Сущность и миссия, кто и что
Но перед вестью о кресте сначала выясняется вопрос божественности и мессианства Иисуса. Перед «Что сделает» идет «Кто сделает». Это важно. Чтобы понимать, что произошло на кресте, надо понимать, Кто на кресте.
Интересно, что Петр, исповедание которого только что было камнем, на котором созидается церковь (ст.18), через минуту становится камнем соблазна для Иисуса (ст.23). У Петра благодаря откровению Сущего на небесах Отца получилось понять первое («Кто»), но он был слеп ко второму («Что»).
Я подумал, что у нас с Петром противоположные проблемы. Еще раз: за короткое время Иисус и апостолы обсуждают два важных вопроса – кто Иисус и что Иисус сделает на кресте. Какая из этих двух тем является более основной на наших богослужениях, в наших проповедях, стихах и песнях?
Первый вопрос («кто Иисус») кажется нам само собой разумеющимся, некоей базой, которую надо разъяснить на занятиях для готовящихся к крещению. О втором вопросе («что Иисус сделал на кресте») у нас намного больше говорится на собраниях – минимум раз в месяц совершается хлебопреломление, и среди месяца это тоже нередкая тема.
Мф.16 показывает важность понимания этих двух вопросов в их взаимосвязи. Неправильно часто говорить об одном, упуская другое. И если Петр хорошо понял сущность и идентичность Христа, но плохо – Его миссию, то у нас, мне кажется, обратная проблема. И повторю: недопонимание в одном ведет к искажению или редуцированию понимания другого.
Это тема для подробных обсуждений и пространных (не путать с прЕстранными) статей, но вот навскидку один пример обедненности понимания происходящего на кресте, если есть проблемы с пониманием того, кто такой Иисус.
Если понимание божественности и мессианства Христа отходит на второй план, то при рассмотрении Голгофы акцент будет делаться, например, на физических и эмоциональных страданиях Иисуса, Его образ будет романтизироваться, нуминозное будет замещаться сентиментальностью. Ничего не напоминает?
17.09.2024
Свидетельство о публикации №224091700532