de omnibus dubitandum 1. 98

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

Глава 1.98. ПОБЕДИТЬ, ИЛИ ПОГИБНУТЬ…

    На Руси и в Западной Европе, пишет Д.Н. Зенин, в своей статье «Все дороги ведут в Рим», - церковь брала под свою защиту всех этих людей, они подлежали исключительно церковной юрисдикции. Если присмотреться к участникам Первого Крестового Похода, то оказывается, вся знать - это или четвертые сыновья, или дети вдов, или дети от второго брака, или незаконнорожденные, или, или... так или иначе не имеющие законных оснований иметь то на что они могли бы рассчитывать.

    Наиболее яркий пример: герой Первого Крестового Похода граф Гуго Вермандуа. Брат французского короля Людовика Толстого, сын дочери Ярослава Мудрого - Анны Ярославны королевы Франции от второго брака с графом Робертом Вермандуа.

    Людовик Толстый по состоянию на 1095 - 1100 гг. помирать не собирался, а графство Вермандуа включил в коронные владения. Не лучше обстояли дела у Боэмонда Отрантоского, Роберта Нормандского, даже у Готфрида Бульонского, его двоюродного брата и племянника. Фактически все участники Первого Крестового Похода - мужи, вставшие на великий путь, - были лишними у себя на родине.

    В 1099 году крестоносцы овладели Иерусалимом, предприятие завершилось блестящим успехом. Христолюбивое воинство начало осваивать освобожденную от неверных Святую Землю и приступило к государственному строительству НОВОГО ИЗРАИЛЯ - ЦАРСТВА БОЖЬЕГО НА ЗЕМЛЕ.

    Общепризнанный предводитель крестоносцев Готфрид Бульонский, искренне считал, что этим объединением управляет непосредственно сам Иисус Христос.

    Поэтому все вопросы и решения при жизни отважного герцога заслушивались и принимались исключительно на общем совете, составленном из высшей знати, духовенства и представителей всех сословий.

    Но в 1100 году Готфрид умер, его преемником стал его двоюродный брат Балдуин (BALDWIN) граф Буржский, который принял титул короля и увенчал себя королевской короной. Следующим его шагом была женитьба на младшей сестре короля Франции Людовика Толстого, дочери Анны Ярославны. Государственный совет, сложившийся при Готфриде Бульонском, распущен не был и продолжил свое существования до самого конца Нового Израиля, или Божьего Царства на Земле.

    Успех Первого Крестового Похода клерикальные историки объясняли чудом, советские горе-историки - слабостью и раздробленностью мусульманского мира. Между тем, контингенту крестового ополчения путь назад был заказан, им было некуда и незачем возвращаться. Они могли или победить, или погибнуть.

    Один из героев похода 1096 - 1099 гг. герцог Роберт Нормандский имел несчастье вернуться и попросить у своего старшего брата Вильгельма Рыжего, короля Англии и герцога Нормандии, долю в отцовском наследстве - в результате до самой смерти просидел в темнице.

    Такая перспектива никого и никогда не прельщала. В Святой Земле, Новом Израиле, Иерусалимском королевстве, каждый получал по заслугам - не поровну, но по справедливости. Крестоносцы создали в завоеванных областях "правильный и справедливый" государственный феодальный строй.

    Но прошло всего 15 лет и началось стихийное создание военно-монашеских организаций. Это произошло потому, что у четвертых сыновей, покинувших неласковую родину и обустроившихся на чужбине, стали подрастать свои четвертые сыновья, дать которым было нечего, но пристроить требовалось. Военно-монашеские братства, как и монастыри вообще, стали идеальным средством для решения проблемы изгойства (людей выпавших из своих социальных сословий).

    Первым объединением, братством, союзом не обремененных наследством отпрысков знати стал Орден госпиталя святого Иоанна Иерусалимского, оформившийся и получивший официальное утверждение в 1113 году. В 1118 - 1119 гг. рыцарь из графства Шампань Хуго де Пейнс создал "Братство бедных слуг Христовых всадников девы Марии Иерусалимской Богородицы Соломонова Храма", сразу же прозванных ТАМПЛИЕРАМИ (TEMPL - TAMPL = ХРАМ), или ХРАМОВНИКАМИ.

    Основатель этого братства. личность на первый взгляд ничем не привлекательная, но де Пейнс - так его имя всего лишь звучит, в написании оно намного интереснее - de POGANES, в переводе на русский звучит совсем здорово - ИЗ ПОГАНЫХ.

    Шампань - область, графов которой, назначал и утверждал король Франции. Слово ПОГАНЫЙ до боли знакомое, родное, из Руских Летописей: так нарекали жителей степей. Тех, кто нападал, называли дикими погаными, а тех, кто служил руским князьям в легкой коннице - своими погаными.

    В числе соучредителей Братства, его первым покровителем был Гуго Вермандуа, сводный брат короля Франции Людовика Толстого по матери, дочери великого Руского князя Ярослава Мудрого.

    Хотел бы кто этого, или нет, но изначальная связь Руси с Иерусалимским Королевством и Орденом Тамплиеров очевидна.

    Монархи и Церковь быстро оценили инициативу основателей военно-монашеских братств, относительно социально безвредное устройство изгоев, сыновей вдов знати, поэтому, с целью использовать со временем эти организации, сразу же начали их поддерживать. Четвертым сыновьям, детям вдов, братства тоже понравились, появилась определенность и перспектива.

    Военно-монашеские братства по образу и подобию палестинских начали создаваться по всей Христианской Европе, но наиболее популярными и массовыми стали именно Орден Госпитальеров и Тамплиеров. Причем ШЕВАЛЬЕ ДЕ ТАМПЛЬ явно опережали по всем параметрам своих коллег из госпиталя святого Иоанна. Они были, продолжает Д.Н. Зенин, в своей статье «Все дороги ведут в Рим», -  во всем впереди: и в бою, и в строгости монастырского устава.

    Тамплиеры в течении XII века быстро расползлись по всей Христианской Европе от Норвегии до Испании и стали проникать за ее пределы. Патриарх Иерусалимский сделал тамплиеров Хранителями Святого Гроба Господня и передал на хранение бедным братьям ключи от церкви Воскресения Христова. Римский папа, патриархи Константинополя и Иерусалима обязали всех монархов доверить тамплиерам контроль, за чистотой и содержанием золота и серебра в монетах...

    Рыцари-монахи оправдали оказанное им высокое доверие. Контроль за звонкой монетой настолько понравился Братству Соломонова Храма, что менее чем через полгода после своего основания тамплиеры занялись банковским делом и настолько успешно, что потеснили на этом поприще евреев-ростовщиков и ломбардских банкиров.

    Именно тамплиеры разработали в середине средних веков всю систему бухгалтерии, сохранившуюся почти без изменений до нашего времени. Они же придумали банковские чеки, платежные поручительства и векселя.

    Без отрыва от основного занятия защиты гроба Господня, братство освоило медицину, кузнечное дело (добычу и обработку металлов), алхимию и многое другое. Орденские комтурства, или консистории, - TEMPL STOWN, были одновременно военными организациями, кредитными банками, госпиталями (бесплатными больницами), центрами кузнечного производства и торговли.

    А поскольку к дарениям и пожалованиям богатеющие монахи-воины еще прикупали землю и воду, то богатства Ордена росли со сказочной быстротой и уже в конце XII века перестали зависеть от военных успехов и неудач. В отличие от воинов-мирян, тамплиеры не выкупали и не обменивали своих собратий, попавших в плен, поэтому храмовники живыми в плен не сдавались. Только на одном этом достигалась огромная экономия денежных средств.

    Крепостных и обслуживающую братию Орден приобретал многими способами, прежде всего - выкупал невольников-единоверцев у поганых (неверных мусульман), предоставлял убежище беглым, выкупал должников, предоставлял льготы для переселенцев. Умело используя дотации (дарения и пожалования), хозрасчетную деятельность, торговлю и благотворительность, Тамплиеры процветали, несмотря на то, что дела в Святой Земле шли всё хуже и хуже. В 1187 году, пишет Д.Н. Зенин, в своей статье «Все дороги ведут в Рим», -  под ударами мусульман пал Иерусалим. Отвоевать его так и не удалось. Через 104 года, 18 мая 1291 года, после длительной осады и ожесточенного штурма мусульмане захватили сильнейшую крепость крестоносцев Аккон; несколько недель спустя последние крестоносцы покинули Святую Землю.

    Однако, столетия крестовой эпопеи, кое-чему научили Египетских султанов, и вообще мусульманский мир. Иерусалимская патриархия не была упразднена, а христианским пилигримам-паломникам был открыт доступ в Святые Места. Причем мусульманские владыки брали паломников под свою защиту. Это решение оказалось судьбоносным: разрешение доступа в Божий Град, и отказ от осквернения христианских святынь навсегда устранили необходимость в их освобождении из рук неверных.


Рецензии