Сборник - Рассказов

                Сборник  - Рассказов.
                ***
                Рассказы бабушки - Кевсер.
Здесь мы остановимся на некоторых из них.
В детстве бабушка  рассказывала автору данных строк много рассказов ,легенд, сказок и т.д.
В последствии выяснилось ,что то что, она рассказывала -это были не мифы или сказки а самые настоящие были из жизни  и истории  сельчан.
Действия здесь происходят в стром селе Куруш, расположенный на высоте более 2565м.над уровнем моря. А гора-массив  "Ярудаг " расположен на против села. Это на юге России и Дагестана почти на границе с Азербайджаном .                А бабушка Кевсер  Или Абу Кевсер (1888-1974гг.)не выдуманный персонаж  а реальный человек...
Про гору Ярудаг более подробно см.на Проза.ру в моем редакции от 2022г.
                ***
                Горные туры и охотник.
Бабушка рассказывала ,что однажды один из сельских охотников  пошел охотится на горных туров .Вокруг горы с высотой - 4116м.  под названием "Ярудаг"( что значит "Красная гора).Целый день наш охотник ходил и следил за  турами. Они лазили по горным тропам не большими стадами и не подпускали нашего охотника к себе близко. Охотник следил за ними а они следили за охотником. Особенно за ним следил вожак так -как на него возложена  - такая миссия и т.д.    Так продолжался целый день.
Ближе к вечеру стада горных туров  уже по знакомым им тропам поднимались к своим местам на ночлег .
Чтобы на ночь никто уже не мог беспокоить их отдых, ни волки не люди... Наш охотник придумал хитрый  и коварный план. На одном из участков на отвесных скал горы Ярудаг он устроил им засаду. Когда животные начали поднимется по одному к своей  месту ночлега он начал их скидывать вниз - уколом и ударом ноги...
Впереди конечно были вожаки .Первый, второй  конечно пошли третьего и четвертого он скинул  вниз, четвертый видя такую картину ,выдвинул  вперед   свои рога, зацепил его и самого выкинул вниз...
Так закичился   жизнь этого горе охотника .
Бабушка всегда говорила ,что это святые животные и такие глупые шутки нельзя с ними  проводить...
Вот -так закончил свою жизнь кровожадный и коварный охотник и т.д.
"Действуй как настоявший охотник а не как  подлый
и коварный маньяк",так всегда говорила и повторяла бабушка  Кевсер  и т.д.
На следующий день охотника нашли внизу, около убитых ими туров И люди узнали  и  догадались  что здесь произошло и т.д.
Это был урок и другим охотникам села. Совет старейшин села осудили  данный случай и предупредили всех охотников о не допущения  таких случаев в дальнейшем
в своей охотничьей  практике и  т.д.
                ***               

                Аксарин.
Гора Ярудаг.
С этой горой в высокогорном селе связанно очень много мифов, легенд и сказок .
Более  подробно про гору "Ярудаг" см.на Проза . ру  в моем редакции.2022г.
Мы же здесь расскажем другую историю.
Вес народ говорил на протяжения веков ,что горные туры лазают здесь на этой горе где угодно- везде на поверхности на больших высотах более четырех километров ,что они мол лазают по отвесным скалам ,н находят себе убежище даже на отвесных  скалах данной горы и т.д.
Давайте все по порядку.
В наше время действительно это стала былью а не мифами или сказками.  Ведь в древности не было биноклей и других приборов, чтобы  разглядеть ,что там делается вокруг  данного  горного массива .Не было и альпинистов  как современных и т.д. Однако были опытные и смелые настоящие  горные охотники, которые много знали и понимали в тонкостях и в  природных явлениях и т.д. Они понимали  диких животных и не истребляли их а, жили и понимали их нужды и  среду обитания. И даже спасали их в трудные моменты в стихийных бедствиях и т.д.
Дикие козы и другие парнокопытные, которые здесь обитают спокон веков ,они здесь обитают и сейчас Правда количество их уменьшилось. Над этим вопросом должны работать постоянно  местные и республиканские власти и т.д. И вот 2012 году я окончательно убедился ,что дикие горные дагестанские туры на ночлег уходят на склоны горы Ярудаг. Там есть очень много их стоянок ,они сюда попадают по непроходимым отвесным скалам.
Однако они умудряются попасть сюда, не от хорошей жизни а от страха  перед хищниками и от человека с ружьем... Кроме них сюда могут попасть только опытные Альпинисты со своими спец снаряжениями и т.д.
Однажды альпинисты  мне предоставили вещественные улики- доказательства  их деятельности и тогда я понял, что бабушка Кевсер была права, что они там проводят ночи и т.д. И рано утром уходят уже пастись на свои альпийские  луга и т.д.
О чем здесь идет речь.
Лицевая стена как бы "фасад"от него по прямой в 3 -х км. расположен село Куруш. Ширина и длина этой стены около 3-х километров. На этой стене встречается  интересные  объекты  как:
1.Гигантский каньон  под названием "Казра папан квал",что переводится как "Дом женщины по имени  Казра".Она хорошо видно с села Куруш.
2.Высочайщий  водопад. Это самый высокий водопад в Дагестане под названием "Чадавур",что переводится как "Водопад".Он работает только в июле- августе. Также видно из села Куруш.
3. Протяженность  стены  равна  1000 - 1405м.
*средняя  крутизна стены  50-85 градусов.
*категория сложности  таковы:  1.Б,2.А,3.А,4.А,4.Б, 5.А, 6.А...  Здесь сосредоточены все 6 категории .
Таких категории сложности  по альпинизму нет больше ни где в России и т.д.
Так вот- как люди так и горные туры с древних времен облюбовали данный горный массив под названием Ярудаг. (Ярыдаг)/но не как не -искаженное " Еридаг"- и правильная  форма произношение является-  Яру-даг/,
что переводится с лезгинского  как "Красная гора",так
она и ест  - это  красная гора ,она состоит из красных горных пород, по этому и названа так.
Здесь Министерством спортом  Дагестана каждый год проводятся  соревнования  по альпинизму  среди команд РФ ,здесь  находится их база и т.д.
                Аксарин.
                ***
                Бездонное  озеро.
Куршская  бездонное озеро. За селом в горах на большом высоте  находится бездонная озеро. Она так и называется "бездонная" в детстве мы с дядей посещали данное озеро. И бабушка услышав наш разговор  об озере предупредила, чтобы мы не заходили в воду и  не  купались в нем это опасно. Даже животные избегают данное озеро...  Это в действительности так.
Вода здесь прозрачная и холодная. До сих пор это озеро ни кто не изучал.
В приданиях говорится ,что она засасывает животного или человека и т.д.
Мне кажется это озеро вулканического   происхождения ,
по этому люди и назвали его "бездонным".Озеро не большого размера примерно 16м.в диаметре.
И говорят в древние времена здесь утонули несколько коров, другой информации нет и т д.
                Аксарин

                Большие камни.
Некоторые названия больших камней за пределами села Куруш.
1.Цаян-къван 2.Чадгъур-къван 3.Таныр алай  къван.
Как произошли их названия. Попробуем  разгадать их значения и как это произошло.( с лезгинского языка).
                1."Цаян -къван".
Как же переводится данное название.
На мой взгляд она может означать как "посаженый камень". Кем то "посаженый" камень, каким то великаном...
От слов Цан цун, Цан,Цын, Цанвай-къван и т.д.
Со стороны она напоминает такую картину, она стоит вертикально верх  высота примерно в три-четыре  этажа...
На верху  относительно ровная поверхность размером площадка  (5х5м.).Вокруг него других таких  больших камней нет.
Она расположено на верху или над селом Куруши т.д.
                2.Чадгъур- къван.
Переводится как -"треснутый камень",(расколотый).
Возможно в древние времена от удара молнии она потрескалась  и  люди его назвали так.

                3.Таныр алай къван.
Камень с таныром (с печкой) на верху.
Действительно на этом камне имеется мальенкий таныр -печка для выпечки хлеба. Отсюда и название и т.д.
Вообще говоря в горах все  более или менее  значимые камни имеют свои названия по видимому для ориентации на местности и т.д.
                ***

                Паломники в святые места.
Хадж в Мекку и в Медину.
Бабушка Абу Кевсер(1888 -1974гг.),была живым олицетворением народной мудрости, она помнила огромное число поговорок, пословиц ,сказок, удивительных историй. В ее рассказах оживали
многие древние герои лезгинского фольклора-"Каменный
мальчик",хитрецы и балагуры, Мулла Несредин , Кваса,
эпический герой Шарвили из лезгинского эпоса и другие. Она много рассказывала  о знатных людях , оставивших свой след в жизни села. Она могла читать и писать на арабском этому ее научил  отец Хаджи Керем -буба.   Годы жизни ( 1865-1931гг.) 66л. 
Здесь мы расскажем как она вспоминала поездку
своего отца на Хадж в далекую Саудовскую Аравию в
 города Мекку и Медину. В 1905году он с группой паломников  отправились в Хадж через город  Дербент.
Она будучи девушкой в 17 лет до мелочей помнила все из его рассказов и т.д.
                ***
Немного статистики:
В 1901г. количество паломников составило   6 тыс.чел.
в 1902г.их количество составило 16 тыс.чел.
В 1903 году 5 тыс.чел .
В 1904 году около 7 тыс.чел.
В 1905 году 10 тыс.чел.
В 1903 году расходы примерно составляли в сумме на каждого  человека  от 133руб до 320 руб.в зависимости от маршрута и т.д.
Сюда входили расходы как:
Наем верблюдов.
Плата переводчикам.
Аренда жилья.
Различные пожертвования.
Оплата за еду.
Покупка различных сувениров и т.д.
Путь в оба конца был наиболее опасным, особенно на территории Турции и Аравии, где могли напасть на них с целю грабежа - в основном нападали  бедуины и т.д.
Маршруты движения паломников из России. Их было 3 маршрута .
1.По Закавказью и Северной части Персии через узловой пункт Кирманшах и пограничный с Турцией город Ханекин, по направлению на г.Багдад. А затем через пески Аравии в Мекке и Медину. По этому маршруту паломники отправлялись в количестве от 12 до 15 тыс.человек в год.
Как говорила бабушка это был самый трудный  участок пути  по пескам и пустыням Аравии. Приходилось менять несколько раз лошадей на верблюды и обратно и т.д.
И  животные и особенно люди выдерживали эти испытания на пути к Аллаху и святым местам - Мекку и Медину.
Это был наш маршрут с Южного  Кавказа и далее.*
2.Через Ср.Азию. Самарканд и Бухара, а оттуда морем в
Джидду  или   Ямбо и далее в Мекку и Медину.
По этому маршруту паломники отправлялись в количестве 4-7 тыс.человек.
3.Из портов Черного моря. Стамбул и Суэц в  Джидду  или Ямбо  и далее в Мекку  и Медину. По этому маршруту
паломники отправлялись в количестве 2-3 тыс.человек.
                ***
В источниках есть сведения ,что из России ежегодно на Хадж отправлялись  около 10 тыс.человек из них почти половина приходилось на Ср.Азию.
В южном Дагестане также были организаторы паломничества на местах .Например древний  город
Дербент был уже к 22 г.Хиджры одним из частей Арабского Халифата.( Это примерно 640 г. )Уже в 733тоду 30 семей арабов  переехали на постоянное место жительства в старый село Куруш в горах и т.д.
Так ,что здесь были  древние связи...
Более подробно см.на Проза.ру в моем редакции.
Так например они концентрировались преимущественно в г.Дербенте их назвали"Далилы".Они сами приезжали или отправляли своих людей ,чтобы принимать людей на Хадж. Они же и обустраивали им  быт и т.д.
Об этих людях рассказывала и бабушка Кевсер...
Естественно за определенную плату. Паломники приезжали в святые места  за ранее примерно за два месяца до Хаджа.
                ***
Уже  с 1911 года  Российское Правительство  относилось            к паломникам на Хадж с уважением, доверием, и пониманием к их нуждам а также и к  санитарному обеспечению и  другим вопросам и т.д.
                ***
/Немного хроники по этой теме./
В 1914 г в связи с Первой Мировой войной, границы были закрыты.
В 1924г.поломничество возобновился в Джидде открылся консульство.
В 1926г.СССР первым признал Королевство Хиджаз, Султанат  Неджд.
В сентябре 1932г.Султанат Неджд  стал называется КСА. Королевства Саудовская   Аравии. СССР первым установил с ней дипломатические отношения.
В 1935г.поломничество на время  был остановлено.
В 1945г.Хадж был возобновлен в СССР.
С 1945по 1990гг.в СССР совершили  Хадж около 900 человек.
В 1953г.на Хадж поехала очередная группа паломников    и т.д.
В 1961г.в Саудовской Аравии был открыт ОМС. Отдел
Международных связей  и т.д.
                ***

Паломники Мать и сын.
В одном из горных селении К. жила одна семья.
Жили  своей жизнью  в горах ,как и все другие сельчане.
Матери Марям была одна мечта со временем  поехать
на Хадж в святую Мекку и младший его сын  Саид ,
обещал ей отвести её в эти святые места буквально на своей спине, там где она уже не могла сама...
Когда подошло время они собрались в далекий путь.
Предстоящий  путь конечно был трудным и тяжелым...
У матери и сына был договор. Как только они достигнут цели ."Она спишет ему все страдания и муки ,которые он с младенчества и детства как- бы начинил ей" своей матери и они будут в расчете.."После того как они благополучно совершили Хадж. Мурад - спрашивает свою маму.
"Ну что дорогая Мама я выполнил свою обещание и
как теперь ты считаешь мы в расчете или нет..."
И мама отвечает "Да дорогой мой сыночек мы в растете -но только за одни сутки твоего содержания ,ухода и беспокойных ночей и т.д. "
И только тогда сын понял что ,откупится у матери не получится  он обнял свою мать- они оба смеялись и плакали одновременно....
Мурад понял и вспомнил изречение из св. Корана ,что
"Рай находится у ног матери"...
Представите себе на минуту, сколько обязанностей возложено Всевышнем Аллахом на мать ,Ведь она должна быть настолько терпеливой, богобоязненной, любящей свое дитя и покорной всевышнему, чтобы воспитать детей в духе  Исламе и с имамом в сердце.
Врата рая открыты для тех, кто ценит и уважает Матерей...
                Аксарин.

***
Коллективизация и переход от вытеснения кулачества к его ликвидации как класса. (1928-1932гг.)
               
Бабушка Кевсер  рассказывала также про  эти годы на селе. И репрессии в те годы против мирных граждан в с.Куруш.
                ***
Первое ,что я запомнил это "Борьба с так называемым  кулачеством". Хотя кулачество в селе можно сказать не было.(это отдельная историческая тема) Об этом в свое время писал Нажмудин  Самурский.  Однако он этот вопрос не довел до логического конца, отсюда и кривотолки  и споры про кулачество. (И кто его слушал в те годы !). Кто имел немного поголовья  овец,(от200 до 500), КРС и пару лошадей считался уж кулаком и т.д. На мой взгляд , данный вопрос не был разработан  руководством страны и на местах по республикам и т.д.
/Более подробно см.статью Раскулачивание-  Википедия./
                ***
Эльдеров  Мурад.(1900г.р.) Тоже из этой категории ,попал в список   кулаков. У него в большой семье, которая состояла до 15 человек было 500 баранов, несколько коз,4 КРС. 3 лошади.
Однажды после  разговоров и ссоры с главой местной администрации  села. Ему било  сказано ,чтобы он  сдал в колхоз свои 500 голов МРС. Под нажимом ему пришлось это сделать...Лично так называемый глава села на этом не успокоившись пошел еще дальше . В один из дней за ним пришли люди из органов и забрали его ,сказав при этом на ссылку  в Сибирь  и его больше никто и не видел, назад он  больше  не  не вернулся...
                ***
                Другой пример.
У некого  М... житель села Куруш  у большой семи было 1500 голов овец и коз. и другой живности. Их тоже сельская администрация и лично глава вынудил сдать всю поголовью  МРС  государству и т.д.
В один из дней рассказывает бабушка Кевсер, он со своими взрослыми  сыновьями выгнал отару овец в одну из ущелье  и  шашками порубили всю стадо...
Вот вам  результат принуждения и нажима на "кулака"-
в месте того ,чтобы доходчиво объяснит линию партии...
и т.д.
А не использовать эту линию в своих корыстных интересах и т.д.Такие случаи были в селе и в районе не единичны в те годы" коллективизации и раскулачивания"и т.д.
                ***
Рассказы  Умаханова Пирсагата  Булуьловича.
/ Сына участника ВОВ. 1941-1945гг./
Бывшего Муллы села Н. Куруш.Как он в свое время познакомился с муллой мечети в селе Тарки...(Махачкала)
Звали его Гмзаев Шых-Керим.Это было в ( 1969-1970гг.).
Сын Гамзатова Махмуд-буба,из  старого села Куруш в горах), Докузпары.Каким образом он попал сюда не известно .
Однако он попал сюда из-за -гонения и преследования по религиозным мотивам.(возможно он даже изменил свое имя).Он себя называл именно так- Шых-Керим,               
Мулла Шых-Керим.
И вот в один из дней они познакомились. Умаханов П.
пришел в мечет с. Тарки. Цель его был познакомится, по ближе, и получит глубокие знания от муллы Шых-Керима... Потому что в те времена открыто намаз почти ни
кто ни делал. Кроме религиозных деятелей. Конечно они друг друга не знали .Мулла Шых-Керим- конечно опасался любого кто приходил, и задавал какие  то вопросы...
Умаханов П.с первого дня учился у муллы религиозным наукам.Конечно кое ,что он знал-как самоучка...
Здесь же у муллы он жадно учился и на лету схватывал все мудрости Ислама. Иногда он даже оставался в мечети и т.д. Современем  Мулла понял что этот молодой человек  действительно  пришел учится. Он все больше стал доверят ему,  однако свои секреты не выдавал. Что он сам тоже с с.Куруша и ничего о себе ни говорил т.д.
Мула Шых -Керим  был по тем временам  действительно  грамотным мусульманским деятелем в кругах Ислама.
Он многие суры Корана знал наизусть свободно читал и переводил Коран. Был хорошим учителем и наставником ,
но был хорошим и скрытным политиком в своем деле и т.д. И этим делам учил своих учеников и т.д.
По словам Умаханова П.Б.он тайно подготовил многих
молодых учеников -учению Ислама в.т.ч. и его самого...
Но не когда не настраивал молодых людей против государства. Занимался только религией и т.д.

                ***
                Религиозные деятели села Куруш.
Официально считается переселение высокогорного села из Дакузпары на равнину в Хасавюртовский район 1952год.
1.С 1952года по1991г. (39лет),сельской муллой был Алимов Джамусаб.Фактически перенес Традиционный Ислам с старого села в новую,  на равнину Ноый Куруш...
Здесь также велика его роль в этом процессе на новом месте. Это была не легкая задача, однако он сумел с ним справится ./Мулла был полузрячим  человеком./
Ему помогал несколько лет примерно около 9 лет.
Эскендеров Гъебет -буба. Был участником ВОВ.1941-1945гг.Поле ВОВ работал на Дальнем востоке до конца
1947года на железной дороге и т.д. После чего приехал в родной село. После ухода на пенсию стал религиозным деятелем.
К концу этого срока  (к 1991г.)он  добровольно ушел по состоянию здоровья...Умер в 1992году.
2.С 1991 г.Муллой села был Умаханов П.  В 1994году он поехал паломником на Хадж в Мекку и Медину.
Умаханов Хаджи Писагат.Он много сил и энергии вложил в
налаживании Ислама в селе. Построил в  селе сельский Мечет. Сам лично занимался строительстве мечети и т.д.
И  сам лично в  торжественной обстановке  открыл сельский мечет...Многие организация и предприятия участвовали на этом торжестве...   Он
так же построил мечет в старом селе Куруш и т.д.
Велики его заслуги перед восстановлением  и рапространением  в селах  религии  Ислама. Мы всегда помним его заслуги  перед Исламом и го большим имано в сердцем .Аминь!

3. С 2012года по 2015год муллой был избран Хидиров Магомед. Который стал жертвой терроризма  . /так называемых  Вахабитов.../
4.С 2015г.муллой села стал Панахов Азим,клторый работает и по ныне- в  настоящее время и т.д.
                ***


***************************************************




Рассказы на военные темы (ВОВ .1941 -1945гг.)
                ***
Мамеева Ахмед. Был  призван в самом начале  войны.
Как он воспоминал мы в начале войны отступали...
Оставляя за собой города и села теряя технику и людей и т.д.В оном из боев на Украине мы попали под бомбежку.
 Я и мои однополчане были засыпаны землей  многие были убиты другие контужены ... У меня  на  поверхности торчала только рука. В какой то момент рука зашевелилась это увидел один из моих друзе .Они и выкопали меня, и отправили в полевой госпиталь.  После чего  я возвратился в свой часть.
В одном из боев также на на Украине  в 1942году с группой солдат легко ранеными мы уже без припасов попали  в плен. После чего мы решили устроит побег, но нас поймали  немцы с собаками и изрядно избили и увезли в Германию  .Здесь нас  распределили среди немецких фермеров. Обращались с нами  хорошо, кормили во время, но заставляли работать  от зари до зари. За малейшее  неповиновение били кнутами, травили собаками ,издевались как хотели не считали нас людьми т.д.В конце ВОВ, нас  как и многих  других  освободила Красная Армия.
После окончания войны приехал в свой родной село и начал работать  здесь и т.д.
                ***
Гаджибабаев  Билал  .Г.
Был призван в Красную Армию из-за возраста только в апреле 1943году. Около 6 месяцев продолжалась военная подготовка. После чего его зачислили в 151 стрелковый полк, дислоцированный в Прибалтике. Здесь он получил первое боевое крещение 6 сентября 1944года.
Был храбрым воином ,старался не уронит честь,  славу  и достоинство  своих предков.
Участвовал в Прибалтийской Стратегической наступательной операции Советских войск, который преследовал цели разгрома сил группы армии "Север"
К этой операции привлекались силы Ленинградского и трех Прибалтийских фронтов. Первыми 14 сентября 1944 года перешли в наступлении войска Прибалтийских фронтов. А уже 17 сентября начал свое наступление и Ленинградский фронт. Входе наступления войска Ленинградского фронта 22 сентября освободили столицу Эстонии г.Талин, а 13 октября ударами 3-гои 2-го прибалтийских фронтов была освобождена Рига.
К исходу 24 ноября вся территория Прибалтики была освобождена от немецко-фашистских войск, за исключением Курляндии.
В ходе боев за Прибалтику в июле-ноябре 1944 года из 59 дивизии противника были разгромлены 26,а 3 дивизии полностью уничтожены.Остатки группы армии"Север" в составе 38 дивизии оказались отброшенными на Курляндский полуостров и были зажаты в тиски в районе Клайпеды и т.д. Участвуя в этих боях,5 ноября 1944 года
Г.Билал  был тяжело ранен и  отправлен в госпиталь 
расположенный в городе Кострома. Здесь он перенес две операции. Здоровее солдата сильно была  подорвана.
После 6-и месяцев  его направили в г.Бийски  здесь лечение не удался после чего он был направлен в г.Москву.  Он здесь  пролежал три месяца.
Врачебная комиссия признала его негодным к строевой
службе. Так закончилась война для Билала Гаджибабаева.
Его боевой путь отмечен орденом ВОВ, Великой отечественной войны 2-й степени и медалями за ратные подвиги.
Вернувшись к мирному труду, он работал в родном колхозе, бригадиром овцеводческой бригады, а после переселения на равнину с1952года , работал  бригадиром  полевой бригады ,почти до 1990 г. и т.д.
                ***
Назаров Шукур Гюлович.
Уроженец села Куруш Дакузпаринского района.
До войны был призван в ряды красной Армии. в рартелирийские войска был лейтенантом Арт.В. Отслужил
и при демобилизации началось ВОВ(1941-1945гг.)
Как и многие другие попал в плен. В начале ВОВ целые Армия попадали в плен к немцам. Их с большой группой отправили в германию. И здесь их распределили среди немецких фермеров. Здесь же изучил немецкий язык.
К концу ВОВ с группой товарищей  бежали и присоединились к нашим войскам. После демобилизации вернулся в родной село и работал в  колхозе.


Рецензии
Прочла о горе-охотнике и роли матери. Обе миниатюры понравились.

Валентина Забайкальская   16.10.2024 10:31     Заявить о нарушении