Валина война
-Ну расскажи! Расскажи про войну
-Да что, Юленька, рассказывать...На войне... страшно.. Всем.
Все мои сведения о бабулиной службе обрывочны и крайне скупы. Она никогда не говорила о боях, обстрелах, убитых и раненых. Неохотно , как о чем-то нестоящем большого внимания, рассказывала о том, как еще совсем девчонкой шла вдоль проселочной дороги и с горечью думала о том, что все воюют, защищают Родину, а она в тылу отсиживается. Стыдно.
По дороге проезжал грузовик. В кузове сидели ребята в военной форме. Бабуля помахала, грузовик притормозил.
-Вы куда? На фронт?
-На фронт.
-Эх, все на фронт, а я....
При виде расстроенной худенькой девчушки с огромными глазищами на пол-лица ребята рассмеялись.
-Так поехали с нами , вояка!
Из кузова к ней потянулись руки. Она кивнула и через мгновение была уже в грузовике.
Конечно, до фронта бабушка не доехала. Ее довезли до областного центра, а дальше по обычной схеме. Пришла в военкомат, приписала себе пару годиков, попросилась на войну. Почему никто не поинтересовался документами, для меня загадка. Но как бы там ни было, бабулю отправили сначала на курсы , и только потом, после ее гневных писем во все инстанции , на фронт.
Война в ее рассказах- не приключение, и не хоррор. Это калейдоскоп бытовых деталей, которые мне в детстве казались будничными и какими- то негероическими. Только с возрастом я поняла их особую выразительность.
"Тяжело женщине на войне. А мы то с подружкой -совсем еще девчонки. Но ребята нас всегда жалели. У кого какая тряпочка лишняя появится, бинт или вата, все нам тащили: "Бери , Валюшка, тебе нужнее. Приспособишь, куда надо".
"Зачем им тряпочки?- думала я в детстве,-Тоже мне ценность" А бабуля с ее болезненной деликатностью никогда не объясняла.
"Вот как-то перебрасывали нас на другие позиции. Идем колонной: техника, грузовики с людьми. В кузове наши полковые ребята,и мы- несколько девчонок. Вдруг одной захотелось в туалет. Что делать? Ради одного человека колонну, само собой, никто не остановит. Терпела-терпела, хоть плачь.Ребята видят, плохо совсем девчонке. Позеленела вся.
-Не реви! Давай что ли...в сапог. Ну не помирать же из-за такой ерунды в самом деле.
Отвернулись все. Закурили. Вроде как ничего и не происходит. Сняла девчонка сапог. Мы ее прикрыли. А потом тихонько из кузова все наружу и вылили.
-А сапог?- спрашиваю я почему то шепотом.
-А что сапог? Опять одела. Без обуви нельзя. Застудишься."
" Сидим мы у себя в блиндаже. Тихо так...только вдали громыхает. Пьем чай вприглядку с сахаром.
-Вприглядку? Как это ?
-А так: нальем кипятку покруче, поставим блюдце с сахаром на стол , смотрим на него и пьем себе как барыни. "
Мне всегда было мало этих зарисовок. Хотелось услышать что-то особенное, как в книжках. С надрывом. Чтоб при случае и подружкам похвастаться. Я пристаю, пытаясь выпытать что-нибудь героическое.
-Бабуля , ну на войне же убивали? Твоих знакомых , друзей?
-Убивали, Юленька...
И замолчит. Слова не вытянешь. И во время застолий на День Победы всегда молчала. Не было у нее слов для войны . Высоких,патетических,переворачивающих душу и леденящих кровь.Не было. Но теперь ее молчание значит для меня больше, чем все книжные истории.
Свидетельство о публикации №224091600708
Игорь Теплов 27.09.2024 21:57 Заявить о нарушении
Юлия Соколова -Морозова 27.09.2024 23:01 Заявить о нарушении