Пора самому на жизнь зарабатывать. Пенсионерка отк
Мама сидела во главе стола, уставшая, но счастливая, она оглядывала всех вокруг. Трое детей, шесть внуков – не зря прожила.
Борька, самый младший, произнес тост, - Мамочка, мы ж все тебя любим! – распалялся он, и никто не мог его остановить. Старшая сестра нервно поглядывала на него, но молчала – праздники не время для разборок.
Неприятный разговор
– Мам, – начал Боря, – я тут подумал, тебе уход нужен, правильно? Ты ведь уже не молода...
– Борь, – вмешалась Оля, – хватит! Сегодня мамин день, а не твой. Мы потом поговорим.
– Да подожди ты, сестричка. – Смотри, тебе уже квартира досталась, помнишь? А Лена дачу получила, когда первый ребенок появился. А мне что? Всю жизнь на съёмных живу.
– Сын, мы это не обсуждали раньше, – сказала мать, пытаясь сгладить ситуацию. – И не время сейчас…
– А когда время, мам? Когда? – Всю жизнь как обуза, да? Тебе уж пора переезжать к одной из дочерей. А я в квартире твоей буду, по-человечески наконец заживу!
– Борь, хватит, – сказала сестра. – Мы ведь семья...
– Семья! – выкрикнул младший сын. – Что за семья, когда все по своим углам? Оля, у тебя уже всё есть! Дом, квартира! Чего тебе ещё нужно? А у Ленки дача – красота! А я?
-Да хватит уже! - Оля резко встала. - Всё тебе мало! Сколько можно ныть? Все всё тебе должны, один ты бедный и несчастный!
- Оля, не начинай, — мать пыталась успокоить всех.
- А что, не так что ли? - не унималась старшая дочь. - Мама всю жизнь тебе помогала! Ей стоило только накопления собрать, как ты тут же прибегал со своими вечными проблемами!
- Да у меня не было другого выхода! - выкрикнул он. - Откуда мне было брать? Ни дома, ни работы, ничего!
- А кто в этом виноват? Мы с Леной тоже не в роскоши купались, всё своими руками сделали! Но ведь как-то выкрутились, устроились. А ты, как ребёнок малый, вечно с протянутой рукой.
- Оль, прекрати, - Лена попыталась вмешаться.
- И это твоя благодарность? В день маминых семидесяти лет заявиться с такими разговорами? чего ты добиваешься, не пойму.
- А что, неужели вы этого не видите? Мама, ведь правда же, что тебе нужен уход? И это нормально, все мы не молодеем. Но я не просто так это говорю! Почему меня сразу в корысти обвиняют?
- Потому что ты всегда что-то хочешь! - сказала Оля. - То деньги, то жильё, теперь вот мамин уход! Ты думаешь, она не понимает, что ты на самом деле хочешь? Квартиру ты хочешь, а не заботу о маме!
- Оль, не надо, - сказала мать. - сегодня ведь праздник…
- Мам, ты всегда его оправдываешь! - А он только и делает, что жалуется!
- Давайте остановимся, - сказала Лена. - Это же мамин юбилей. Мы здесь не для того, чтобы ругаться. Давайте уважать хотя бы её.
- Ребята, - сказала мать. - Давайте без ссор. Я всегда думала о вас. И да, сын, ты прав, я старею, и мне, наверное, действительно потребуется уход. Но это не значит, что я готова прямо сейчас переезжать.
- Я отдала вам всё, что у меня было, — продолжала она. - Оле - квартиру, Лене - дачу. Боря, тебе — всё, что оставалось. Это правда. Но не ради благодарности, а чтобы вам было легче жить. Чтобы каждый из вас смог встать на ноги. Но я вижу, что это стало причиной ваших споров, обид, недовольства.
- Дети, хочу до вас кое-что донести, - наконец сказала она. - Я еще бодра и полна сил. Я нахожусь в своем доме, и не планировала отсюда уезжать. А ты сын подумай, что ты вообще сказал мне. Ты буквально предлагаешь мне выехать из своей же квартиры раньше времени, чтобы ты смог зажить по-человечески? А я что, уже для вас всех обуза?
- Мам, я не это имел в виду... - пробормотал сын.
- А что тогда? - спросила мать. - Ты хочешь заботиться обо мне? Хорошо, спасибо. Но почему при этом я должна освободить для тебя квартиру? Мне сейчас хорошо здесь, я привыкла к этому месту, к этим стенам, к виду из окна. И я ещё не настолько беспомощна, чтобы ты так открыто строил на моём жилье планы.
- Поймите вы все, - продолжила она уже мягче, - я здесь не просто для того, чтобы вы делили моё имущество. Я всё ещё ваша мать, и я хочу, чтобы вы помнили об этом. Давайте так. Этот вопрос закрыт. Пока я жива, никакого дележа квартиры не будет. И хватит уже об этом. Давайте просто проведём этот день, как семья.
Сын резко встал, стул с грохотом отлетел назад:
- Всё для них опять! - выкрикнул он, показывая на сестёр. А меня будто не существует! Всю жизнь только для них, а я - что, не человек? Всегда крайний, всегда лишний!
- Ноги моей больше тут не будет! - сказал он, резко развернулся и рванул к выходу. Никто не успел ничего сказать, как за ним уже хлопнула входная дверь.
Разговор с соседкой
Когда праздник подошел к концу и все ушли по домам, в дверь пенсионерки постучали. Открыв, пожилая женщина увидела свою соседку, Галю— женщину лет семидесяти пяти, с которой они жили по соседству много лет и давно общались.
- Верка, с юбилеем тебя, дорогая моя! А ты чего такая грустная сидишь, праздник ведь у тебя? - спросила Галя.
- Да что уж тут говорить, - вздохнула она, садясь напротив. Дети опять ссорятся из-за квартиры. Боря совсем обнаглел, уже чуть ли не выселяет меня. Думает, что меня завтра не станет, и квартира достанется ему. А я ведь ещё жива!
- А знаешь, Вера, с одной стороны, жалко его, конечно. Жизнь как-то не складывается у него. Но с другой стороны не маленький уже, чтобы всё ждать, когда мама с пенсии что-нибудь подкинет.
- Так я что, не вижу этого, что ли? - раздражённо ответила Вера Павловна. Даже подождать не может, когда время придёт. Как так можно, Галя? Будто я уже обуза для них!
- Сложное это дело, но не ты одна такая. Знаешь, сколько таких историй вокруг? Все как коршуны, ждут, чтобы наследство делить.
- А я вот что подумала, Вера, - Галя наклонилась ближе. - Хватит уже помогать сыну. Пусть сам, наконец, за свою жизнь отвечает. Вон, видишь, какой взрослый, а всё к тебе бежит, как к ребёнок с протянутой рукой.
- Да я и так стараюсь меньше ему помогать, - начала было оправдываться Вера, но соседка перебила её:
- Ты не старайся, а прекрати совсем. Хватит ему у тебя на шее сидеть. Пусть сам наконец работу найдёт, пусть сам зарабатывать начнёт. Сколько можно из тебя всё тянуть? Ты уже своё отдала, больше не надо.
- Он ведь сын, Галя. Как ему не помочь?
- Потакать ему больше не надо. Он же понимает, что ты его всегда подстрахуешь, поэтому и не шевелится особо. А ты сама уже на пенсии, хватит тебе ещё и за него переживать. Пусть сам наконец свою жизнь на ноги поставит.
- Значит, просто так взять и сказать ему: хватит? - спросила она.
- Именно. Скажи, что больше не будет никакой помощи. Пусть идёт и сам себе на жизнь зарабатывает. Уж не в каменном веке живём, работу найдёт, если захочет. А квартиру пусть получает, когда тебя не станет, если уж так на неё рассчитывает.
- Знаю я его. Он обидится, опять уйдёт...
- Пусть обижается. Пусть идёт и думает. Зато ты наконец-то вздохнёшь спокойно, и, может, это его как-то встряхнет. Если он поймёт, что рассчитывать больше не на кого, кроме себя самого, может, и возьмётся за ум. А ты, Вера, живи для себя, а не для того, чтобы угождать его прихотям. Ты своё уже сделала, теперь пускай он сам.
Неожиданный приход сына
Днём, когда пенсионерка только собралась вздремнуть, в дверь неожиданно позвонили. Когда она открыла, то увидела сына.
- Ну что, мам, не ждала? = он зашел в квартиру, даже не дождавшись приглашения. Я тут опять обдумал всё. Так что, ты собираешься к Лене переезжать или нет?
- Сын, что ты опять заладил свое? - устало спросила мать. Мы уже все обсудили же.
- Да ничего я не заладил. Просто говорю, что тебе лучше к дочерям переехать. Вот у Ленки- дача, огород, свежий воздух. Внукам внимание нужно. Что тебе тут делать? Сиди себе там, с внуками нянчись, пользы больше будет.
Дала отпор
- Так, сын, хватит, - мать решительно встала. Я остаюсь в своей квартире. Мне хорошо здесь, я привыкла к этому месту. Почему ты не можешь это понять?
- Потому что, мам, - он повысил голос, у меня нет денег! Я не могу снимать квартиру на те гроши, что ты даёшь! Тебе жалко что ли? Ты сидишь на пенсии, тебе много не надо, а мне вот нужна нормальная жизнь! Я твой сын, ты должна мне помочь.
- Борь, - её голос дрожал от злости и обиды. Хватит уже. Лавочка закрылась. Больше я не дам тебе ни копейки. - Пора самому на жизнь зарабатывать. Моя пенсия - это для меня. Мне самой её не хватает, а ты хочешь, чтобы я ещё тебя тянула? Тебе не стыдно?
- Ты о чем говоришь вообще? Пенсия ей не хватает, видите ли! Ты что, думаешь, я за спасибо жить буду? Мне на что жить, а?
- На что? На работу иди! Как все люди! Сколько можно тебя об этом просить? Ты уже взрослый. Хватит с меня. Я тебя тянула, сколько могла, но больше не буду.
Устраивайся на работу, как все нормальные люди, зарабатывай. А квартира моя и отца достанется тебе по праву, когда меня не станет. Потому что Оле и Лене я уже помогла в своё время. Так что жди и больше ко мне с этим не приходи!
- Значит ты так решила.... - бросил он резко. Совсем тебя что ли ничего не волнует, кроме твоей квартиры?
Он развернулся, схватил свои вещи и вышел из квартиры. Дверь хлопнула так, что посуда задребезжала в шкафу.
Прошли дни, недели, но от Бори не было ни слуху, ни духу. Он не звонил, не заходил в гости. Мать надеялась, что он поймет свою ошибку и они продолжат общение. Что рано или поздно, сын осознает, что значит быть взрослым, и брать на себя ответственность за свою жизнь. И наконец сможет принять тот факт, что не всё в жизни даётся легко и не всё можно получить за чужой счёт.
Свидетельство о публикации №224091700553