Рукопись 6
Дорогой читатель, я продолжаю знакомить тебя с моими рукописями. Когда ещё будет опубликована научная статья? Нет времени тормозить из-за организационных вопросов. Необходимо развиваться усиленными темпами. По крайней мере так мне представляется изо всех политических событий настоящего.
Пока воины борются на фронтовых рубежах мы, тыловые люди, обязаны использовать доставшейся нам мирное время с максимальной пользой. Хочется верить, что мои рукописи - это не только набор полезной информации, но и один из образцов того, как можно записывать мысли используя правила русского языка и его словарный запас. Того, какими могут быть научные рукописи. Того, каких результатов может добиться учёный, ведущий за собой по пути просвещения, в кратчайший временной период - за год. Того, каким отзывчивым может быть общество, жаждущее правды во всех сферах современной жизни.
ПО ПУТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Аннотация. Учёный ботаник подтвердил статус Российского литератора и представляет результаты просветительской деятельности по реализации задуманного в 2021–2023 гг. плана, связанному с изданием книг из Книжной серии для просвещения: от учёного к обществу (монографии и сборники "Наследие ботаников в Казанском университете", книги-альбомы "По страницам истории с ботаниками из Казанского университета", "Окно в природу", "Два года в Средней полосе России"). Это очередной шаг к популяризации учёных, изучающих природу и их научных достижений, среди широких масс населения; повышению культуры и образованности Российского общества.
Ключевые слова: просвещение, биология, ботаника, литература, популяризация науки
ON THE PATH OF ENLIGHTENMENT
Abstract. The scientist botanist confirmed the status of a Russian writer and presents the results of educational activities to implement the plan conceived in 2021–2023 related to the publication of books from the Book Series for Education: from a Scientist to Society (monographs and collections "The Legacy of Botanists at Kazan University", book-albums "Through the Pages of History with Botanists from Kazan University", "A Window into Nature", "Two Years in Central Russia"). This is another step towards popularizing scientists studying nature and their scientific achievements among the general population; increasing the culture and education of Russian society.
Keywords: education, biology, botany, literature, popularization of science
Поиск возможностей по реализации задуманного мной в 2021-2023 гг. плана, связанному с изданием книг из Книжной серии для просвещения: от учёного к обществу (монографии и сборники "Наследие ботаников в Казанском университете", книги-альбомы "По страницам истории с ботаниками из Казанского университета", "Окно в природу", "Два года в Средней полосе России") в бумажном формате дал неожиданный результат. Заинтересовавшихся издателей пока нет, но мой статус литератора подтверждён трижды Российским союзом писателей: 1) наградой за вклад в развитие русской литературы "Свидетельство о праве ношения медали "Сергей Есенин 125 лет" серия 3124 №117 на имя Светлана Владиславовна Федорова"; 2) изданием произведений в альманахе "Каталог современной литературы 2024" под псевдонимом Светлана Федорова-Роблес [1]; 3) номинацией в главном литературном конкурсе России "Писатель года 2024"; 4) правом издания произведений в 6-ти альманахах серии "Писатель года 2024" (Дебют, Детская литература, Реальные истории, Фантастика и приключения, Юмор, Писатель года). Заключены договоры на издание серий рассказов по каждому альманаху, в основу которых положены личный опыт, переживания, впечатления, глубокие знания о системе образования, растениях, эпизоды из жизни учёных ботаников, включая летние полевые учебные практики и экспедиции, особенности проведения научно-исследовательской деятельности и пр. Каждый из рассказов максимально детализирован, ёмок и описывает модель поведения человека в различных жизненных ситуациях, так как наполнен психологизмом. По совокупности рассказов, предложенных мной для издания главному офису Союза писателей России, читатель сможет по-новому воспринимать слово "ботаник" вопреки расхожему оскорбительно-уничижительному мнению. Формат данного литературного конкурса предполагает привлечение внимания депутатского корпуса РФ, центральных СМИ (телеканал "1", "Культура" пр.). И это не случайно, ведь именно писатели формируют новое мировоззрение, новое мировосприятие, новое миропонимание в обществе и способствуют его развитию или наоборот упадку. На Московской международной книжной ярмарке, на ВДНХ, продавался "Каталог…" [1], в котором опубликованы два рассказа на основе реальных событий: 1) "Письма из Карелии". Там представлены в полном виде 3 письма, которые были написаны мной в период летней учебно-полевой практики по ботанике и зоологии на Беломорской биологической станции Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина в последнее лето СССР. Красота пейзажей, особенности жизни и работы студентов-ботаников наполняли вдохновением меня тогда и сейчас наполняют эмоциями читателей настолько, что были отобраны конкурсной комиссией для издания в этой книге, предназначенной в первую очередь для коммерческих издателей, но и для любого желающего; 2) "Первомай". Там представлен опыт посадки елей на пришкольной территории женской гимназии № 12 города Казани и то, как неожиданно сработал мой статус "Кандидат биологических наук" в разрешении психологически сложной ситуации, сложившейся вначале посадочных работ между папами учениц.
Работая над прозой просветительского характера, я имею определённый успех среди читателей. Мои преданные читатели не пропускают ни одной новинки, а сейчас среди таких новинок – наиболее ёмкая научная статья "Методологические подходы в популяционной ботанике и экологии растений" [2], текста которой в русскоязычном варианте не было. Рейтинговые показатели статьи на 17 сентября 2024 года: просмотров: 1601, загрузок: 260. За пару дней пропаганды статьи таким способом, когда рассматриваются её фрагменты, каждый со своим предисловием и комментариями, количество её просмотров увеличилось на 30 позиций. На открытом Российском литературном портале "Проза.ру" на странице автора "Светлана Федорова-Роблес" (URL:http://proza.ru/avtor/svfedorova) сегодня представлено мной 460 оригинальных произведений и есть примерно 14500 читателей.
Обобщая результаты просветительской деятельности по популяризации ботанической науки, в первую очередь через рассказы о ботаниках XIX–XXI веков, связанных с Казанским университетом (с 1804 г. Императорским, с 1918 г. Государственным, с 2010 г. Федеральным) могу констатировать общественные тенденции: 1) интерес к жизни и деятельности русских ботаников и к ботанической науке в обществе растёт; 2) информация, заключающаяся в исторически достоверных и научных источниках, интересна людям из разных возрастных, социальных и профессиональных групп; 3) интерес к жизни и деятельности плеяды русских учёных, по крайней мере, в области ботаники и экологии растений, растёт; 4) просветительская деятельность учёного со статусом литератора, направленная на переформатирование застоявшегося сознания соотечественников детей и взрослых, крайне необходима для развития Русской культуры и повышения интеллектуального уровня населения будущего.
Достижения ботанической науки не представляют собой государственного секрета, поскольку не связаны с технологиями. Учёный, помни! Тебе общество доверило заниматься наукой для того, чтобы ты потом рассказывал своему "работодателю" популярным языком о том, что нового ты собственно открыл, каким образом ты смог проделать путь к открытию. Важно описание не только готового результата, но и нюансы самого поиска, психологические переживания учёного из разных исторических периодов, алгоритмы действий (это то, что связано с наукоёмкой методологией), ошибки и работа над ошибками. Портрет выдающегося учёного через историческую реконструкцию – биография через историческую летопись получается реалистичным и весьма привлекательным для романтических натур. Свод биографических фактов – событие дата, звания и пр. это не то, что повышает престиж учёного в обществе. Наука не способна развиваться, если её учёные не имеют веса в обществе, "оставаясь в тени или на задворках", хоть и работают в престижных университетах. Время пришло. Во весь голос пора начать говорить правду о прекрасных русских ботаниках и их достижениях прошлого и настоящего. Не только воинами должна гордиться страна.
Путь просвещения настолько интересен и многообразен, что идя по нему, я открываю не только новые или забытые исторические факты, но и новых или забытых авторов. Разрабатываю макеты книг-альбомов для детей и их родителей с яркими иллюстрациями на основе мною же сделанных красочных рисунков и фотографий с рассказами о певчих и водоплавающих птицах и о растениях, выращенных мной [3-5].
Литература
1. Svetlana Vladislavovna Fedorova. Methodological Approaches in Population Botany and Plant Ecology. American Journal of BioScience. Special Issue: Innovative Methodological Approaches in Botany and Plant Population Ecology. Vol. 8, No. 3, 2020, pp. 73–90. doi: 10.11648/j.ajbio.20200803.14
2. Федорова-Роблес С. Первомай. Письма из Карелии // Каталог современной литературы / Московская международная книжная ярмарка. Москва: Российский союз писателей, 2024. Книга вторая. С. 208–213.
3. Федорова С.В. Окно в природу: в зимнем саду (женская гимназия). Москва: "Netprint", 2024. Книга 1. 72 с.
4. Федорова С.В., Федорова Д.А. Окно в природу: певчие птицы. Москва: Netprint, 2023. 44 с.
5. Федорова С.В., Федорова Д.А. Два года в средней полосе России. Москва: "Netprint", 2024. Книга 1. 38 с.
ПРИМЕЧАНИЕ
Рукопись опубликована. Федорова С. В. По пути просвещения // Экологическая морфология растений: материалы XI Всероссийской конференции с международным участием, посвящённой памяти И. Г. и Т. И. Серебряковых, г. Москва, 24–26 октября 2024 г. / под общ. ред. д-ра биол. наук В. П. Викторова, д-ра биол. наук В. Н. Година. [Электронное издание сетевого распространения]. Москва: МПГУ, 2024. С. 466-470.
Организаторы конференции: Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Московский педагогический государственный университет»
Свидетельство о публикации №224091701503