Коммунисты и крестьяне. Глава 2

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*

…………………………………………………………………

А. Дивильковский

КОММУНИСТЫ И КРЕСТЬЯНЕ

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Речи и беседы пропагандиста

№ 21

Государственное издательство

1921

Страниц всего: 56

   
   6


                2. Чего хотят коммунисты?


   Всякому понятно, что рабочие в союзе с крестьянами не затем сделали такой огромный переворот, чтобы потом позволить вернуться старому, пагубному для трудового человека, капиталистическому порядку.


   7


   Революция, так революция! Нельзя, например, допустить, чтобы некоторые из числа победивших рабочих, став управителями фабрик от Советской власти на место прежних хозяев, принялись, как и те, морить свыше надобности работой своих товарищей рабочих, а сами разбогатели за их счёт, сделались новыми капиталистами. Нельзя потерпеть, чтобы и некоторые из бывших трудовых крестьян ловко воспользовались земельным переворотом, забрали в свои руки побольше земли, и оказались новыми помещиками.

   Словом, вроде сказки про белого бычка.

   Чтобы этого не случилось, очевидно, нужно, чтобы весь порядок хозяйствования во всей стране стал совершенно иной, ни в чём не похожий на старый, капиталистический.

   Такого-то нового порядка и хотят коммунисты, и он так и зовётся «коммунизмом»*, что по-латински означает «товарищеский, или общий порядок всего народного хозяйства».

   Главное, коренное, отличие этого порядка от капитализма состоит в следующем. При капитализме всё хозяйство всего народа в стране распадается на множество отдельных хозяйств, принадлежащим отдельным,  ч а с т н ы м   с о б с т в е н н и к а м.

   Каждый из них хозяйствует только в своём интересе, для своей личной выгоды, не заботясь об интересе других и даже нарочно стараясь обобрать всех других, потому что только отсюда и составляется его капитал. Ясно, что при таком скверном порядке богатеют без меры лишь немногие врождённые ловкачи и разоряются многие миллионы честных, трудолюбивых людей.

   Капитал – это словно огромный паук, сосущий кровь из многих тысяч бедных мух и оттого всё больше разбухающий.

   Коммунизм основан совсем на другом. Рабочие и крестьяне, забрав в руки все частные хозяйства от капиталистов и всю землю от помещиков (земля мелких крестьян тоже объявляется собственностью государства, хотя и остаётся


                *Есть и другое слово – «социализм» – которое значит почти то же самое. Но так как его слишком часто употребляют наши враги для  обмана тёмных людей, то коммунисты предпочли первое.


   8


в их пользовании, и даже увеличивается за счёт отобранной у помещиков), затем объявляют всё это  о б щ е й   с о б с т в е н н о с т ь ю  всего трудового народа и принимаются управлять всем этим огромным хозяйством сами общей волей, по общему согласию всех трудящихся.

   Конечно, найдутся некоторые из читателей-крестьян слишком привычные к старому, частно-собственническому порядку, – хотя и гнувшему их в дугу и кругом обездолившему, – которые с недоверием качают головой: такой, мол, общий, товарищеский порядок, может быть, и хорош, но не видан нигде на практике, значит – несбыточная сказка.

   Это совершенно неверно. Даже при старом, своекорыстном, частновладельческом порядке были же, например, все почти железные дороги в управлении казны, или школы, больницы в управлении земства. А армия и флот?

   Только всё это управлялось, разумеется, к выгоде тех же капиталистов и помещиков. Почему трудящиеся не могут сообща управлять всем этим и всем прочим народным хозяйством к выгоде всех трудящихся? Ведь вот управляли же они в течение трёх лет так хорошо своей Красной Армией, что побили все белогвардейские силы.

   А выгода при таком обще-трудовом хозяйстве – огромнейшая.

   Всё богатство, которое производилось руками рабочих и крестьян, для ожирения 130.000 помещиков да крупных хозяев-богачей, целиком может быть повёрнуто теперь на лучшую жизнь, на здоровье, на радость, на образование самих же тружеников, дайте лишь справиться нам с разрухой, которую оставили после себя бывшие кутилы и моты народного богатства.

   Тогда, понятное дело, необираемый больше капиталистом, как липка, каждый трудящийся будет себе и своим требовать не нищего житья, как прежде, а житья, что называется – полной чашей.

   Для всего же народного хозяйства во всей стране это означает необходимость в огромной степени увеличить производство хороших жилищ, и продовольствия, и одежды, и обуви, и книг, и газет, и картин; театры, школы должны расти, как грибы, и транспорт (железные дороги, пароходы, автомобили) потребуется в двадцать раз больший.

   Словом, освобождение от


   9


капиталистов ведёт к огромному росту производства и общего народного богатства.

   Нужно лишь две вещи: работай – не ленись, и ещё; – хороший продуманный план на всё хозяйство всей страны, как ежегодный план (народно-хозяйственная роспись), так и на много лет вперёд (по долгосрочным сооружениям, например, морским портам, осушительным и оросительным каналам, подъездным железнодорожным и шоссейным путям, вообще по усовершенствованию всех средств и способов производства).

   Но первая коммунистическая задача – прилежная работа – облегчается множеством машин, заводимых и в промышленности, и в сельском хозяйстве.

   Ибо, само собой разумеется, такое огромное повышение народного богатства в короткий срок (то есть, в какой-нибудь десяток-другой лет) возможно единственно лишь привлечением новейшей, научной, машинной техники. Только вообразить себе, сколько нужно поработать всей вообще стране для того, чтобы  к а ж д ы й  бывший нищий-рабочий и  к а ж д ы й   прежний деревенский лапотник из 130 или 150 миллионов всего населения получил, скажем, хорошее вполне обставленное жилище, со всем устройством, ездил бы, как сейчас в Америке фермеры (крупные кулаки), в автомобиле, ходил бы в ловко скроенной одежде из тонкой материи, его дети учились, ни в чём не нуждаясь, всем наукам в течение десятка лет!

   Сразу ясно, что такая задача, можно сказать, воскресение из мёртвых целого огромного трудового народа, – без самых лучших, новейших машин, в такие сроки немыслима.

   Значит: машины, машины и машины!

   Вот что для коммунизма во много раз нужнее, чем для капитализма, от почему всероссийский восьмой съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, состоявшийся в декабре 1920 года, принял своё знаменитое решение: в 10 лет провести обширный план  э л е к т р и ф и к а ц и и  (перехода всего производства на электическую тягу) по всей России, устроив могучие электрические станции частью на реках, частью на торфяных болотах и угольных копях.

   Тогда только станет возможной и вторая великая задача: нашим Советам действительно управлять всем хозяйством


   10


России по единому общему плану, как одной огромнейшей фабрикой, задавая урок, например, Московскому промышленному округу произвести столько-то миллиардов (тысяч миллионов) аршин мануфактуры для хорошей, тёплой одежды всех товарищей-тружеников города и деревни; а какому-нибудь Поволжью или Туркестану заготовить тому же Московскому промышленному округу столько-то хлеба, мяса и фабричного сырья, – хлопка и шерсти.

   Заманчивая картина!

   Но коммунисты, конечно, прекрасно понимают, что сразу, сейчас, осуществить её целиком при такой огромнейшей разрухе, какую переживает наша страна после ужаснейшей из войн, когда-либо бывших на Земле – немыслимо. Прибавить сюда, что и наши отставные благодетели-хозяева не так-то легко расстаются со своим бывшим хозяйским раем.

   Они ведут против нас гражданскую войну как из-за границы целыми армиями белогвардейцев под предводительством царских генералов, Колчаков да Врангелей, так и изнутри изменническими восстаниями да разбойническими шайками разных «батьков» Махно да Антоновых. И в этом им с радостью помогают деньгами, пушками и снаряжением иностранные капиталисты и правительства, ибо там сплошь всюду господствует ещё пока старый хищнический порядок, капиталистический.

   От этого разруха растёт до ещё больших размеров, и всегдашняя угроза нападения нависла над нашей страной.

  Нет ни необходимых средств для немедленного расширения производства, требуемого коммунизмом, ни необходимого ему спокойствия.

   Поэтому-то сперва устанавливается в стране временный переходный порядок подготовки к полному коммунизму. Вся государственная власть находится в руках рабочего класса и его верного союзника – трудового крестьянства. Эта власть – и есть строитель коммунизма.

   Она, с одной стороны, беспощадно бьёт одну за другой все коварные попытки хозяев и бар вернуться на старые гнёзда, а с другой стороны, твёрдой рукой вводит, ступень за ступенью, общее управление и общий единый план во всё народное хозяйство.

   Но, конечно, великое дело это находится ещё при начале.

   Мы, правда, забрали в руки Советской власти все банки, всю


   11


крупную и среднюю промышленность, все наёмные дома в городах, весь транспорт, но управлять ими ещё далеко не научились как следует, да и слишком многого: машин, сырья, топлива не хватает, и прячущиеся в подполье враги, приказчики капиталистов «саботируют» (тормозят) изо всех сил.

   И есть ещё целые отрасли народного хозяйства, в особенности сельское хозяйство, которое, по своей крайней отсталости в способах производства, покамест почти не поддаётся общему плану и управлению. Приходится их щадить, оставлять на ступени крайне невыгодного для них же самих, и для всего народа  ч а с т н о г о,  м е л к о г о  производства.

   Вот какова причина того переходного порядка постепенного строительства коммунизма, который по главной руководящей роли в ней революционных рабочих, иначе называемыми «пролетариями», носит имя: д и к т а т у р а  (то есть, полная власть)  п р о л е т а р и а т а.

   Эта-то диктатура и есть вернейший хранитель революционного союза рабочих и крестьян, она же единственно способна, среди всех испытаний судьбы, среди боевой тревоги, создать твёрдый фундамент будущего коммунизма.

   Крестьяне, всею силой подпирайте диктатуру пролетариата – вернейший залог счастья всех трудящихся!

               
                А. Дивильковский**

                …………………………………………………………………………

Для цитирования:

КОММУНИСТЫ И КРЕСТЬЯНЕ, Речи и беседы пропагандиста, № 21, Государственное издательство, 1921, стр. 3-56

         
Примечания


      * Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.

   **Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.


Рецензии