».
В 1885 году британский автор описал Шинвари:
«Шенвари [Shanwari] населяют часть гор Хайбар, некоторые восточные долины Safed Koh, а также встречаются на границах Баджавара. Они состоят из пяти разделов Мендоса/Мендоса, Абдул Рахим, Сангу, Сипай и Алишер. Они постоянно занимались хищничеством с тех пор, как британцы приблизились к их границам. Они являются самыми трудолюбивыми перевозчиками между Пешавуром и другими рынками на пути в Кабул, используя для перевозки мулов и верблюдов. Они храбры, гостеприимны, стойкие и трудолюбивые. Они хорошо образованные люди».
В работе британского исследователя Чарльза Массона [англ. Charles Masson; 1800–1853] упоминается другое Ширванское племя Восточного Белуджистана. Чарльз Массон является автором работы под названием «Narrative of a journey to Kal;t, including an insurrection at that place in 1840; and A Memoir on Eastern Balochistan, Richard Bentley, London, 1843 г.» [«Рассказ о путешествии в Калат. Включая отчет о восстании в этом месте в 1840 году и мемуары о Восточном Белуджистане. Том 4. «Повествование о различных путешествиях по Белуджистану, Афганистану и Пенджабу», Лондон, 1843 г.]. На страницах данной работы Чарльзом Массоном даётся краткий отчёт о восстании в Белуджистане [анг. Balochistan], являющемся лишь эпизодом великой политической драмы, разыгравшейся к западу от Инда. Том завершается мемуарами о Восточном Белуджистане. Прилагается также карта [анг. «Balochistan, Afghanistan & the Panjab» / H. Bentley, Hew Burlington Street, 1843 г.], показывающая маршруты, связанные с его предыдущей публикацией.
Чарльз Массон в «Рассказе о путешествии в Калат» описывает местное племя под названием «Ширвани» [в оригинале «Sherwani»]. Чарльз Массон пишет, что среди провинций Восточного Белуджистана [Белуджистан — историческая область на северном побережье Индийского океана, расположенная на стыке Ближнего Востока и Индостана], в провинции Сахараван [анг. Saharawan] в округах Шалл [анг. Shall] и Мастунг [анг. Mastung; Мастунг [Mastung District], ныне это один из 30 округов пакистанской провинции Белуджистан. Административный центр — город Мастунг], вместе с другими племенами проживают «Ширвани»:
«Они занимают исключительно Хад [Khad] и Киллиан [Killian], а также небольшой городок Скалкох [Skalkoh], расположенный примерно в трех милях к востоку от Калата [Kalat]. В Кач-Гандаве [Kach Gandava] они удерживают города и деревни Хаджи-Шахар [Haji Shahar], Майсар [Maisar], Рустам [Rustam], Амби [Ambi] и Баглай [Bagliai]. Это племя претендует на то, чтобы собрать две тысячи воинов, а вождь, Мухаммад-хан [Mahomed Khan], живёт близ Мастунга [Mastung]. В недавнем восстании в Белуджистане он принял видное участие, более того, начал его с убийства лейтенанта. Мунши Лавдей, Гулам Хусейн [Ghulam Hussan] и небольшой отряд сипаев.
В соответствии с договоренностями, достигнутыми посланником и министром, он стал наибом Мастунга при его величестве шахе Судже ал-Мулхе [Shah Sujah al Mulkh] с жалованьем в двести рупий за человека. Он долго сопротивлялся домогательствам тех, кто замышлял вспышку, благодаря своему природному робкому или осторожному нраву и, возможно, смог бы противостоять им, если бы жестокость несчастного мунши не побудила его к действию».
Далее Чарльз Массон подчеркивает, что племя Ширвани [Shirwani] верит, что их предки пришли из области Ширвана [Shirwan], расположенного по соседству с Каспием [Caspian], и этим объясняется принятое ими самоназвание.
Автор: ‘Али Албанви
Литература
1. Афганские восстания против персов и вторжения в Персию 1709–1727 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.warconflict.ru/rus/xx/?action=shwprd&id=570, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. рус.
2. Меликмамедов М. Хаджи Давуд. Махачкала: ООО «Издательство «Лотос», 2016. С. 209.
3. Фама Мецопский. История Тимур-ланка и его преемников; [Пер. с арм. Т. И. Тер-Григорьяна]; Акад. наук Азербайдж. ССР. Ин-т истории. — Баку: Акад. наук Азербайдж. ССР, 1957. —101 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. рус.
4. №58. 20 мая 1722 г. — Сведения голландского посла о положении в Персии и мероприятиях Турции. По свидетельству главного советника барона Петра Павловича Шафирова [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.09.2024). — Яз. рус.
5. Mohammad Mehdi Khorrami, Robert McChesney. Fay; Mu;ammad K;tib Haz;rah’s Afghan Genealogy and Memoir of the Revolution. Supplements to The History of Afghanistan. 2020. P. 409; 502; 528. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35Tusf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. анг.
6. Bellew, H[enry] W[alter]. The races of Afghanistan: being a brief account of the principal nations inhabiting that country. Calcutta: Thacker, Spink, and co.; London: W. Thacker and co. [etc.], 1880. P. 80. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.loc.gov/item/05003058/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. анг.
7. Bellew, H[enry] W[alter]. The races of Afghanistan: being a brief account of the principal nations inhabiting that country. Calcutta: Thacker, Spink, and co.; London: W. Thacker and co. [etc.], 1880. P. 80. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. анг.
8. Edward Balfour. The cyclop;dia of India and of Eastern and Southern Asia: commercial, industrial and scientific, products of the mineral, vegetable, and animal kingdoms, useful arts and manufactures, Volume 2. Publisher B. Quaritch, 1885. p. 203. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35TLre, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. анг.
9. Balfour, Edward. Cyclop;dia of India and of Eastern and Southern Asia: commercial. industrial and scientific: products of the mineral, vegetable and animal kingdom, useful arts and manufactures; edited by Edward Balfour. Publisher Madras: Printed at the Scottish and Adelphi Presses. 1871. P. 282 (289). [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. анг.
10. William Jones. Histoire De Nader Chah, Connu Sous Le Nom De Thahmas Kuli Khan, Empereur De Pe R S E. Traduite D'un Manuscrit Persan, Par Ordre De Sa Majest; Le Roi De Dannemark. Avec Des Notes Chronologiques, Historiques, G;ographiques. Et Un Trait; Sur La Po;sie Orientale. Par Mr. Jones, Membre Du College De L'universit; a Oxford. Seconde Partie. A Londres. Chez P, Elmsly, Libraire Dans Le Strand. M. DCC. LXX. 1770. P. 38; 218. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/366GLG, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. фран.
11. Mohammad Mehdi Khorrami, Robert McChesney. Fay; Mu;ammad K;tib Haz;rah’s Afghan Genealogy and Memoir of the Revolution. Supplements to The History of Afghanistan. 2020. P. 409; 502; 528. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35Tusf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. анг.
12. Masson, Charles. [from old catalog]. Narrative of a journey to Kal;t. London: Richard Bentley, 1843. p. 341–342 (354–355). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.loc.gov/item/unk82071142/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. анг.
13. Masson, Charles. [from old catalog]. Narrative of a journey to Kal;t. London: Richard Bentley, 1843. p. 341–342 (354–355). [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2024). — Яз. анг.
Свидетельство о публикации №224091601284