Кавказско-албанский след в истории Афганистана
В работе католикоса Агванского [Албанского] Есаи Гасан-Джалаляна [ум. 1728], под названием «Краткая история страны Агванк» [впервые изданная в Шуша карабахским митрополитом Багдасаром Гасан-Джалаляном в 1839 г. — прим. А.А.] мы можем обнаружить весьма ценные сведения касающиеся истории Южного Кавказа, и в частности истории албанцев. Албанский историк Есаи Гасан-Джалалян нам сообщает об албанцах, волею судьбы, которые оказались угнаны [?] на постоянное место жительство в одну из провинции Персии, а ныне эти земли входят в современный Афганистан. Есаи Гасан-Джалалян пишет, что случилось это при царе Султане Хусайне [т. е. речь идёт о персидском шахе Хусайне I, 1694–1722]:
«В районах Хорасана и Кандагара обитало племя, именуемое афганцами. Относительно этого племени говорят, что оно происходит от обитателей Кавказа из страны аланов [со ссылкой на Фому Мецопского, Тамерлан якобы переселил с Кавказа 10 тысяч албанцев и поселил в Афганистане — прим. А.А.], что родом они агваны [т. е. кавказские албанцы — прим. А.А.] и что они и до настоящего времени носят прежнее свое наименование. Они были христианами, но завоевавший большую часть света тиран Ланк-Тамурр [Тимур/Тамерлан — прим. А.А.], о котором свидетельствует историк [Фома Мецопский — армянский историк второй половины XIV — первой половины XV в. Очевидец нашествия Тамерлана на Кавказ, которое он подробно описал в своем труде. Умер он в 1446 г.], вывел то племя из места его обитания и поселил его в количестве 25 дымов в той стране [дым — крестьянский двор, хозяйство одной малой или реже большой неразделившейся семьи — прим. А.А.].
Спустя некоторое время они были обращены в веру Мухаммада, а потом они размножились и стали ишханами [арм. «князь», «правитель» — прим. А.А.] и начальниками в каждой части той страны и были самостоятельными до времени царя, именуемого Шах-Аббасом, который при завоевании Кандагара захватил также и те районы, а их подчинил своей власти. Так было и при сыновьях, и при внуках его до нашего времени, т. е. 1150 г. нашего [1701]. А потом в этих районах начались смуты и волнения. Эти волнения охватили и другое племя, называемое Плудж [племя белуджи, живущее в Афганистане и Иране — прим. А.А.], а также страну Совух-Пулах [также Совудж-Булаг — местность в Западном [персидском] Азербайджане, совр. Мехабад, столица Иранского Курдистана — прим. А.А.], населенную туркменами. Один из главарей их по имени Сулайман-Баба говорил о себе, что он происходит от прежних царей, которые восседали в Шахастане [столица — прим. А.А.] Давреж [Табриз — прим. А.А.], т. е. от Джахан-шаха [автор путает третьего султана из династии Ак-Коюнлу Джахангира [1444–1466] с Джахан-шахом Кара-Коюнлу [1437–1467], который действительно подчинил себе почти весь Иран] и Йа’куба [Султан Йа’куб Ак-Коюнлу правил в 1478–1490 гг. — прим. А.А.].
Отвратились [от царства персидского] и область Астрабад и её начальник по имени Атинагурт, а также горцы — обитатели снежных вершин Кавказа и племя леков, называемых иначе лезгинами, а по древним книгам хонами [средневековые армянские авторы именовали горцев Кавказа хонами, т. е. гуннами — прим. А.А.], которые искони являются природными врагами нашей страны Атрпатакана, армянского народа и нашей веры. Все эти племена, отколовшись, восстали против воли царя персидского, и каждое из них стало грабить прилегающие к их местообитанию районы, убивать и забирать в плен [их население]. Так продолжалось не один год, но довольно длительное время. Восстания следовали одно за другим и в одно и то же время. Хотя царь и посылал против них войска, которым через полководцев и военачальников раздавал большое количество сокровищ, однако это не приносило никакой пользы, а даже, напротив, — войска терпели поражения. В некоторых местах восстания с большим трудом были прекращены, но не столько силой оружия, сколько путем уступок. Однако в районах Кандагара и Кавказа борьба продолжалась ещё долгое время, о чем мы расскажем в своем месте...».
Из отрывка следует, что Есаи Гасан-Джалалян касаясь фактов переселения с Кавказа 10 тысяч албанцев в Афганистан, он ссылается на сведения очевидца тех событий Фомы Мецопского [ум. 1446]. Иначе говоря, первоисточником этих сведения является историк Фома Мецопский. Далее, упоминание о переселении албанцев в Афганистан мы встречаем у российского географа Иоганна Густава Гербера [1690–1734]. Касаясь область Мушкур, он пишет [источник датирован 1728 годом]:
«Здешние обитатели [в Мушкуре] в старых временах назывались авганы, может быть по разным произношениям алваны или албаны, и были все христиане армянского закону. И ныне здесь обретаются многие армянские деревни, которые своих попов имеют; сих попов присылают от архиепископа армянского, которой недалеко от города Эривань живет в монастыре Григория Велихова, под горами Арат. И даётся сим попам от того письменное отправление, в которым оные ещё и ныне назначаются попами авганских христиан. Эти авганы при приближении Тамерлана к своим краям – оставили своих дома и деревни, начали жить в кибитках, и подались страхом от Тамерлана, и подались в Персию до индостанских границ, где оные близ Кандагара остались, и близ в кибитках жили; там мусульманский закон принять принуждены быть стали; ибо оные, от всех христиан отрешены, мусульманами обняты были. И эти авганы, или авганцы, через которых помощь Мир Вайз, сын его Мир Махмуд, нынешней Эшребрь, в славу пришел и Персиею овладел».
Из сведений И.Г. Гербера становится ясно, что речь идёт именно о Мушкурских албанцах. Следующим автором, который упоминает о албанцах Кандагара, является немецкий географ Антон Фридрих Бюшинг [1724–1793]. В своей работе под названием «Асия и Аравия» [источник датирован 1778 годом, текст во многом идентичен с текстом И.Г. Гербера], он пишет:
«Авганы [агваны, кавказские албанцы — прим. А.А.], жили прежде всего все в Персии, в Мушкурском уезде, между [городами] Дербент и Баку, и [они] были христианами армянского исповедания: но большей частью оттуда [из Мушкура — прим. А.А.] переселились, поселились при Кандагаре, у Индостанского предела, и по сути [они] мусульмане. Абдолиеры [народность абдали — прим. А.А.], балюши [народность белуджи — прим. А.А.] и клигиеры [эта народность не идентифицирована — прим. А.А.], как рассказывают, произошли от них».
В работе современного автора М. Меликмамедова [«Хаджи-Давуд», 2016 г.], есть упоминание о том, что в восстании в Кандагарской области Афганистана в 1709 году принимали участие и лезгины. Какие-либо ссылки автор к сожалению, не приводит. Есть только отсылка на записи историка Фомы Мецопского, бывшего свидетелем монгольской агрессии, «что Хромой Тимур переселил в 1396 году из Кавказа в Кандагар 10 тысяч лезгин, а по сведениям некоторых историков, число переселенцев составляло 25 тысяч человек». Вслед за этим, М. Меликмамедов пишет, — «в 1710–1711 годах вспыхнуло восстание лезгин Южного Дагестана и Северного Азербайджана», т. е. автор увязывает эти два события в один исторический процесс. Детальное знакомство с работой Фомы Мецопского [«История Тимур-ланка и его преемников», 1957 г.] также ничего не прояснило.
Особенность «текста» М. Меликмамедова в том, что вместо «поселил его в количестве 25 дымов в той стране» [у Есаи Гасан-Джалаляна], у него фигурируют «25 тысяч лезгин», вероятно здесь имеет место быть ошибка. Также в «тексте» вместо «албанцев» [в терминологии карабахских удин, а фактически — лакзы] фигурируют «лезгины», что не совсем корректно. В настоящее время термин «лезгины» несёт несколько иную смысловую нагрузку, а термин «агваны/албанцы» включал и включает себя весть спектр лезгинских [лезгиноязычных] народов.
Что же касается возможного участия лезгин в Кандагарском восстании, то отметим, что в одном из исторических документов Мир Махмуд-шах Хотаки [1697–1725] — руководитель восставших гильзаев и первый независимый правитель Афганского государства, назван «принцем лезгинским или дагестанским» [см. «Свидетельство П.П. Шафирова»].
Автор: ‘Али Албанви
Литература
1. Бюшинг А.Ф. Асия и Аравия / из Бишинговой географии; с немецкого языка переведена губернским секретарем Фомою Яновским. — В Санкт-Петербурге: при Императорской Академии наук, 1778. С. 9–10. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.09.2024). — Яз. рус.
2. Есаи Хасан-Джалалян. Глава IV. О противниках и о восставших в разных местах против царства Персидского. Краткая история страны Албанской (1702–1722). Пер. Т. И. Тер-Григоряна. Баку. 1989. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vostlit.info/Texts/rus/Esai/frametext.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.09.2024). — Яз. рус.
3. Иоганн Густав Гербер. Записки о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекою Кура народах и землях и об их состоянии в 1728 году / Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г. // Косвена М. О., Хашаева Х-М. История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. Архивные материалы. М. Издательство восточной литературы. 1958. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.09.2024). — Яз. рус.
4. Меликмамедов М. Хаджи Давуд. Махачкала: ООО «Издательство «Лотос», 2016. С. 209.
5. Фома Мецопский. История Тимур-ланка и его преемников. Пер. Т. Тер-Григоряна и А. Баграмяна. Баку. 1957. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vostlit.info/Texts/rus/Metz/frameme1.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.09.2024). — Яз. рус.
6. II // Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века / Ионнисян А. — Е.: Академия наук Армянской ССР, 1967. Т. II. С. 338.
7. №58. 20 мая 1722 г. — Сведения голландского посла о положении в Персии и мероприятиях Турции. По свидетельству главного советника барона Петра Павловича Шафирова [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.09.2024). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №224091601286