Идите в баню! Книга 1 Глава 13 Половое парение
Дорогой читатель, рассказ был написан в 2020 году когда по миру шагал ненасытный вирус с напяленной на голову короной...
К сожалению, сегодня Ржевская баня г. Москва приостановила свою работу и до Нового года будет находится на ремонте.
В своих рассказах Иннокентий никогда и не скрывал, что пар тут для него был самым лучшим. По достоверным источникам известно, печь старую взломали, будет новая. Сможет ли она как прежде давать нам свой незабываемый пар мы не знаем.
Выставляем отрывок из тринадцатого рассказа о банях столицы, как это было прежде ...
В банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно… В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие.
Айраман, немецкий путешественник, XVIII век
15 страниц пропущено....
зачем вам это знать...
Печь и пар
Печь является козырем таких заведений. Можно наворотить всяких услуг и комфорта, но народ все равно будет судить о бане по парилке и пару, а уж потом по всему остальному.
В парилке любой бани главное – печь, выпускающая нужный душе и телу пар. Некоторые знатоки говорят: все зависит от количества тонн нагретых в печи чугунных болванок. Кто знает, может, это и так, но «я не верю, – хоть жгите, – не верю», писал поэт Роберт Рождественский . Иннокентию запали в душу эти слова, и он тоже не верит знатокам. Не вся та печь, что парит, если перефразировать известную пословицу (про золото). Не вес в килограммах чугуна или камней, а качество кладки стен мастерами-печниками является, однако, главным достоинством любой парилки. Естественно, масса имеет значение, но уже во вторую очередь.
Пирожки и девушки
Палыч однажды видел смешной ролик, где «знаток», шапка набекрень, с потной и потной, довольной физиономией, смачно рассказывая о какой – то бане. Он долго и занудно описывал вкус поданных ему там пирожков. Понятно, – мужики приходят в баню жрать пироги, ибо дома бабы им это лакомство не пекут…
Блюда в ресторане при бане, несомненно, обязаны быть качественны и вкусны, но истинный любитель идет в сюда за паром. И неважно, насколько заведение навороченное, как тут кормят и какие еще предлагаются услуги. Поэтому, уважаемые владельцы, примите к сведению: ваши клиенты голосуют ногами, а выбор в столице огромен. В первую очередь – пар, ну а пирожки и щи – потом…
Старик Банник
И еще Иннокентий уверен: львиная доля успеха таких мест зависит и от поведения Банника, ее духа, при приеме гостей. Баня без души – не баня. В Ржевской этот персонаж точно есть. Люди с большим банным опытом всегда ощущают его присутствие.
Не о политике
– Поехали в Ржевскую баню, – один раз предложил Иннокентий приятелю. – Заодно и футбол посмотрим в перерывах между парениями, там телики есть.
И они поехали. В тот вечер играл «Спартак» в полуфинале Кубка России – не Кешина команда, но от исхода матча зависело, кто выходит в финал, куда уже попал его клуб.
Как и ожидалось, в бане желающих совместить приятное с полезным в тот день было немало. Палыч изначально обратил внимание на то, что обстановка не совсем понедельничная. «Ах да, среда…» — вспомнил он. Какая – то довольно шумная компания из шести человек принимала все виды процедур весело и громко – что-то отмечали, ну или просто пьянствовали.
«Политолог»
Один из гуляющих, надрываясь, доказывал компаньонам про войну и патриотизм, рассуждал про политику и экономику, в общем, все знал и понимал. Кеше тогда показалось, что дяденьку слушать не хотели и часто ему возражали. В итоге пришедшему не туда «деятелю» напрямую очевидно сказали, что он, насмотревшись дома телевизора, уже всех задолбал:
– Ну и чего ты умничаешь? Думаешь, нам это сейчас надо? Надоело уже! И так из каждого утюга это несется! Всех телевизионных болтунов наизусть знаем, что с час ляпнут! Ты еще тут!
– Люди сюда отдыхать приходят! Вон уже футбол скоро начнется! Успокойся уже, развел демагогию! – со всех сторон отчитали его отдыхающие.
Разгоряченный мужик оченно осерчал из-за этих несправедливых упреков. Надув порозовевшие щеки, а заодно и губы, быстренько оделся и, не попрощавшись с друзьями, исчез. Никто, конечно, по такому поводу не расстроился.
«Футболист»
Одним шумным гостем в Ржевской стало меньше, но гама не убавилось, так как начался разговор о спорте. Как говорится, свято место пусто не бывает: ушел «политолог»
Вместо него появился спортсмен, пусть, по его же словам, и бывший.
Господин упитанного вида неожиданно стал доказывать товарищам, что он все детство и даже юность провел на футбольном поле и такое там вытворял, что до «Спартака» ему оставалось совсем чуть – чуть, ногой подать.
В конце концов, распалившись, видимо, для большей достоверности, он снял шлепанцы и начал активно стучать ими себя в грудь, как бы демонстрируя слушателям, что знает, где находится истина, а заодно и кузькина мать, та самая, что обычно обещают показать.
Он орал что-то вроде того:
– Я все знаю об этом виде спорта! Играл на уровне мастеров! С пяти лет в нападении, призов много и медалей имею, заслуженно! Дома весь сервант уставлен, вся стена увешана!
И еще будто было дело про игру с бразильцами… Участвовал! Как же…
И, уже опуская шлепанцы на пол, слегка понизив голос, мужик неожиданно спросил сам у себя:
– Приглашали ли в «Спартак»? — и тут же с оттенком бравады так же сам себе и ответил: – Да, приглашали! Еще как приглашали!
Кажется, в этот момент самому футболисту стало неловко, что так «при-пи-пи…», и он потупил взгляд, опустив его вниз на шлепанцы.
Репортаж и комментарии
Затем началась трансляция полуфинала. Напротив столба, на котором висел телевизор, периодически собирался народ, но больше следил за счетом, чем за самой игрой.
Иннокентию было не очень комфортно слушать реплики «экс-спартаковца», да что там реплики – его крики всем мешали, но никто не мог остановить изрядно выпившего гражданина.
Хорошо датый бывший «футболист» демонстрировал окружающим свои блестящие знания, комментируя каждый неверный удар и промах бегающих на поле игроков. Держа в руках стакан, он орал:
– Ну куда ты бежишь? В другую сторону надо было..! Да кто так бьет? Мазила!
Когда Квинси Промес вышел один на один к воротам соперника и пробил мимо, то «знаток» футбола, повернувшись ко всем, изрек:
– Вон тот, черненький-то! Совсем играть не умеет! Где они такого взяли?
(К этому времени «черненький» подходил к ста голам за карьеру в команде красно-белых.)
После еще нескольких подобных высказываний Кеша понял: продолжать слушать этого пьяного комментатора смысла нет и сосредоточился на помывочных процедурах.
вырываем часть рассказа из текста .......................................
Парильня и прогрев
И, как всегда, Иннокентий Павлович расскажет о главном помещении Ржевской бани.
Парильная табуретка, дробилка для чеснока или хрена
Пармейстер
Из века в век, от одного завсегдатая к другому передаются в ней устои и обычаи расположения для парения приходящих гостей.
В определенное время парилку готовит пармейстер, предварительно проветрив и убрав помещение. Затем ударом в колокол он приглашает присутствующих на прогревание. Входящие полностью обнажены, скидывают с ног тапочки и занимают на полу манежа места поудобнее.
Парящиеся в этой бане всегда лежат на полу площадки, оттого некоторые товарищи и называют здешний пар половым
После того как все разлягутся, пармейстер вкидывает, когда шестнадцать, а когда и больше черпачков вкусной, разбавленной травяным отваром или пивом воды в круглое чрево раскаленного докрасна чугуна.
Затем мастер покидает парящихся, и те кричат ему вслед:
– А помахать?
Мастер поворачивается к лежащим на полу мужикам и приветливо – прощально машет всем рукой, а затем за ним закрывается дверь. Но мужики знают: сейчас он вернется, он дает отдыхающим время полежать, подышать, пошутить и посмеяться. Кеша в эти минуты всегда слышит только добрые разговоры – других речей в такие моменты здесь не бывает.
Пар
Концентрированный пар как бы зависает под волнообразным невысоким потолком, люди начинают приподниматься, садятся. Тело пока еще не чувствует этот жар. Он никуда не делся, он стоит над ними горячим и душистым облаком.
Чтобы почувствовать силу этого пара, нужно всего лишь поднять руку к потолку. Людям необходим посредник – тот, кто даст им соприкоснуться с паром, кто приблизит его дыхание к их телам.
Посредник
Народ начинает терять терпение и беспокоиться: где же он, куда запропастился? Банщик не хочет парить за СПАСИБО, ему надо пообещать вознаграждение. Кто – то из лежащих предлагает:
– А давайте, когда зайдет, крикнем ему хором «спасибо».
Наконец дверь открывается и входит долгожданный банщик-пармейстер. Он держит в одной руке опахало, в другой — миниатюрную табуретку.
Толпа хором орет:
– Олег, спасибо!!!
На что тот степенно и с напускным сожалением отвечает:
– Как хорошо мне было без вас в отпуске, эти две недели! И вот опять вы!
Разговоры постепенно умолкают, и наступает момент истины. Пармейстер, поднимаясь к лежащим на полу площадки мужикам, садится на свою табуретку и начинает медленно снимать опахалом слои горячего, слегка влажного воздуха и размазывать его по телам ожидающих людей в предвкушении начала процедуры.
Почти сразу со всех сторон начинаются охи, ахи и вздохи. «Хорошо-то как!» — это наиболее популярная фраза в парилках нашей страны.
Иннокентий многократно описывал в предыдущих очерках блаженное состояние русских мужиков в эти мгновения. Ощущения все те же, он повторится еще раз.
Но это только начало!
Затем приходит небольшая группа из числа завсегдатаев Ржевской бани, и они создают уже свой, особый пар для ингаляции и прогревания присутствующих.
Банщик уже им не помощник, но и тогда он не сидит без дела. В перерывах между готовками делает желающим индивидуальный горячий и хлесткий вениковый массаж или помывку тела.
Снова и снова!
Пар не всегда делается только по расписанию – мастера из числа любителей сами решают, в какое время его готовить.
Пока другие отдыхают, пара – тройка вновь пришедших посетителей идет готовить пар. На это уходит не менее пятнадцати–двадцати минут, а то и больше.
Ничего сложного в этом нет – помыть и проветрить, и все же это работа. Еще столько же мужиков околачивается возле них, они помогают советами или развлекают готовщиков несерьезными разговорами.
И вот опять звонят колокола
Тем, кому не хватило места на полу, или тому, кто желает покрепче (пожарче), предлагают лечь на скамейки, протянутые у стен по периметру парилки. На них лежать действительно жарче. Кеша также там побывал, на лавочке, эффект неописуемый. Приходится получать двойную порцию горячего ветра, хотя махающий старается обходить стороной тех, кто на лавках, чтобы не обжечь.
Пожелание, или Доброе благословение
Компаний пармейстеров – активистов в Ржевской много, все они по-своему делают замечательные пары. Особенно Палычу запомнился один такой мастер из тех, кто любит «пофестивалить».
Тот, что парит приходящих мужчин в середине недели. Он проводит в этот день, в вечеру, настоящий «наговорщицкий» парильный ритуал!
Происходит это так.
Размахивая над отдыхающими не опахалом, а веткой высохшими листьями дуба, мастер-любитель приговаривал, от чего приготовленный и нагоняемый на распростертые на полу тела мужиков пар сможет уберечь:
– От порчи, от сглаза и другого лиха, …
……… ……… ……… ……… ……… ……… ……… ……… ……… ………
– налоговой, от гаишников на плохой дороге, дурных болезней…
И еще от многого-многого такого, чего никто ни себе, ни другим не желает.
Палыч не стал вылаживать на страницах полное высказывание, вернее, наставление лежащим мужикам, ибо тот, кто придет в такой день, сам услышит и увидит воочию происходящее действо.
Утомленные…
Разнообразные пары приходилось ощущать Иннокентию на своем веку. По его личному соображению, такой, как здесь, не делается нигде. Естественно, не все любители попариться согласятся с Кешей. Каждый кулик…
В этом случае он и спорить не будет: каждому пару — свой мужик. Русский пар везде что надо. Приди и сюда в другой день – и вновь пар будет изготовлен другим любителем, не хуже, и он тоже будет по – своему замечательно хорош.
Соленый пар
Еще одна знакомая Кеше группа мастеров из числа постоянных клиентов делает пар по своей особой технологии – с применением соли, и он неповторим. Хотите верьте, хотите нет – пар с туманчиком в своем роде оригинален. Пока еще Кеша на своем горячем пути такой нигде не видел.
Суть его такова: горячий мокрый воздух стоит под по – толком туманными пластами, заходящие в парилку люди в это время размещаются, кто, как и где желает или может пристроиться.
Некоторые сразу ложатся на живот, потом, по мере прогрева, переворачиваются. Некоторые вначале лежат на спине, но потом, когда начинает припекать кое – что нужное, обладатель оного быстро переворачивается, ибо спина выдерживает горячий воздух лучше.
Сам же мастер порой стоит на коленях: стоять во весь рост здесь сложно, проще сказать, невозможно – он начинает перемешивать пар со свежим «кислородом», который перед готовкой запустили прямо с улицы при помощи проветривания.
Действо
Махальщик, так же как и предыдущий его коллега, аккуратно, осторожными движениями начинает снимать опахалом жар из – под потолка, берет его слоями направляет на расслабленные тушки лежащих мужиков. По мере остывания пара движения мастера становятся интенсивнее.
Некоторые используют стоящее у дверей парилки, постоянно готовое к работе опахало из веток веников, прикрепленных к шесту.
Потом банщик по традиции, принятой во всех без исключения московских банях, желает всем легкого пара уходит. Публика благодарит его бурными и продолжительными аплодисментами.
Следом парилку покидают и распаренные люди, они бегут к душевым, ведрам – водопадам, купели ополоснуться и идут на отдых, а некоторые недопарившиеся делают еще несколько заходов, уже с вениками.
Тишина… Процесс пошел…
После того как все отдохнули, кто-то из спецов этого дела, возможно, из вновь пришедших, начинает готовить следующую порцию качественного «ржевского» пара.
Ударная волна
Иногда Иннокентий наблюдает такую картину: воду плещут на камни не ковшом, а налитым тазиком, повернувшись спиной и через себя производиться бросок, отчего из сопла вырывается пар со звуком пушечного выстрела – ба-бах! Тут же идет горячая ударная волна, у парящихся закладывает уши. Они только похрюкивают и покрякивают, да что там – начинают стонать от удовольствия. Видно, что люди по-банному счастливы.
Про Ржевский пар Иннокентий может рассказывать бесконечно долго и сказочно. Такой ли он на самом деле — решать вам, дорогой читатель.
От всей души желаю всем вам, любители Ржевского комплекса, отличного, замечательного отдыха, легкого ароматного пара, удачи, добра и благополучия! И до новых встреч!
Аннотация
Однажды Иннокентий Листозадов взял, да и… пошел в баню! Да так и путешествует с тех пор по банным заведениям нашей необъятной родины. Парится, отдыхает, порой попадает в смешные, неловкие и даже драматичные ситуации, знакомится с интересными людьми и с юмором рассказывает о том, что видел, слышал и ощущал во время банного отдыха.
События в книгах причудливо переплетаются, соединяя воспоминания героя о былом, реальность настоящего и шуточный вымысел. В иных местах Иннокентий, бывает, немного чудит.
Дорогие друзья!
Мы размещаем краткие отрывки из очерков-путеводителей по общественным баням нашей столицы и ее окрестностей под названием “Идите в баню!” (части первая и вторая) на сайте proza.ru .
Первая книга вышла в декабре 2023 года. Вторая - в августе 2024 года.
Тираж каждой книги - 1000 экземпляров. Стоимость одного экземпляра от автора - 900 рублей.
Оба издания выпущены в подарочном варианте. Они на мелованной бумаге, в каждом по 250 рисунков и фотографий, обложка твердая и покрыта уф-лаком.
Огромное количество экземпляров уже подарено друзьям, знакомым, кассирам, банщикам и массажистам бань страны, а порой просто попавшимся на пути нашего героя совершенно незнакомым людям.
Внимание! Никаких дополнительных тиражей не будет! В дальнейшем уже выпущенные части серии можно будет только скачать в электронном виде.
От автора:
Приобрести первые две книги в бумажном виде можно только из авторских рук, сделав покупку на следующих торговых площадках:
https://www.avito.ru/profile/items/active/all?s=4 (АВИТО)
(auction.ru )
https://sharrol.ru/search?search=идите+в+баню (сайт https://sharrol.ru)
https://novoe-staroe.ru/search/?search=книгИдитевбаню (сайт novoe-staroe.ru )
Повторяем! Ни в каких магазинах в печатном виде книга не продается!
Вы можете ее приобрести только непосредственно у автора и с автографом.
Приглашаю вас присоединиться к общероссийской группе «Идите в баню!» по ссылке
https://t.me/iditevbany2024
Купить третью книгу в трех частях можно здесь https://ridero.ru/my
Купить недорого две первые книги в бумажном исполнении по новогодней акции можно здесь https://auction.ru
Удачного вам дня!
Свидетельство о публикации №224091601562