Таруса. Часть 11
Сегодня речь пойдет о Тарусе современной. И прежде всего хочется рассказать о том, что культурная жизнь, основы которой заложили знаменитые поэты, писатели, художники и музыканты, в ней продолжается. Всё-таки традиции очень много значат для России.
Меценатство было в Тарусе в почете всегда. Про Народный дом художника Поленова вы уже прочитали, как и про агронома и знатока искусств Ракицкого.
Вот жил в Тарусе во второй половине 19-го века купец первой гильдии Яков Лаврентьевич Позняков. Главное отличие русских купцов от купцов зарубежных было в том, что они занимались и создавали свой капитал не на перепродаже готовых товаров, а почти каждый имел свое дело, фабрику или завод, на котором эти товары производились. У Познякова была фабрика, на которой ткали полотно и миткаль, ткали цветные платки с национальным русским орнаментом. В 1871 году он получил разрешение на постройку собственного дома в городе. Дом был двух-этажным, каменный первый этаж и деревянный второй. Семейство разрасталось, дети строили дома по соседству, занимая почти всю улицу, которую местные жители даже стали называть Позняковской.
Тот первый дом цел и поныне и в нем сегодня находится краеведческий музей. Был у Позняковых и построенный по разрешению калужского губернатора трактир, больше похожий на столичный ресторан с отдельной биллиардной и эстрадой для исполнения музыкальных произведений. Тут же устраивались на благотворительной основе и спектакли, в основном заезжих театральных трупп.
Начатое в старину дело сегодня продолжает Владимир Александрович Самохин, владелец кафе «Тарусское время», и это ему отлично удается в 2016 году на конкурсе «Лучшее предприятие Калуги и Калужской области» кафе «Тарусское время» заняло 1-е место.
Главный Тарусский меценат сегодня это безусловно Исмаил Ахметов, выпускник Челябинского Государственного Университета, факультета физики.
Сейчас он строитель и крупный изготовитель стройматериалов, владелец компании Arch-Skin, которая по праву считается лидером керамической индустрии России.
Компания не стоит на месте и все время развивается. Один из главных девизов компании: «Мы хотим жить в красивой и счастливой стране, и понимаем, что сделать ее такой — наша работа». И это не просто слова, это направление, в котором вся компания и каждый ее сотрудник движется ежедневно.
Уникальный керамический материал Арх-Скин: тонкий, гибкий и сверхпрочный готов к любым испытаниям. Ему не страшна ни вода, ни огонь, ни химические вещества. Всеми этими качествами он обладает благодаря особой технологии его производства. Смесь глины, полевого шпата, кварцевого песка и минеральных красителей прессуется методом проката. После этого лист подвергается обжигу при температуре свыше 1220 Со. Благодаря этому готовый продукт не только очень прочный, но и очень плотный. У материала нет внутреннего напряжения, это позволяет совершать его резку с максимальной точностью. По толщине Архскин может быть от 3 мм. до 11 мм. Так же существует специальная толщина 3+3 и 5+5 мм. Такие плиты представляют собой два склеенных листа по 3 и 5 мм. Они созданы специально для изготовления перегородок, дверей и других сложных элементов интерьера, так как обе стороны у таких плит являются лицевыми.
В 2011 году Ахметов основал собственный Фонд по развитию образования и поддержке культуры. Он основатель школы «Homogarmonicus» в Москве и Тарусе.
Рискну предложить желающим интервью с Ахметовым на тему образования:
— Исмаил Тимирович, для начала хотелось бы узнать об истоках и предпосылках появления вашего образовательного проекта. Почему в один момент вы решили начать делать в образовательной сфере нашей страны что-то непохожее на обычные школы?
— Исток был очень простой — это наблюдение за собственными детьми. У меня их пятеро, и каждому хотелось дать максимально хорошее образование, поскольку я сам очень любил учиться и был крайне восприимчив к происходящему вокруг.
Моему старшему сыну 33 года, и он, так сказать, пионер, который все изучал и испытывал на себе. Старшие дети выучились в Европе, а затем получали образование в английских, парижских, венских университетах. И наблюдая за всем этим, я осознал, что не совсем удовлетворен тем, что вижу.
Со временем у меня появилось еще трое детей, и к тому моменту я уже понимал, что их надо учить как-то иначе. Мне показалось, что сам я смогу организовать процесс намного лучше. С этого и начался наш путь.
— Во главе угла в вашей школе — «гармоничное развитие свободной личности». А как воспитать такого человека в школе? К каким инструментам вы для этого прибегаете?
— В первую очередь необходимо сформировать среду единомышленников из числа родителей и учителей. Без группы соратников ничего не получится. Если есть носитель идеи, но нет единомышленников и устойчивой среды, то затея будет обречена на провал.
У нас главный акцент — на максимальном группировании вокруг семей. Идет совместная работа и родителей, и учителей: каждый старается стать более гармоничным и свободным. Становясь примером для детей, взрослые сами начинают лучше понимать, что такое гармония и свобода. Воспитывать детей и при этом самим не быть такими, какими вы их воспитываете, абсолютно бесполезно с точки зрения результата.
— А какие еще отличия от привычных российских школ вы бы обозначили?
— Во-первых, в обычных общеобразовательных школах есть разделение на «основные» и «дополнительные» предметы. В первую категорию попадают литература, математика, русский и английский языки, во вторую — музыка, изобразительное искусство, робототехника и так далее. Первое глобальное отличие заключается как раз в том, что у нас нет подобного деления: и математика, и искусство — абсолютно обязательные предметы. Дети развиваются и физически, и эстетически, и интеллектуально. Хотелось бы, чтобы любовь и понимание всех дисциплин остались с детьми навсегда.
Узкая специализация может появляться в жизни человека — особенно современной — множество раз, причем в разных направлениях. В 18 лет вы можете чувствовать, что вас очень интересует робототехника, но нет никаких сомнений в том, что уже через пять лет произойдет насыщение этой областью и появится какая-то другая сфера активности — к примеру, в области химии или биологии. И если вы уперлись в роботов, то это в определенной степени остановит вас в развитии.
Этого не произойдет, если подходить к учебному процессу как к проектному образованию. Вместе с тем выработанное свободное сознание не обречет вас на обязательный выбор специализации и посвящение себя на всю жизнь чему-то одному. Мы же видим, что смена профессий происходит постоянно, и именно на междисциплинарных отношениях возникают основные прорывы.
И самое главное — никакой установки на ЕГЭ. Этот экзамен вгоняет в очень узкие рамки. Дети должны одинаково хорошо знать и математику, и литературу, и биологию, и музыку, и все остальные предметы.
— Судя по вашему стремлению к «общинности», домашнее обучение вы не приветствуете?
— Да, у домашнего обучения один глобальный изъян — этот метод не учитывает, что человек — существо социальное. При этом детям особенно нужны друзья. Домашнее образование этого не дает. В среде обучения, на мой взгляд, заключается 90% успеха. В домашнем образовании этой среды нет.
Конечно, если ребенок особенный или у него, например, есть определенные проблемы со здоровьем, то тогда обучением зачастую приходится заниматься дома. Но напомню, что и для таких детей у нас есть школы с инклюзивным образованием.
— Вы ориентировались на какие-то зарубежные практики при создании школы?
— Конечно, мы отслеживаем все, что происходит и в Сингапуре, и в Финляндии, и в США. При этом установки, что «надо делать только вот так» — нет. Мы идем отчасти своим путем, но, если говорить о том, что нам наиболее близко, то я бы сказал, что это советская система. Я сам закончил советскую школу, и у меня к ней нет почти никаких претензий.
В процессе взросления ребенка есть два основных момента: образование и воспитание, причем последним сегодня мало кто занимается, даже в западных системах. А за воспитанием стоит идеология. Вообще, на мой взгляд, главное, что должно быть у каждого человека — это смысл жизни и понимание, ради чего он сюда пришел.
Мы стараемся сформировать у детей общинное сознание, а не делать упор на господствующем сегодня индивидуализме. В этом много силы. При этом мы обращаем внимание на новые элементы этой общинности: к примеру, на приобретшее с недавних пор популярность понятие синергии. Еще Циолковский говорил о том, что в процессе синергирующего объединения людей идет открытие совершенно новых начал, мультипликация энергии. Кроме того, важным элементом является изучение эмпатии — как инструмента синергии. Мы живем и работаем в обществе, необходимо уметь взаимодействовать с окружающими, слушать и слышать друг друга.
Также важно ориентироваться на формирование сознания созидателя — в противовес тому обществу потребления, которое мы сейчас имеем. Помимо этого мы показываем, насколько важна роль труда. Обычного, понятного труда, начиная с ухода за самим собой, элементарной уборки, готовки и так далее.
— А какого человека воспитывают сейчас в обычных российских школах?
— Думаю, пока российская школа не воспитывает никого. Или же воспитывает рассеянных и потерянных людей. На мой взгляд, это связано с тем, что у нас в стране нет сформированной цели. Что мы за страна? Куда мы стремимся?
К сожалению, в основном в школах нацелены на то, чтобы набрать баллы и получить высокие оценки. Вместе с тем до сих пор считается модным убежать в какой-то западный вуз и где-то там устроиться. Замечу, что в последние пару лет начало появляться немало школ, которые четко ориентируются на то, чтобы заниматься воспитанием не то чтобы патриотов своей страны, но людей, которые действительно связывают свое будущее со своей родиной и культурой.
Процесс этой трансформации системы постепенно пошел, и, на мой взгляд, ключевую роль здесь будут играть независимые новые школы. Особенно я бы выделил школы семейные, которые действительно хотят дать своим воспитанникам счастливую жизнь. Если государство не будет мешать им развиваться, а, наоборот, окажет поддержку, образовательная система получит очень хороший вектор.
Одно из добрых дел Ахметова — Тарусская художественная школа. Ахметов выкупил у города старый, никому не нужный больничный корпус за приличные деньги, отремонтировал его с использованием современных материалов, которые сам и производит, полы там, например, мозаичные, а стены покрыты архскином (его называют «архитектурной кожей»). Там, где возможно, сохранен декор XIX века. Он же оснастил школу мебелью и необходимым учебным оборудованием. А затем сдал здание властям Тарусы в долгосрочную аренду по цене… 1 рубль в год!
«Каждый из нас много не съест, не выпьет. Если человек создает больше, чем ему необходимо для жизни, он должен помогать другим людям», — объяснил Ахметов свой поступок на открытии Тарусской художественной школы.
Не менее грандиозное его дело — «Дом литераторов» в Тарусе.
Помните про дачу Цветаевых в Тарусе? После них в этом доме недолго пожил художник Борисов-Мусатов, а после его смерти бывшую земскую дачу с 1914-го по 1025 снимал учёный — кристаллограф Вульф Георгий Викторович со своей супругой Верой Васильевной. Вульф была выдающейся пианисткой и делилась своим талантом с жителями Тарусы, устраивая в «Песочном доме» бесплатные концерты классической и народной музыки в виде «Музыкальных субботников».
В 1932 году «Песочный дом» приобрело правление Госбанка СССР. К 1937 году были построены три корпуса и столовая. Комплекс стал работать круглый год, превратившись в дом отдыха имени Куйбышева. Во время войны, при приближении линии фронта к Тарусе, была эвакуация в Саратов, а по возвращению на старое место, база отдыха банковских служащих превратилась в военный госпиталь. В 1946 году с передачей в ведение ЦК профсоюза финансовых работников началось расширение территории с масштабной перестройкой. В 1952 году построена новая столовая, благоустроен прилежащий парк, посажены новые липовые аллеи, заасфальтированы дорожки, сделаны бетонные ступени спуска к Оке, лодочной станции и пляжам. В эти годы, по причине крайней ветхости, разобран «Песочный дом».
В 90-е годы прошлого века база отдыха была распродана с оборудованием и хозяйственной частью и фактически ликвидирована. Приватизированная и неоднократно перепроданная, она существовала под разными названиями. В 2006 году началось восстановление и полная реконструкция дома отдыха, под названием «Серебряный век». Богатая история этого места стала визитной карточкой восстановленного дома отдыха. В 2010 году на главной аллее установлен бюст создателю Музея изящных искусств им. А. С. Пушкина в Москве профессору И. В. Цветаеву. Его именем названа аллея, ведущая к дому отдыха. Постепенно территория «Серебряного века» приобретала цивильный вид, и только клуб-столовая ветшала и приходила в негодность, до тех пор, пока она не попала на глаза Ахметову. Решение купить это здание и отреставрировать его пришло почти сразу.
Одно из самых больших увлечений Ахметова мозаика и мозаичная живопись, у него даже есть собственное производство смальты, а поскольку он по своим делам часто бывал в Италии, то встретившись там с художником работающим в этом жанре, пригласил его на переезд в Тарусу, взяв на себя все возможные расходы. Предложение было принято и теперь в Тарусе живет итальянец Марко Бравура со своей женой, который принял активное участие в реконструкции здания и украсил его своими работами.
Вот как рассказывает об этом сам Ахметов:
«Раньше в здании «Дома литераторов» была обычная советская столовая при санатории. Самые обычные советские граждане приезжали сюда по бесплатным путевкам, жили здесь, гуляли, наслаждались музыкой, танцевали. В 1990-е все пришло в упадок. Я купил это здание 10 лет назад, когда в нем практически не было крыши, пола и стен. Это были развалины. Мне даже трудно объяснить зачем, но мне показалось, что это мое место. Просто я, как советский школьник, почувствовал, что такое место не может быть в таком упадке. Теперь это мой дом. Я здесь живу, но часть здания открыта для местных жителей. Здесь проходят концерты и выставки, можно посмотреть на единственную в мире коллекцию современной мозаики, которую я сам собирал.
Потому что любой нормальный человек должен жить этим, он должен создавать прекрасное, он должен служить отечеству, людям. В этом высшие формы человеческого счастья. Я знаю, что есть много людей, которые живут за высокими заборами или на красивых островах, но счастья у них нет. Истинное счастье человека — когда ты по-настоящему служишь высшим целям. Так нас воспитывали. Чтобы люди приезжали и понимали, что жить надо не ради корысти.
Для меня странно, когда многие приезжающие сюда сильно удивляются: как так, в какой-то Тарусе живут итальянцы? Парадокс в том, что всем внушили, что Россия — это полная помойка и отсюда надо только драпать. То, что в Тарусе надо делать, мы делаем. Потихоньку возвращаем нормальные жизненные ценности: радость красоты, хорошей музыки, хорошей поэзии, хороших отношений, красивой речи.»
Год назад при поддержке Ахметова появилась частная Семейная школа. Идея создать ее возникла у москвичей, которые переехали в Тарусу — чтобы можно было жить в провинции и давать детям образование столичного уровня. Ахметов спонсировал школу только на первом этапе, сейчас это независимый самоокупаемый проект.
Семейная школа — это начальные классы и дополнительное образование (кружки по итальянскому языку, музыкальной импровизации, лепке из глины, рукоделию, столярному и витражному мастерству, шахматам и прочему). Учителей родители искали сами. «В этом была сложность. Нам же нужны прогрессивные специалисты, которые про воспитание и мировоззрение, а не про крики и безыдейность, — рассказывает одна из родительниц. — Но мы нашли таких. Многие наши преподаватели переехали жить и работать в Тарусу из других городов».
В числе благотворительных проектов, реализованных Исмаилом Ахметовым, – ремонт фасада детской библиотеки, патронаж Камерного оркестра Тарусы, в составе которого молодые профессионалы.
Уже в следующем году Исмаил Ахметов готов приступить к созданию рядом с Тарусской школой искусств парка с художественной галереей и оранжереей.
Продолжение здесь http://proza.ru/2024/09/26/1577
P/S В коллаже слева направо: 1.Краеведческий музей Тарусы, бывший дом купца Познякова. 2.Современное кафе "Время Тарусы". 3.Исмаил Ахметов. 4.В одном из классов "Школы искусств в Тарусе". 5.Так выглядит сегодня "Дом литераторов" в Тарусе. 6.Музыкальная сценка в концертном зале "Дома литераторов". 7.Ресторан в "Доме литераторов". 8.Итальянский скульптор и художник Марко Бравура в холле "Дома литераторов". 9.Кофейня в "доме литераторов"
Свидетельство о публикации №224091600785
Мне, как и автору предыдущей рецензии захотелось узнать: как обстоят дела сейчас, не пропали ли вложенные труды и деньги, но вы уже ответили на этот вопрос.
Мария Купчинова 28.10.2024 09:31 Заявить о нарушении