Зеркалоиды

– А теперь пройдёмте в следующий зал, – милая девушка-гид делает пригласительный жест рукой, и группа интересующихся современной живописью, в которую вхожу и я, следует за ней.
Девушка подходит к очередной картине и ждёт, когда мы встанем полукругом.
– Перед вами одна из лучших картин этой выставки. Художник Джованни Продо. Картина называется «Грёзы Меркурия». Обратите внимание, как тонко сочетаются цвета и формы на этом полотне. Недаром Джованни считается непревзойдённым мастером цветовой композиции. В его полотнах нет ни одной лишней детали. Кажется, убери любую мелочь, и общий замысел развалится на десятки несочетающихся друг с другом фрагментов, потому что в его картинах нет мелочей. На аукционе Кристис эта картина была продана частному коллекционеру за два миллиона долларов. Имя его держится в тайне, но через своих агентов он любезно согласился предоставить этот шедевр для нашей выставки… А теперь пройдёмте к следующему полотну.
Гид уводит посетителей, а я остаюсь один на один с «Грёзами».
Наконец-то! Я так мечтал увидеть это чудо. Я много читал и об этой картине, и о художнике. А когда услышал, что в нашем городе проходит выставка современных художников, и в числе прочих в экспозиции присутствует и эта картина, я ни секунды не сомневался. И вот она передо мной.
Я внимательно всматриваюсь в творение мастера и… ни хрена не вижу. Какие-то цветные пятна, линии, геометрические фигуры, и всё это собрано в неподдающийся логике клубок. Я пытаюсь представить себе, что хотел выразить художник, но тщетно. Я прищуриваю глаза, поворачиваю голову то вправо, то влево – безрезультатно, делаю шаг назад, шаг вперёд – ничего.
«Не может быть, – шепчу я, – другие же видят. Два лимона так просто отдавать не будут». Настроение катастрофически падает.
 «Значит, всё-таки не дано».
Я уже готов сдаться, и вдруг…
«Да, да, да! Вот эти пятна похожи на домик. А там… ну конечно, это деревья. А вот эти линии  – тропинка…».

Не буду тебя мучить, дорогой читатель, и признаюсь, что ничего я там не увидел. Точнее, увидел то, что нарисовала мне моя фантазия.
Такие произведения ничего не передают. Не сообщают? В душе не вызывают? Их смысл – вызвать фантазию у тех, кто их наблюдает.
Я назвал такие творения – ЗЕРКАЛОИДЫ.
Этот термин составлен из двух слов: зеркало и коллоид.
Зеркало – потому что в данном случае в произведении вы видите отражение ваших фантазий, а коллоид, как известно, – дисперсная система, в которой вещества находятся в разных агрегатных состояниях. Например, туман – жидкое в газообразном, дым – твёрдое в газообразном, гель – твёрдое в жидком и т. д. Применительно к живописи это может быть размещение геометрических фигур в цветовой палитре, или, наоборот, один цвет в другом, или линии в геометрических фигурах. Вариантов много. И чем разнообразнее сочетания, тем шире поле для фантазии.
Но как же отличить истинное произведение от зеркалоида?
Для этого попробуем определить, что такое творчество по сути.
«Творчество — умственный процесс свободной реализации мысли во внешнем мире, в том числе с помощью инструментов и внутренних ощущений человека, представляющий для него или для окружающих интерес и имеющий эстетическую ценность». Это Википедия.
Умно, но непонятно. Попробуем обратиться к классикам:
«Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку». (Василий Александрович Сухомлинский).
Как-то туманно. Хотелось бы поконкретнее.
«Творчество — общее дело, творимое уединёнными». (Марина Ивановна Цветаева).
Тоже неплохо. Но хотелось бы поточнее.
«Творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы. Критики приписывали мне нелепую мысль, что творчество человека не нуждается в материи, в материалах мира. Но ничего подобного я никогда не утверждал. Творческий акт человека нуждается в материи, он не может обойтись без мировой реальности, он совершается не в пустоте, не в безвоздушном пространстве. Но творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт. В этом тайна творчества. В этом смысле творчество есть творчество из ничего. Это лишь значит, что оно не определяется целиком из мира, оно есть также эманация свободы, не определяемой ничем извне. Без это-го творчество было бы лишь перераспределением элементов данного мира и возникновение новизны было бы призрачным. Меня беспокоила и интересовала более всего тема, как из небытия возникает бытие, как не существовавшее становится существующим». ( Николай Александрович Бердяев).
Нет, конечно, с Бердяевым мне не тягаться, но я попробую упростить и объединить всё вышесказанное.
«Творчество – это способ самовыражения путём передачи информации». (Виктор Геннадьевич Балыков). Шутка.
Теперь серьёзно. Что мы хотим от своего самовыражения? Я думаю – утверждения себя как личности через взаимопонимание. Человек – существо социальное. Объединяясь в социальные группы, мы создаём защиту от враждебных проявлений окружающей среды. Передавая свои знания и опыт друг другу, мы совершенствуемся, что в свою очередь позволяет нам отвечать на вновь и вновь возникающие вызовы нашего мира.
Большинство из нас никогда не будут на Джомолунгме – самой высокой горе мира, но благодаря информации, переданной нам теми, кто смог её покорить, мы знаем, что там – разрежённый воздух, и человеку трудно дышать. Тем же путём нам известно, что на морской глубине – большое давление,  а в космосе – невесомость.
Искусство – это тоже способ передачи информации. И не только, а может быть, не столько смысловой, сколько информации о своих эмоциях, чувствах, ощущениях. Художник, создавая своё полотно, пишет не то, что видит, а свои ощущения от увиденного. И он, конечно же, хочет, чтобы те чувства, которые он ощущал при этом, передались зрителям.
А что хотел передать Джованни Продо (которого я конечно же придумал для наглядности иллюстрации своих рассуждений)? Я допускаю, что он испытывал какие-то чувства, создавая своё произведение, но этого мало. Талант художника – это способность создавать образы своих эмоций, доступные для восприятия другими.
Говоря о зеркалоидах, я конечно же имею в виду творчество человека. Но зеркалоиды существуют и в природе. Вспомните, как будят вашу фантазию проплывающие в небе облака или языки пламени в костре. И облака, и пламя тоже зеркалоиды, только природные. Таким образом, всё природные явления, которые могут вызвать всплеск ваших фантазий, являются зеркалоидами.
Но вернёмся к творчеству человека.
Зеркалоиды встречаются не только в живописи. Попробуем найти их в поэзии. И начну я с яркого образца творчества Владимира Семёновича Высоцкого. Давайте вспомним его известную песню «Парус» с такими строками:

А у дельфина
Взрезано брюхо винтом!
Выстрела в спину
Не ожидает никто.
На батарее
Нету снарядов уже.
Надо быстрее
На вираже!

Сам Владимир Семёнович называл эту песню тренировочной. Он рассказывал, что часто записывает строчки, которые приходят неожиданно, чтобы не забыть и в дальнейшем воплотить их в стихи. Таких строчек у него накопилось много, и он решил объединить их в песенный текст. Так получилась эта песня. И он просил не искать в ней смысл, его там нет.
Но получилось так, что каждый слушатель находит в ней свой смысл. А значит, это типичный зеркалоид.  Высоцкий создал базу, основу для чужих фантазий.
Попробуем отыскать зеркалоиды в наших днях.

ПУГАЛО

Звезда над севером светит аполитично,
Не вложит в руки серебряный блеск ножа.
Все перекрёстки исхожены на «отлично»,
Но у ворот не меняются сторожа.
В крови, свободной от всякого алкоголя,
Прямая ясность, но выдохся кислород.
И мне осталось лишь встать посредине поля,
Пред мудрой птицей скривив недовольно рот.
Прикосновенья когтей городских окраин
И привкус неба: металла и гари смесь.
Ты ядовитым любуешься урожаем,
А строгий ветер случайную сдует спесь.
Война без танков — и сердце, как в танке, глухо.
Рассвет к ногам моим выкатил колесо.
И четвертует, и поджигает солому духа,
А ворон клюнет мне тряпочное лицо.

Юлия Ольховская, журнал «Сибирь», №3 за 2021 год.

Если бы не название, понять, о чём речь, было бы невозможно. Но даже название не спасает. Образы размыты и разорваны. Они вызывают некую тревогу, но каждый читатель увидит в них своё. Кто-то отчаяние, кто-то разочарование, кто-то безысходность. Я не утверждаю, что это плохо, но автор ничего нам не передаёт, ничем не делится. Он рисует красивый узор, способный вызвать в нас всплеск фантазий. Это и есть зеркалоид.
Ещё одно стихотворение того же автора:

КУКЛОВОД

Диктатура кровавой и смуглой луны
Кукловодом владеет, как жертвами жало.
Его куклам не снятся спокойные сны,
Небеса изменились от дымки пожара.
Только нити не вечны, всё падает ниц,
Улыбается слабость на тонком фарфоре.
Для того он лепил одинаковость лиц,
Чтобы проще собрать, если сбудется горе.
Но пока у огня ещё есть хоровод,
Он с лихвой задает непосильные ритмы.
Чтобы нить прервалась, и ушёл кукловод,
Здесь хватило бы даже и маленькой бритвы.
Но безмолвствует мир, будто в дни нулевых.
Куклам в этой игре пистолет не положен.
Защищаться и править – удел волевых.
От живых к неживым путь случился, он ложен.

И вновь это зеркалоид.
А теперь я предлагаю сравнить стихи одного автора и распознать в них зеркалоид.


И КАТИСЬ БУТЫЛКОЙ ПО АВТОСТРАДЕ

И катись бутылкой по автостраде,
Оглушённой, пластиковой, простой.
Посидели час, разошлись не глядя,
Никаких «останься» или «постой»;
У меня ночной, пятьдесят шестой.
Подвези меня до вокзала, дядя,
Ты же едешь совсем пустой.
То, к чему труднее всего привыкнуть –
Я одна, как смертник или рыбак.
Я однее тех, кто лежит, застигнут
Холодом на улице: я слабак.
Я одней всех пьяниц и всех собак.
Ты умеешь так безнадежно хмыкнуть,
Что, поxоже, дело моё табак.
Я бы не уходила. Я бы сидела, тёрла
Ободок стакана или кольцо
И глядела в шею, ключицу, горло,
Ворот майки – но не в лицо.
Вот бы разом выдохнуть эти свёрла –
Сто одно проклятое сверлецо
С карандашный грифель, язык кинжала
(Желобок на лезвии – как игла),
Чтобы я счастливая побежала,
Как он довезёт меня до угла,
А не глухота, тошнота и мгла.
Страшно хочется, чтоб она тебя обожала,
Баловала и берегла.
И напомни мне, чтоб я больше не приезжала.
Чтобы я действительно не смогла.

ДУМАЛА, САМИ ИЩЕМ

Думала – сами ищем
Звёзд себе и дорог.
Дети пусть верят в притчи
Про всемогущий Рок.

Фатума план утрачен.
Люди богов сильней…
Только ты предназначен,
Небом завещан мне.

Огненною десницей
(Чую ведь – на беду!)
Ты на роду написан,
Высечен на роду,

Ласковоокой смертью,
Болью к родной стране –
Милый, ты предначертан,
Ты предзагадан мне…

Гордые оба – знаю.
Вместе – как на войне.
Только – усмешка злая –
Выбора просто нет:

С новыми – не забыться,
Новых – не полюбить.
Мне без тебя не сбыться.
Мне без тебя не быть.

Сколько ни будь с другими,
Да ни дразни судьбу.
Вот оно – твоё имя,
Словно клеймо на лбу

Вера Полозкова

Думаю, вы разобрались, где зеркалоид. Конечно, это первое стихотворение.  В нём чувствуется попытка передать свои эмоции, но эта попытка невнятна, и приходится догадываться, додумывать, дочувствовать за автора.
Второе же стихотворение лишено двусмысленности. В драматургии есть такое понятие – посылка. Это одна фраза, которой можно выразить суть пьесы. Например, «Ромео и Джульетта». Посылка этой пьесы – «Любовь сильнее смерти». Посылкой стихотворения «Думала, сами ищем», на мой взгляд, может стать фраза «Сладкая обречённость». Впрочем, я не настаиваю.
Зеркалоиды существуют и в прозе, и в драматургии, и в музыке, и в танце… Везде, где есть место творчеству. Делясь своими размышлениями, я пытаюсь призвать к разделению на истинное творчество и творение зеркалоидов. А мы, к сожалению, часто сваливаем всё в одну корзину, в которой нередко оказываются и великие творцы, и «зеркалоидники».
Но откуда берутся зеркалоиды? Чем вызвано это явление?
Те, кто работает с молодыми людьми, пробующими себя в литературе, замечают, что большинство из них сейчас пишут в стили фэнтези. Феи, гномы, драконы… И понятно, почему – не имея жизненного опыта, не владея анализом законов человеческих взаимоотношений, проще придумать свой мир, в котором мифические персонажи могут творить всё, что захочет автор. Но вот дети взрослеют, и им хочется поделиться своими ощущениями от открывающегося перед ними мира.  И тут выясняется, что способностей передать свои эмоции хватило далеко не всем. Кто-то бросает заниматься несвойственным ему делом, а кто-то упорно продолжает искать и чаще всего приходит к зеркалоидам. И вот мы слышим: «А я так вижу», – или: «Вы ничего не понимаете в современном искусстве». Но вся беда в том, что на свете большое количество не только тех, кто не умеет, но хочет писать, но и тех, кто хочет читать, но неспособен понять прочитанное. (Это тема для других размышлений). И тогда появляются деловые люди, которые придумывают красивую обёртку и, завернув в неё очередной зеркалоид, преподносят его как новое направление в искусстве. И, к сожалению, многие попадаются на эту удочку. Это простительно тем, кто мало понимает в искусстве, но даже те, кто в нём хорошо разбираются, боясь показаться невеждами, не находят в себе мужества крикнуть: «А король-то голый!».   
И последнее. Я не исключаю зеркалоиды из творческой среды. Среди них есть замечательные образцы. Но давайте остерегаться вплетать новомодных «зеркалоидников» в ряды великих мастеров.


Рецензии
Думаю, что это уже вопрос к искусству и его цене. Существует интересное, на мой взгляд, описание: "Цена искусства равна покупательской способности". Во много я с этой фразой согласен. Тогда, важной переменной в этой формуле будут сами покупатели и каким образом они определяют, чему равняется эта стоимость?

Самый распространенный зеркалоид в живописи, опять же, на мой взгляд - Черный квадрат Малевича. С одной стороны всем зеркалоидам зеркалоид, с другой стороны, возможно, творческая задумка художника. Тогда как можно понять, что перед тобой, если не применять субъективный анализ? Написал белиберду и просто зашло зрителям, особенно авторитетным ценителям искусства, которые уже раздули сие произведение до невообразимых размеров или сотворил произведение искусства, которое до сих пор никем не признанно и валяется где-нибудь на задворках творческих потуг?

Думаю, что во всем можно увидеть зеркалоид, так же, как и величайшее произведение искусства, в зависимости от того, кто смотрит.

Михаил Писаренко   25.09.2024 13:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.