Две звезды Михаила Лисовского

     Можно ли про любого из мастеров культуры, про художника сказать, что лучшее, что в нем есть –  это то, что он хороший художник? Да, про многих можно, и только, но где же человек? Это значит, что остальные его человеческие качества не дотягивают. Скольких людей после смерти назовут и замечательными художниками и отличными людьми? Лишь немногих. У смоленского художника, педагога и нашего друга Михаила Михайловича Лисовского этой двойственности оценок не было – одновременно он был и тем и другим. Добрый и располагающий к себе, настойчивый и правдивый, романтик и мыслитель, он умел дружить, радоваться чужому успеху – черта характера, редкая в среде людей искусства. Человек без двойного дна, можно было твердо быть уверенным, что за глаза он скажет о тебе то же, что и в глаза.

    Он всегда был таким, и когда маленьким во время войны угоняли в Германию, и потом, когда жили в землянке. Средняя школа, строительный техникум, в 1959-м уехал на стройку в Сибирь, в Братск, затем армия и институт, куда прорвался в 28 лет. Вступил в Союз художников, был членом правления, преподавателем колледжа института искусств, награжден Серебряной медалью СХ России «Духовность. Традиции. Мастерство», грамотами, благодарностями. Десятки выставок, глубокие научно-методологические исследования, и, конечно, работа над картинами. Живопись стала его путеводной звездой.

     24 марта 2021 года на втором этаже КВЦ им. Тенишевых в последний раз прозвучала «Богатырская симфония» полотен Михаила Лисовского. Выставка живописи, приуроченная к 80-му дню его рождения, мощно и торжественно прошествовала по залам культурного Центра. Я люблю этого художника, внешне похожего на русского богатыря, крепкого, ладного, с аккуратной бородкой, сдержанного и немногословного, но всегда осиянного улыбкой. Глаза его с добрыми искрами, взгляд внимательно-цепкий, не отпускающий, наполненный внутренним жаром, который вырывается на холсты.

     Картины разные, спорные и безусловные, но вынуждающие застыть перед ними в попытке прорваться к смыслу. Своя, и только своя манера живописи при столь отличных жанрах. Здесь и классика, и абстракция, и гротеск, и символизм, и духовные произведения. Свой неповторимый и броский колорит, будто вызов на дуэль, своя особенная композиция. Картины глубоки по фону, почти всегда контрастны, наполнены вопросами и размышлениями. Это именно картины, а не этюды или наброски, чем грешат многие наши неплохие живописцы. Лисовский был заметен, но не оценён по достоинству, он вполне мог получить звание «Заслуженного», когда был выдвинут. Тогда к его работам было бы совсем другое отношение у музейщиков. Такая участь постигла не его одного – у нас не хотят замечать многих состоявшихся мастеров, считая, что им надо ещё «постоять в очереди».

     В тот день мы похоронили Михаила Лисовского. Ноябрь, двадцать второе 2021 года. Так совпало, или на самом деле существует тонкая взаимосвязь всего во Вселенной. Но знак я получила.

     Вечером после похорон я вышла с собаками погулять. Думы о Мише не отпускали, он был философом, умел поразмыслить и высказать итог, вывод из события или поступка. Это ведь он сказал моему мужу-скульптору: «Я знаю, откуда у Кости такая особая пластика в скульптуре. Ты передаешь ему её в танце…» «Миша, где ты теперь, тебя нет на Земле», –  подумала я и сразу увидела яркую немерцающую звезду чуть выше макушек деревьев. Специально обвела глазами всё небо –  нет больше звезд. Ни одной! Мелькнула мысль – а ведь душа его могла вселиться в звезду… Значит, я вправе обратиться к нему напрямую. «Миша, что ты хочешь, чтобы я про тебя написала?»

     То ли из-за облака, то ли сама по себе явилась вторая звёздочка, чуть поменьше, не такая лохматая, светом холоднее, и выше. На минуту задумавшись, я поняла: «Твоя жена»! Ты хочешь сказать о ней. Все знали о вашей любви. Это был один человек, состоящий из двух. Красивая пара, родился сын. Когда они приезжали в загородный домик, это знали все – далеко слышался чистый голос Леониды, Лины. Она очень любила петь. Страстью её было и огородничество, плодами дачных трудов были одарены все желающие. Вместе бросили курить, когда с изумлением заметили чёрное закопчённое пятно на потолке над кроватью. Потом Лине подарили дорогую трубку, и она покуривала, это было так стильно. Миша очень тосковал, когда она ушла намного раньше него, стал затворником и никогда не расставался с её портретом, который носил всегда с собой до конца дней своих.

     Все окружающие нас вещи, предметы в домах или на улицах незримо влияют на нашу культуру и даже на психологию. Человеку и человечеству предстоит сохранить самые важные «документы прошлого» и, главное, преумножить их. Подобно самому Создателю бережно вносить каплю за каплей в общее вселенское Наследие. Две картины Миши в нашем доме постоянно притягивают внимание и ведут нескончаемый разговор с нами. В комнате, выходящей окнами на восход солнца, на стене висит его летящий огненный жеребенок «Стригунок», приглашая в вечном полёте подняться над сущим. Отныне и навсегда пусть сияют в небе две звезды Михаила Лисовского – его живопись и его любовь.


Рецензии