Командир С-13. Легенда флота

О Герое Советского Союза капитане третьего ранга Александре Ивановиче Маринеско написано немало. Много о нём мне рассказывал контр-адмирал Василий Фёдорович Иванов, который был с ним знаком лично. Что объединяло этих двух моряков, так это характеры. Оба были неудобны для начальства. Василий Фёдорович ещё в советское время помог поставить памятник Александру Маринеско, пойдя против воли командования.
 
Контр-адмирал также был инициатором и активным участником создания Музея подводных сил России имени Александра Ивановича Маринеско, до конца жизни возглавлял учёный совет музея. В.Ф. Иванову моряки присвоили в своё время звание Почётного члена экипажа героической подлодки С-13.

А памятник Александр Маринеско заслужил уже потому, что сегодняшние нацисты продолжают его ненавидеть за потопленный им лайнер «Вильгельм Густлофф». Это произошло 30 января 1945 года.

Общая военная ситуация была таковой: с началом 1945 года, когда Красная Армия подошла к фашистскому логову, огромная немецкая группировка оказалась прижата к польскому побережью Балтийского моря. Началась эвакуация.

 22 января подводники Балтфлота получили приказ Верховного Главнокомандующего – топить все германские корабли, следующие из портов польского Поморья в западном направлении. Немецкий флот до 8 мая 1945 года успел перевезти на Запад более двух миллионов человек, как гражданских, так и военных для обороны Берлина. Свой вклад должен был внести и «Густлофф». Он вышел из Гдыни (которую немцы переименовали в Готтенхафен), имея на борту свыше шести тысяч человек, зашёл в Гданьск (Данциг) и здесь принял на борт ещё более трёх тысяч пассажиров.
До сих пор спорят, сколько боевых кораблей получил немецкий транспорт в охранение, однако совершенно точно, что среди них были два: миноносец «L;we» («Лев») и торпедолов TF-19.

Советская подлодка с «несчастливым» номером С-13, входившая в состав 1-го дивизиона бригады подводных лодок Балтфлота, в свой самый знаменитый боевой поход вышла с большим скандалом. В новогоднюю ночь, незадолго до её выхода, командир Александр Маринеско на два дня пропал с лодки, а её бравый экипаж так весело праздновал, что затеял драку с населением финского города Турку, где в то время базировались балтийские подлодки. Если кто не знает, в военное время и за то, и за другое полагался штрафбат. Приняв во внимание заверения Маринеско, что он и его экипаж «искупят в бою», командование всё-таки отправляет лодку на боевое задание, откладывая вопрос о наказании до возвращения. Это был единственный за всю историю ВМФ СССР случай – подлодка ушла на задание в статусе «штрафной».

Выйдя в боевой поход 11 января 1945 года, С-13 только через 19 дней преследования немецких сторожевиков и неудачных попыток атаковать конвои обнаружила немецкий военный транспорт в сопровождении миноносца, курсируя у Данцигской бухты.
 Первым заметил фашистский корабль старшина 1-й статьи Александр Волков. По свидетельствам сослуживцев, этот парень ночью видел лучше, чем иные днём. Нужно было занять наивыгодное положение для атаки, одновременно обманув цель и её охранение. Александр Маринеско идёт на риск, приказывает всплыть и зажечь ходовые огни. В таком положении подлодку можно принять за катер.

После манёвра, в 23 ч. 08 мин. Командир приказывает из надводного положения дать залп из носовых торпедных аппаратов. Три торпеды ушли, одна не вышла из аппарата. Но и трёх оказалось достаточно. Лайнер накренился на левый борт и через сорок минут затонул – судно было перегружено.

Наша лодка ушла в глубину. Фашисты были взбешены, миноносец конвоя и  сторожевики ещё долго прочесывали залив, сбросив десятки глубинных бомб. А С-13 удалось уйти неповреждённой, маневрируя и укрываясь за обломками тонущего корабля.
Как выяснилось позднее, Маринеско потопил «Вильгельм Густлофф», один из самых крупных немецких лайнеров, на борту которого было около 9 тысяч человек, в том числе 3700 подводников — экипажи для 70-80 подлодок, и 400 высокопоставленных фашистских бонз, включая 22-х гауляйтеров. Спаслись всего 998 человек. В Германии был объявлен трехдневный траур, а Маринеско (по легенде) стал «личным врагом фюрера» (в число которых также входили, якобы, Илья Эренбург и Вольф Мессинг), и Гитлер приказал расстрелять командира конвоя.

Через 10 дней, возвращаясь на базу, «несчастливая» подлодка С-13 отправила на дно еще одно 14-тысячетонное военно-транспортное судно «Генерал фон Штойбен», на борту которого находилось 3600 немецких военных. Это был рекорд Второй мировой войны по тоннажу потопленных вражеских судов одной подлодкой.

Вот любопытные воспоминания очевидца Хайнца Шена, который был тогда на борту «Густлоффа» помощником капитана: первая торпеда разнесла борт в секции, где когда-то был плавательный бассейн, а в тот момент располагалась казарма для 373 женщин-военнослужащих ВМС Германии, вторая и третья торпеды основательно повредили корпус ниже ватерлинии, что и решило судьбу лайнера.
Позорным для германского флота является тот факт, что все четыре старших командира, в том числе офицер ВМС Вильгельм Цан, покинули тонущее судно одними из первых и остались живы. За что и были расстреляны.

Подводная лодка С-13, в связи с израсходованием топлива, 13 февраля прекратила патрулирование и направилась в Турку, куда и прибыла два дня спустя. Вопрос о предании Маринеско военному трибуналу был снят с повестки. Более того, командир 1-го дивизиона подлодок Александр Орёл уже 20 февраля подготовил наградной лист о присвоении Маринеско звания Героя Советского Союза, однако командир бригады Курников понизил уровень награды, заменив её на орден Красного Знамени. Также были понижены награды экипажа. Решение принималось с учётом предыдущих дисциплинарных нарушений. Орденом Красного Знамени была награждена и сама подлодка С-13.

Звание Героя Советского Союза Александру Маринеско было присвоено уже посмертно в 1990-ом году, благодаря настойчивости таких моряков, как В.Ф.Иванов.
Последнее время некоторые западные «исследователи» стали обвинять Маринеско в военном преступлении на том основании, что на «Густлоффе», наряду с военными, находилось много гражданских лиц.

Когда с этим вопросом обратились в Институт морского права Германии в Киле, тот вынес вердикт: «Вильгельм Густлофф» являлся законной военной целью. На нём находились сотни военных моряков и зенитные орудия. Имелись раненые, однако отсутствовал статус плавучего госпиталя. Правительство Германии 11 ноября 1944 года объявило Балтийское море районом военных операций и приказало уничтожать всё, что там находится. Советские вооруженные силы имели право отвечать тем же».
Стоит добавить, что «Густлофф» нёс военно-морской флаг, и его команда имела не только мореходные книжки, но и военные удостоверения личности. Это заключение немецких правоведов уже ставит жирную точку в каких-либо дебатах.

А вот что говорит об этом заместитель директора Музея подводных сил России имени А.И.Маринеско Юрий Лебедев: «Это была блестящая военная операция, благодаря которой инициатива в морской войне на Балтике была прочно перехвачена советскими моряками. Своими действиями подводная лодка С-13 приблизила конец войны. Это был стратегический успех советского военно-морского флота, а для Германии – крупнейшая морская катастрофа. Подвиг Маринеско состоит в том, что он уничтожил казавшийся нептопляемым символ нацизма, корабль-мечту, пропагандирующую «третий рейх». А гражданские люди, находившиеся на корабле стали заложниками немецкой военной машины. Поэтому трагедия гибели «Густлоффа» – это обвинение не Маринеско, а гитлеровской Германии».

Это и есть историческая истина. По неумолимым законам войны командир С-13 потопил вражеский военный корабль (только представьте на минуту, что бы с ним и с экипажем было, если бы он вопреки военному долгу и приказам не стал атаковать фашистский корабль?) и нет его вины в том, что там были и беженцы. Огромная вина  в трагедии лежит на немецком командовании, которое руководствовалось сугубо военными интересами и не думало о гражданских людях.

 А для нас Александр Маринеско навсегда останется героем, ведь он давно уже стал человеком-легендой. В этой ипостаси уготовано бессмертие ему  и его «атаке века», как апогею возмездия фашистам за их злодеяния на советской земле.


Рецензии
Блестяще! Большущее спасибо, почитал на одном дыхании. Вечная память советским воинам.

Масленников 309   16.09.2024 09:18     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв! Будем помнить.

Сергей Кокорин   16.09.2024 10:45   Заявить о нарушении
Полностью присоединяюсь к тов. Масленникову!
Никто не забыт. Ничто не забыто.

Добра Вам, уважаемый Сергей Аркадьевич.

Хомуций   17.09.2024 19:54   Заявить о нарушении