15. 09. 2024 Про синусы-косинусы

Грешна, Господи, хочу покаяться.
Прости дуру старую, не со зла, а токмо из-за недержания.

Современные искушенные  в психоаналитических конструкциях умы  меня бы анафеме предали. Ты, верю, подобрее, просто пристыдишь.

Бес попутал, не смогла устоять.
Нарушила модную заповедь «не лезь без запроса»,  влезла, каюсь, не могла  удержаться. То ли старею, то ли  автоматизмы срабатывают. Профналет — это жестокая штука,  психиатры не соврут —  когда у тебя  десяток лет спрашивают совета, ты уже начинаешь генерировать их   бесконтрольно, даже если спрашивают не  тебя.

Объясню подробно, сильно не бей.

Вчера. Выходной. Фудкорт.
Места мало, столики плотно.
Стою у столбика, прикинувшегося  итальянской колонной, обвитой зеленью, жду заказа. У второй грани столбика столик. Мама с дочкой, суши.

Я вся в себе, не слышна, невидима.  Но антеннки -то  на прием во все стороны настроены. Все воспринимают, бдят пространство.

А в пространстве — понимаю я почти сразу — неспокойно.  Что-то неуловимое вытаскивает  меня из моего  благостного настроя, дергает за  струны, отвлекает от  ничегонеделания.

Со стороны столика — нарастающий шум. Сначала легкий гул, потом  сильнее. Мама с дочкой  беседуют. Еще немного  и беседа примет разряд легкой ругани.  С каждой фразой  тон все выше, пререкания все настойчивее.

Я выглядываю одним глазом из-за столбика.  Мама, милая, уставшая,  пытается дочке объяснить. Дочка, лет 12,  черноглазая, бодрая, гнет свою линию. С каждым витком все понятнее, что  над столиком формируется тайфунчик. У  девушек уже челки ветерком  колышет.

-Ну зачем они? Все эти косинусы-синусы? -подпрыгивает от отчаяния ребенок. - Кому они сдались? Вот тебе они хоть раз в жизни пригодились?

Мама что-то отвечает,  но это летит  мимо ушей ребенка,   та подпрыгивает еще раз, дирижирует вилкой,  скорую победу  зажевывает очередным суши.

-Кто придумал мучить детей  математикой? Кто этим всем пользуется в обычной жизни?  Зачем нам впустую мозг забивать? - Я прям увидела хор  юных дарований,  незримо вставших за спиной ребенка и  вопрошающих   в унисон. Одни и те же слова,  шаблонные,  острые, как  шпага,  тыкались   в маму, утирающую пот со лба, и  уже  исчерпавшую все аргументы.  Плечи ее поникли,   силы были на исходе — я   со спины чувствовала ее отчаяние.

Некоторое время я честно боролась с собой.
Да, знаю, нельзя выглядеть старой бабкой,  бубнящей, что  нужно надеть шапку, отморозишь уши.  Нельзя лезть в чужие разборки. И в чужие жизни нельзя, даже с благими намерениями. 
Я сделала шаг вперед, потом назад. Потом опять вперед и опять за столбик. 

Ощутила себя школьником. Когда задали вопрос, у тебя есть версия ответа,   но ты не знаешь, тянуть руку или нет.  Выступишь  со своей  точкой зрения невпопад — или засмеют, или затопчут.

Но отчаянье,   женщины, пытающейся донести свою мысль до ребенка и  явное  наслаждение ребенка   фразами, кажущимися ей единственной истиной, совратили меня, каюсь.   

И на очередной  азартный, полный уверенности в   собственной  правоте возглас:
-Зачем эти синусы вообще нужны мне? Зачем, я спрашиваю? За-чем?- мама втянула голову в плечи,   я   выглянула   из-за  зеленого столбика:
-А можно я объясню?
 
Я сделала шажочек к ним. Две пары глаз  от неожиданности замолчали, уставившись  на меня.

Я посмотрела прямо в глаза взрослому :
-Простите пожалуйста,я случайно услышала ваш разговор, можно я попробую объяснить? - встретилась с ее взглядом ясным,  блестящим и немного (… сильно) утомленным- она кивнула.

-Можно? - посмотрела я на ребенка. Та кивнула тоже.
-Ну вот смотри -  начала я без вступлений, не отводя глаз от девочки- Ты на физкультуре занимаешься с гантельками?
-Да — кивнула она, не ожидая подвоха.
-А в  твоей обычной жизни, кроме физкультуры, ты их как-то используешь?
-Нет -  не мигая , ответила она.
-Так тут то же самое. Ты в зале  накачала мышцы   с гантелями и оставила их там.  А сама живешь себе дальше и пользуешься результатом, гантели тебе больше не нужны. Все эти синусы-косинусы -  те же гантельки, только для мозга. Ты  с их помощью тренируешься, дальше  оставляешь их в школе — а мозгом пользуешься всю жизнь.

Глаза ребенка округлились.

-Еще одна вещь есть. — я  увидела интерес в ее глазах и меня понесло — Как найти то, что тебе интересно?  Это нужно попробовать. В школе учатся сотни детей. Тысячи. Всем интересно разное. Кому-то писать, кому-то плясать. Кому-то — математика, кому-то физкультура. Пока не  попробуешь — не поймешь. Поэтому там так много всего разного.  Тебе косинусы не нравятся. Они многим не нравятся. Но обязательно найдется кто-то, кому эти несчастные косинусы  будут интересны. И этот человек будет с удовольствием их изучать,  посвятит этому всю жизнь, построит космический корабль, станет известным на весь мир.

« А те, кто кричал « кому это интересно»  будут   полы мыть» - цинично подумалось мне, но   эту часть фразы я говорить не стала» .

-А вот для того, чтобы узнать, что  тебе интересно,  что получается у тебя легче всего, что увлекает тебя с головой — нужны разные предметы. 

Девочка  смотрела на меня не отрываясь. Распахнув глаза, перестав жевать. Наверное, думала, что  я сумасшедшая немного.

В маминых глазах   сияло облегчение   и благодарность. Она мне улыбалась, кивала головой, обрадованная тем, что дочь  хотя бы слушала. Впрочем, похоже, не просто слушала, а еще и вдумывалась.  Темные ее глазки   не отрывались от меня,    в них не было ни агрессивности,  ни сопротивления,  выплескивавшиеся  еще пару минут назад.
-Попытайся относиться к этому, как к игре.- продолжала я- Постарайся попробовать  все, что дают. Просто, ради интереса. Никогда ж не знаешь, что  зайдет. И никогда не знаешь, что   понравится. И, кстати, никогда не знаешь, что в жизни пригодится. Зато, если вдруг когда-то пригодится, ты, такая, раз — и знаешь, где посмотреть.

-Ой,  ты что-то и не ешь совсем... —  спохватились вдруг мы с мамой, глядя на замершую девочку, притихшую и задумавшуюся .
-Ты кушай. - обратилась я к ней.- Подумаешь над этим потом.

Я еще раз извинилась,   обменялась улыбкой  с мамой, с девочкой и рванула забирать свой заказ.      

Прости,  Господи меня за внезапное занудство.
Грешна, каюсь.
Вырвалось, не удержала.
Вот честно.... до сих пор думаю, стоило ли  вмешиваться.
Но ни раскаяний, ни  уныния не ощущаю, хоть  и пошла против современной психологии.

Больше не буду, конечно.
Хотя, честно говоря,  местами мне кажется, что все правильно сделала.


Рецензии