Цепочка Успеха Total Task Chaining в 38-й школе
В годы перестройки, когда Советский Союз стоял на пороге кардинальных изменений, в курортной зоне Одессы, между пятой и шестой станцией Большого Фонтана, тихо шла своя жизнь в 38-й школе. Школа, окружённая зеленью и морским бризом, была местом, где учеба тесно переплеталась с ожиданиями перемен, охвативших страну. Среди школьных коридоров и классных комнат выделялась одна учительница — Тамара Яковлевна Потешман (или Потишман — никто точно не знал). Её загадочная фамилия и непреклонный характер стали легендой среди учеников. Преподавала она английский язык, который, как оказалось позже, был не просто предметом, а настоящим окном в будущее.
1986-1987 годы были бурными: реформы, новые надежды, слухи о переменах. Но на уроках у Тамары Яковлевны всё оставалось неизменным. Ученики неохотно посещали её занятия, больше мечтая о свободе и прогулках по морскому побережью. Но Тамара Яковлевна, вооружённая новейшей методикой полного поведенческого цепления (total task chaining), решила использовать это время, чтобы дать своим ученикам нечто большее, чем просто знания.
Среди учеников был Сережа Павломарчук — парень, который с самого детства знал, что хочет стать моряком. Его отец был моряком дальнего плавания и часто рассказывал о том, как важно знать английский язык, чтобы общаться с иностранцами в портах заграницей. Сережа не воспринимал уроки как простую рутину — он знал, что это ключ к его мечте. Он мечтал стать не просто моряком, а морским поваром — «куком», как его папа. Для него каждый урок был шагом на пути к заграничным портам и новым странам.
Родионов, который всегда был известен своей непоседливостью и хулиганскими выходками, на самом деле тоже имел свои скрытые амбиции. Хоть никто об этом и не догадывался, он мечтал стать капитаном дальнего плавания, исследовать мир и командовать собственным судном. Именно поэтому его заинтересовали уроки Тамары Яковлевны — он понял, что знание английского станет ключом к исполнению его мечты.
Однажды на одном из уроков Тамара Яковлевна решила обучить класс, как заказывать кофе в воображаемом кафе на английском языке. Цепочка состояла из нескольких ключевых шагов:
1. Подход к стойке — «Approach the counter». Ученики учились не только словам, но и тому, как правильно себя вести.
2. Приветствие — «Good morning». Это была основа вежливого общения, и каждый ученик должен был правильно произнести фразу.
3. Формулировка заказа — «I would like a cup of coffee, please». Это был ключевой этап — научиться точно и вежливо выражать свои пожелания.
4. Уточнение деталей — «With milk and sugar, please». Тамара Яковлевна объясняла, как важно уточнять, что именно ты хочешь.
5. Благодарность — «Thank you!» Это завершение цепочки, кульминация всего процесса.
Родионов, который всегда вел себя как хулиган, сначала решил, что это очередная шутка, но в конце концов увлёкся процессом. Под руководством Тамары Яковлевны он прошёл все шаги цепочки и справился с заданием. Он произнёс фразу: «Good morning, I would like a cup of coffee, please», и, к удивлению всех, сделал это правильно. Это был первый шаг к осознанию, что английский — его ключ к будущей карьере.
Сережа Павломарчук, на которого всегда смотрели как на будущего моряка, шёл по цепочке с особой сосредоточенностью. Он понимал, что эти знания пригодятся ему в будущем, когда он будет ходить по заграничным портам и заказывать кофе в маленьких кафе в Италии или Испании. Для него это было больше, чем урок — это было окно в его будущее, где он станет морским поваром, «куком», и будет путешествовать по миру.
— Good morning, I would like a cup of coffee, please, — повторял Сережа с особой уверенностью.
Тамара Яковлевна поддерживала своих учеников, используя похвалу и одобрение на каждом этапе. Её методика total task chaining помогала даже самым неспокойным детям сосредоточиться и пройти каждый шаг цепочки, пока не доведут его до автоматизма.
Но самым большим успехом Тамары Яковлевны стало то, как её уроки повлияли на Родионова. Он продолжал учить английский и использовать каждый шанс для совершенствования. Спустя годы он стал капитаном дальнего плавания, одним из самых успешных и известных капитанов из Одессы. Каждый раз, выходя в море, он вспоминал уроки Тамары Яковлевны, понимая, что те простые упражнения были его первым шагом к великой карьере.
Перестройка меняла страну, но уроки Тамары Яковлевны помогли многим её ученикам подготовиться к изменениям и адаптироваться к новым реалиям. Сережа Павломарчук стал моряком дальнего плавания, морским поваром, а Родионов — знаменитым капитаном. Оба всегда вспоминали с благодарностью ту женщину, которая показала им, что знание — это не просто слова, а путь к мечте.
В Вопросы по Total Task Chaining для BCBA с правильными ответами
Вопрос 1 (Russian):
Что такое total task chaining и в каких ситуациях целесообразно использовать этот метод?
Ответ:
Total task chaining — это методика обучения, при которой ученик выполняет всю последовательность действий от начала до конца с полным сопровождением и подсказками на каждом этапе. Этот метод целесообразно использовать, когда ученик уже способен выполнять некоторые шаги цепочки самостоятельно, но нуждается в том, чтобы связать их в единый процесс.
Question 1 (English):
What is total task chaining, and in what situations is this method most appropriate to use?
Answer:
Total task chaining is a teaching method where the learner performs the entire sequence of behaviors from start to finish with full guidance and prompts at each step. This method is most appropriate when the learner can already perform some steps independently but needs help in integrating them into a full sequence.
Вопрос 2 (Russian):
Какую роль играет подкрепление в процессе total task chaining?
Ответ:
Подкрепление помогает укрепить выполнение каждого шага цепочки. Изначально подкрепление может быть использовано после каждого успешного шага, а затем — после выполнения всей цепочки. Это увеличивает вероятность успешного выполнения в будущем.
Question 2 (English):
What role does reinforcement play in total task chaining?
Answer:
Reinforcement strengthens the correct performance of each step in the chain. Initially, reinforcement can be provided after each successful step, and later, after the entire sequence is completed. This increases the likelihood of successful completion in the future.
Вопрос 3 (Russian):
Какие ключевые шаги необходимо предпринять при использовании total task chaining?
Ответ:
1. Определить поведенческую цепочку, разбив задачу на отдельные шаги.
2. Смоделировать правильное выполнение всей цепочки от начала до конца.
3. Предоставить полные подсказки для каждого шага на начальном этапе.
4. Постепенно уменьшать количество подсказок по мере освоения шага.
5. Использовать положительное подкрепление после успешного выполнения всей цепочки.
Question 3 (English):
What are the key steps to follow when implementing total task chaining?
Answer:
1. Identify the behavior chain and break the task into individual steps.
2. Model the entire behavior chain from start to finish.
3. Provide full prompting and guidance for each step initially.
4. Gradually fade prompts as the learner becomes more proficient at each step.
5. Use positive reinforcement after successful completion of the entire chain.
Вопрос 4 (Russian):
Чем total task chaining отличается от forward chaining и backward chaining?
Ответ:
В forward chaining обучение начинается с первого шага, и каждый последующий шаг добавляется по мере освоения предыдущего. В backward chaining обучение начинается с последнего шага, и ученик постепенно осваивает предыдущие шаги. В total task chaining вся цепочка выполняется сразу, с полными подсказками на каждом этапе, пока ученик не научится выполнять всю последовательность.
Question 4 (English):
How does total task chaining differ from forward chaining and backward chaining?
Answer:
In forward chaining, teaching begins with the first step, and each subsequent step is added as the previous one is mastered. In backward chaining, teaching begins with the last step, and the learner works backward. In total task chaining, the entire chain is practiced at once with full prompts at each step until the learner can perform the whole sequence.
Вопрос 5 (Russian):
Какие факторы следует учитывать при выборе между total task chaining, forward chaining и backward chaining?
Ответ:
При выборе метода необходимо учитывать:
1. Уровень навыков ученика.
2. Сложность задачи.
3. Способность ученика к самостоятельному выполнению отдельных шагов.
4. Цель обучения. Если ученик уже может выполнять некоторые шаги цепочки самостоятельно, total task chaining может быть предпочтительным.
Question 5 (English):
What factors should be considered when choosing between total task chaining, forward chaining, and backward chaining?
Answer:
When choosing a method, you should consider:
1. The learner’s skill level.
2. The complexity of the task.
3. The learner’s ability to perform individual steps independently.
4. The learning goal. If the learner can already perform some steps independently, total task chaining may be the preferred method.
Свидетельство о публикации №224091701740