Что выберет Муминат?
- Ха-ха-ха!- засмеялся аждаха,- Ее любящее сердце помещает в себя сразу несколько мужчин. Она рассказывает одной подруге, что любит Хочбара, другой- что любит Гамзата, а третей, сгорая со стыда, что любит и Гамзата, и Хочбара, и адвоката Мусу. Какое большое и доброе сердце у этой Муминат! Разве кому-нибудь из мужчин она сказала хоть раз: я скучаю по тебе, я тебя люблю?
- Никому,- промолвил Джабил.
- Только своим подружкам она и говорит, как хорош тот то и тот то, и таких красивых и достойных юношей, как сказал бы ты, она ревнует и упрекает, словно они никак не могут дать ей то, чего ей нужно. Нет, Джабил, дорога душе ее в преисподнюю.
- Однако я сумею сделать так, чтобы она поменялась,- возразил демону ангел.
- Не смеши меня,- сказал ему аждаха совсем серьезно,- Кому как ни тебе знать, что она не почитает мать свою, живущую в горах одна одинешенька? «Если бы ты больше заботилась обо мне, как о моих братьях, то я была бы обласканной и могла бы говорить о любви не тайком. Если бы ты не ругалась со своим мужем, я бы больше уважала мужчин!»- вот, что она говорит старушке из раза в раз.
- Это слетело с уст всего трижды и уже давно,- поправил демона Джабил,- Правильно ты сказал: «и могла бы говорить о любви не тайком»,- продолжал ангел,- ты подсказал мне хороший план.
Аждаха замолчал, так как понял, что проговорился.
Сострадательный и милосердный Аллах увидел двух спорящих существ и сказал им: «Ведь это глупо для вас- спорить о том, чего не имеете и не чувствуете. У человека есть свободная воля, просто придите к ней в нужный час. А пока убирайтесь-ка по своим делам».
И демон с ангелом, услыхав, исчезли.
Муминат ехала сейчас в дорогой и быстрой машине. Она давно жила в городе, так как ей было скучно в селе, и когда был жив ее отец, она сбежала оттуда , выучилась и стала работать, открыв свое дело. Ей нравилось знать, что ее машина стоит столько же, сколько стоит хороший дом в горах, а друзья всякий раз восхищаются ею, когда она заходит к ним в блистающем платье. Но вечерами Муминат грустит от одиночества, ведь она так никого и не выбрала себе в пару, и ото всех ушла. К ней приходит чувство, что есть только одна дорога куда-то, там, где нет ни семьи, ни личного счастья. Тогда она берет в руки телефон и пишет подруге, какой замечательный Муса, а другой подруге, какой же нудный Муса! «Ах, какой великолепный Гамзат»,- думает она между прочим, и так далее.
Однажды мама Муминат, Ашура, заболела и позвала дочку к себе. Муминат приехала к ней первая, так как была самой младшей в семье, и должна была заботиться о родителе. В доме было едва тепло, и сильно пахло едой.
- Доченька, я испекла для тебя чуду*, сделала плов, кушай, ведь ты с дороги.
- Не беспокойся обо мне. Скажи лучше, что случилось с тобой?- спросила у матери Муминат.
- Ослабела, не могу уже встать. Думаю, этот день для меня последний. Переночуй со мной, дочка.
- О чем ты говоришь! Ты была здорова, сама убирала, готовила, носила воду, живешь здесь одна с единственным соседом и даже не боишься этого.
- Всему приходит конец, и все это я делала,- улыбнувшись слабо, сказала Ашура и заглянула дочке в глаза,- Посмотри на меня- ведь я старая, девятый десяток лет мне.
- Мама,- сказала Муминат и расплакалась.
Она увидела согнувшиеся руки старушки, побледневший нос, завернутое в черный цветастый платок морщинистое лицо совсем престарелой женщины. Муминат присела рядом и обняла мать. Когда слезы перестали течь, то она сказала,- Как я люблю тебя, мама. За всю заботу твою я тебе благодарна. Что мне сделать для тебя сейчас?
- Поешь сама и покорми меня, дочка.
Тогда Муминат накрыла низкий стол и поставила на него еду. Чуду она принесла с дровяной печи. Печь была теплой, но угли давно прогорели в ней, и остался один лишь пепел.
На их столе было много разной еды: соленый сыр, овощи, чуду, плов, лепешка, арбуз и виноград, стоял мед, и дымился заваренный Муминат чай. Мать и дочь ели вместе, и дочь помогала матери. Ашура съела совсем немного. Когда стемнело, Муминат уложила старушку и сама легла рядом с ее кроватью, она не хотела оставлять ее одну и все следила, как едва поднимается на вдохе маленькое тело спящей матери. За окном стрекотал сверчок, а в доме стало совсем тихо. Пробдив так какое то время, Муминат погрузилась в сон. И ей приснилась девочка, весьма похожая на нее. Девочка крутилась и прыгала вокруг любимого барашка с чудными рогами, а затем подбежала к Муминат с зажатыми кулачками, выставила их вперед и сказала: «Выбирай!» Муминат выбрала ее правую руку, прикоснувшись к ней. Девочка раскрыла ладонь, и на ней лежал черный камушек. «Целуй его!»- звонко крикнула девочка. «А что в другой руке?»- спросила Муминат. «Яхонт»,- сказала девочка и развернула ладонь. Ах, как же хотелось Муминат сияющий беловато-желтый яхонт. «Дай мне!».- сказала она. «Нет! Ты когда-нибудь целовала его?». Муминат знала, что никогда не целовала черного камня. Тогда нехотя, ощущая искушение cхватить драгоценный яхонт, что дразнил ее из другой руки девочки, Муминат склонилась и поцеловала черный камень. Когда она сделала это, то ни девочки, ни чудного барашка уже не было с ней, а в руках у Муминат находилось два этих камня сразу.
«Мама»,- сказа Муминат и открыла глаза: «Такой удивительный сон мне приснился. Давай я куплю нам билеты и увезу тебя в Мекку. Мамочка»,- позвала Ашуру ее дочь, но ни ответа, ни едва заметного движения вдохов она не дождалась.
Выбежав из дома, Муминат заплакала и посмотрела на звезды, куда-то ввысь в предрассветное горное небо. «О, милосердный Аллах! Сжалься над просьбой грешницы и сопроводи душу моей матери в Мекку. Если только это возможно.. Я была занята лишь собой, я считала себя недостойной посещать святое место и уже не верила в него. Ах, я была также глупой, решив, что моей заботливой матери не нужно и это, хотя каждый день я имела возможность купить ей билет, и на то были деньги. Я боялась также, что если буду жить в селе, то отказав мужчине дважды, меня не позовут в жены, и я останусь одна, а мне хотелось учиться. Мне некому было сказать об этом. Какой запутанной жизнью я живу теперь! Милосердный Аллах, отведи Ашуру в Мекку»,- сказала Муминат и опустила лицо на ладони.
Сострадательный Аллах услышал Муминат и сказал ангелу Микаилу: «Сделай так, как она просит». Для Микаила это было не сложно и довольно быстро. Облетев с душой Ашуры Каабу семь раз, он доставил сию светлую душу в рай.
- Какой подарок ты мог бы сделать для девушки ради такой просьбы?- поинтересовался у Аллаха Джабил.
- Я предоставлю ей множество хороших выборов,- ответил Бог.
Прошло два месяца, и Муминат приехала в дом своей матери, чтобы забрать вещи. Она открыла окна, и за ними стоял ясный день. Где-то внизу на склонах шелестели осины, а ветер выхватил из комнаты занавески, и они трепыхались, точно желали улететь птицами в горы.
Муминат вышла на крыльцо и увидела наполненную сумку на высоком крючке*. Как же удивилась она! Обернувшись к улице, она встретилась глазами с Хочбаром. Он работал врачом и остался в покинутом селе только из-за Ашуры, чтобы присматривать за ней. Хочбар был молод и жил в доме своего отца, который с братьями переселился к тому времени в новое село на речной долине. Красивые каре-зеленые глаза Хочбара с радостью смотрели на Муминат, и он стоял по ту сторону улицы. Тогда Муминат сняла сумку, заглянула в нее и нашла чуду и много разных конфет в ней, она узнала вышивку семьи Хочбара на сумке и вспомнила, как когда-то , найдя точно такую же, ее мать сказала: это хорошие люди, выходи за Хочбара замуж. Но Муминат, испугавшись, сбежала.
- Ас-саляму алейкум, Хочбар! Ты ли повесил сумку?- спросила Муминат.
- Уа-алейкуму ас-салям,- ответил Хочбар,- Я сделал, Муминат.
- Хорошо, -сказала ему она,- я передам об этом своим аманат*,- а затем, немного помедлив, добавила,- Я скучала по твоим глазам, Хочбар. Я скучала по тебе, но совсем забыла, как это.
Невидимый Джабил, находившийся рядом, ликовал! А аждаха трещал от злости, так как знал, что с уходом из села последних людей ему велено торчать тут вечно и развлекаться лишь тем, чтобы заманивать нерадивых туристов на край пропасти ради хорошего снимка.
Степан Лебедев, 02.09.2024 Красная Поляна, Краснодарский край.
https://t.me/stefan_swan
* аждаха- демон, пришедший в культуру народов Кавказа из персидской мифологии.
* Джабил и Микаил- ангелы и посланники Аллаха.
* чуду – дагестанский пирог в виде мягкого блинчика у аварцев и закрытого пирога у даргинцев, готовится с начинкой из сыра, мяса, картофеля, тыквы и даже крапивы.
* сумка на высоком крючке ( с хлебом и съестными подарками) - традиция посвататься в Дагестане.
* аманат- в данном случае- это родственник или друг семьи, поручающийся за невесту.
Свидетельство о публикации №224091701704